Александр Лосев: Давос-2019: Новый мировой порядок – это глобальный беспорядок
| Международный дискуссионного клуба «Валдай»
Несколько лет подряд глобализация и связанные с ней процессы становятся главными предметами обсуждения на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В 2019 году организаторы решили совместить обсуждение проблем глобализации и так называемой Индустрии 4.0 и назвали главную тему: «Глобализация 4.0: формирование глобальной архитектуры в эпоху четвёртой промышленной революции».
«Скорбит ли ангел-хранитель о бедствиях своего подопечного?
– Нет, ибо на всё воля Божия»
(из средневековой схоластики)
К сожалению, геоэкономические риски и различие стратегий и целей у основных мировых акторов делают такую повестку малосодержательной, а обсуждения носят дискуссионный характер, сравнимый со схоластическими рассуждениями эпохи Фомы Аквинского и его кульминации цивилизационного развития.
«Новый мировой порядок – это глобальный беспорядок, и не только в торговле», – заявил в Давосе бывший министр промышленности и торговли Индии Камаль Нат.
Рост политической напряжённости, торговые войны, протекционизм – это проявление начавшихся мировых процессов, которые угрожают разрушить глобализацию и свернуть не только инновационную Индустрию 4.0, которая пока очень слабо себя проявляет в мировой экономике, но «неоиндустриализацию» нового промышленного уклада в целом.
Дело в том, что ставка глобальных элит после кризиса 2008 года была сделана на монетарную политику и идею, что развитие экономики в первую очередь определяется количеством денег в обращении и свободой торговли, а технологии, ресурсы, социально-политические процессы и прочая – вторичны. Выход из кризиса через колоссальную денежную накачку (при сохранении постиндустриального уклада в развитых странах) окончательно утвердил в мире господство финансового капитала, доминирование торговли над производством, доминирование торговли над наукой.
Одновременно этот финансовый мир создал ситуацию, когда капитал может воспроизводить сам себя, не опираясь на материальное производство, что приводит к замедлению технологического развития, при этом всё меньше оставляет средств и гражданам, и правительствам. Поэтому всё чаще странам приходится прибегать к долговому финансированию бюджетных расходов, а людям брать в долг для поддержания текущего уровня потребления. Соотношение глобального долга и ВВП сейчас находится на историческом максимуме и составляет рекордные 320%.
Но теперь любой финансовый кризис грозит обрушить созданную конструкцию, а дальнейший рост производства и потребления в развивающихся странах, на которые уже приходится половина глобального ВВП, будет уменьшать экономический вес и влияние развитых стран в мировых процессах.
Индустрия 4.0, хоть и выглядит как отказ от постиндустриальной философии и попытка Запада вернуть себе экономическое лидерство, на деле представляет собой попытку ряда развитых стран, таких как Германия и Япония, найти возможность конкурировать с китайской промышленностью и делать рентабельным производство даже небольших партий товаров. Но пока эта «четвёртая промышленная революция» сосредоточена на оптимизации логистики и финансовых потоков, и у неё нет научной и технологической основы, что обрекает её на неудачу. Цифровизация, которая рассматривается как панацея, также мало помогает сфере материального производства, потому что цифровые технологии служат для перераспределения ресурсов и в основном задействованы в сфере услуг, финансов и торговли, а также в области менеджмента и в госуправлении.
Грядущий кризис постиндустриальной экономической модели становится всё очевиднее. В мировом бизнесе нарастает волна пессимизма. И первым признаком смены тенденций является протекционизм, который критикуют участники Давоса-2019.
Попытка Трампа вернуть производство в США и начать реиндустриализацию – это явный сигнал к тому, что мировой тренд начинает меняться.
А вот «всемирная фабрика» – Китай, представленный в Давосе внушительной делегацией, пока идёт про проторенной дороге Запада и также пытается контролировать торговые и финансовые потоки в своём регионе. К сожалению, это попытка «заскочить в вагон уходящего поезда», поймать тенденцию, которая может скоро завершиться мировым кризисом. Экономика Китая растёт уже не так быстро – в IV квартале 2018 года темпы её роста были самыми низкими с 1990 года.
В условиях торговых войн логичным выглядит обращение к принципам мультилатерализма и правилам ВТО. На экономическом форуме в Давосе прошло заседание, посвящённое мировой торговле, на котором глава ВТО Роберту Азеведу предупредил, что «многосторонние торговые системы и ВТО окажутся в “тёмных веках”, если они не будут срочно развиваться, чтобы реагировать на быстро меняющийся мир». На этом же заседании комиссар Еврокомиссии по торговле Сесилия Мальмстрем заявила о глубоком кризисе в ВТО и о том, что такие риски, как усиление протекционизма, торговые войны и действия отдельных стран, подрывают глобальную систему торговли.
По сути это констатация ограниченных возможностей ВТО повлиять на негативные процессы, ведь пока мир живёт в существующей финансово-экономической системе, доминирующая держава – США – определяет правила игры и следит за их выполнением остальными странами.
Россия, понизившая статус своей делегации из-за непрекращающегося санкционного давления тем не менее присутствует на форуме в Давосе – в отличие от американцев, поскольку, с одной стороны, продолжает оставаться частью глобальной экономики, а с другой – является важным игроком в топливно-энергетической сфере. И хотя в словах главы российской делегации Максима Орешкина прозвучало сожаление о росте деглобализации и неравномерном распределении добавленной стоимости и выгод от глобализации, Россия заинтересована в сохранении существующих правил торговли и в международных соглашениях.
А факт встречи министра энергетики России Александра Новака с министром энергетики Саудовской Аравии Халидом аль-Фалихом на полях всемирного экономического форума свидетельствует о том, что координация усилий по стабилизации нефтяного рынка будет продолжена.
Экономический форум в Давосе – это сверка часов на руках тех, кто управляет глобальными процессами. Но отказываться от своих интересов они не собираются. И, подводя итог Давоса-2019, можно вспомнить слова Фридриха Ницше: «Тысяча целей существовала до сих пор, ибо существовала тысяча народов. Недостаёт единой цели. Если человечеству недостаёт ещё цели, то, быть может, недостаёт ещё и его самого?».