Александр Лосев: Укрепление рубля после решения ФРС продлится недолго
| Forbes
В долгосрочной перспективе внешние риски перевесят временный позитив. Рублю нужно будет вновь готовиться к неприятным сценариям
Комитет по открытым рынкам ФРС США в среду, 20 марта, принял решение сохранить процентные ставки без изменений и подтвердил готовность проявлять терпение в отношении денежно-кредитной политики. В ФРС заявили, что повышение ставок в 2019 году более не планируется. Кроме того, было решено снизить темпы сокращения портфеля облигаций, накопленных на балансе Федрезерва в период выкупа активов начиная с мая и полностью прекратить этот процесс уже в сентябре.
Таким образом, предыдущий курс на ужесточение монетарной политики, на нормализацию ставок и на разворот кредитных циклов сейчас резко сворачивается, и главный Центробанк финансового мира переходит к политике терпения и длительного мониторинга экономической ситуации. Как это скажется на рынках и в первую очередь на курсе рубля?
Приятный сюрприз для валютного рынка
Столь мягкая риторика главы ФРС Джерома Пауэлла в отношении учетной ставки стала приятным сюрпризом для игроков, поскольку предыдущие прогнозы подразумевали два повышения ставки в 2019 году и как минимум одно в 2020 году. Ранее это усиливало позиции доллара к большинству мировых валют.
Нынешнее решение ФРС, напротив, играет в пользу высокодоходных и сырьевых валют, поскольку запускает новую волну carry-trade (игра на разнице процентных ставок) и усиливает интерес инвесторов к активам на развивающихся рынках. Индекс доллара обновил годовой минимум, а российский рубль с начала марта оказался в лидерах по укреплению к доллару, опередив индийскую рупию и мексиканское песо, которые долго были фаворитами у валютных спекулянтов.
На фоне решения ФРС курс доллар/рубль впервые с августа 2018 года оказался ниже отметки 64. Сейчас рубль делает попытку закрепиться в диапазоне 63,60-63,80 с возможным тестированием более низких уровней в 63 и даже в 62 рубля за доллар.
Российской валюте помогает процентный арбитраж и резко выросший интерес иностранцев к ОФЗ, а также приближающийся налоговый период с рекордными платежами, что вынуждает экспортеров продавать валютную выручку в объемах, способных компенсировать покупки Банком России долларов для Минфина. Также 20 марта 2019 года впервые с начала февраля был зафиксирован приток средств в биржевые фонды, инвестирующие в российские акции, хотя до этого момента наблюдался постоянный выход иностранных инвесторов из наших акций.
Означает ли все перечисленное выше, что у рубля открываются перспективы дальнейшего укрепления? Ответ — да, вполне возможно, но в реализации такого сценария присутствует множество подводных камней. К тому же следует помнить — это не рубль укрепился, это доллар ослаб, и поэтому активы и сырьевые товары, в том числе и нефть, стали выглядеть дороже.
Неприятности для рынка
Мягкий тон заявлений руководства ФРС не должен вводить в заблуждение. Комментарий Пауэлла содержал и три крайне неприятных сюрприза для рынков, что моментально сказалось на котировках американских акций и со временем проявится во всех сегментах глобального рынка.
Дело в том, что сохранение процентной ставки и стратегическое терпение ФРС США — это, к сожалению, вынужденная мера на фоне роста глобальных рисков, омрачающих экономические перспективы. Среди этих рисков указываются торговые споры с Китаем, а им не видно конца, заметное замедление темпов роста в самом Китае, который в предыдущие годы обеспечивал треть роста всей мировой экономики, слабые экономические перспективы Европы и возможные негативные эффекты из-за выхода Британии из ЕС.
Вторым неприятным сюрпризом стала констатация факта, что темпы роста экономической активности в США замедлились больше, чем ожидалось. Потребительские расходы и инвестиции бизнеса в основной капитал уже не демонстрируют прежнего роста, долговая нагрузка на корпорации и граждан возросла, а впереди этап постепенного сворачивания налоговых стимулов, обеспечивших более быстрый подъем экономики США в самом начале запуска фискальной политики администрации Трампа.
Если риски, обозначенные в заявлении ФРС, реализуются, у мировой экономики будут весьма мрачные перспективы.
Сохранение ставок на неизменном уровне в течение длительного времени ударит по финансовому сектору США, так как снизит маржу банков по новым кредитам и рентабельность их деятельности, а порядка 200 компаний, чьи акции входят в индекс S&P 500, заработают меньше, чем год назад.
И наконец, самое неприятное. ФРС стремится избежать длительного дефляционного спада и бесконечной стагнации экономики по японскому сценарию последних десятилетий. Джером Пауэлл назвал слишком низкую инфляцию «одним из главных вызовов нашего времени». Переход экономик развитых стран к дефляции, с одной стороны, усилит интерес их капитала к активам на развивающихся рынках, а с дугой стороны, приведет к тому, что в США сократится совокупный спрос, расходы и инвестиции, поскольку все будут убеждены, что завтра цены станут ниже. А ведь именно рост американской экономики и расходов бизнеса и домохозяйств в предыдущие годы оживил международную торговлю и помог запустить рост мировой экономики, что позитивно сказалось на сырьевых рынках.
Если риски, обозначенные в заявлении ФРС, реализуются, у мировой экономики будут весьма мрачные перспективы и можно будет уже ожидать неограниченного кризиса на рынке долга из-за повышения ставок, а мирового экономического кризиса из-за сваливания в рецессию. И рублю в этом случае уже ничего не поможет, поскольку спрос на сырьевые товары и на активы развивающихся стран резко упадет вместе с их ценами. Мы вновь вернемся к курсу доллар/рубль в районе 70 или даже выше.
Факторы, влияющие сейчас на курс доллар/рубль
Рубль после решения ФРС сохранить ставку вновь стал одной из самых привлекательных валют для carry trade у иностранных спекулянтов. И именно процентный арбитраж ставок какое-то время будет определять динамику курса доллар/рубль и евро/рубль. Теперь многое находится в руках Банка России. Снижение ключевой ставки сократит арбитраж и вызовет ослабление рубля, сохранение же текущей разницы в процентах по рублям и долларам продолжит привлекать иностранцев в ОФЗ, если, конечно, возобновившийся приток их капитала не прервут очередные санкции или геополитическое обострение.
Текущий рост нефтяных котировок также не должен вводить в заблуждение. После того, как Минфин приступил с помощью Банка России к покупке долларов в рамках бюджетного правила и объемы интервенций Минфина — по сути, против рубля — стали зависеть от динамики цен на нефть, рубль уже нельзя считать «нефтяной валютой». Учитывая отложенные Центральным банком с прошлого года покупки долларов на отрытом рынке, можно ожидать, что в случае резкого укрепления рубля объемы покупок заметно возрастут, что компенсирует приток иностранных денег и сможет не просто остановить рост рубля, но и развернуть тренд в сторону его ослабления, что уже мы наблюдали прошлым летом и осенью. Следить нужно теперь за сальдо торгового и платежного баланса в целом, а также за чистой инвестиционной позицией, публикуемой на сайте Банка России.
В долгосрочной перспективе внешние риски перевесят весь временный позитив и нужно будет вновь готовиться к неприятным сценариям.
Если замедление глобальной экономики и мировой торговли в 2019 году станет очевидным, то это сразу негативно отразится на котировках сырьевых товаров, что вновь окажет давление на рубль. Вслед за геоэкономикой неприятности может сулить и область геополитики. Введение новых санкций в рамках закона CAATSA «О противодействии противникам Америки посредством санкций» или принятие аналогичных законов Конгрессом США станет поводом для иностранных инвесторов начать фиксировать прибыль и выходить из российских активов. Поскольку выход предполагает в том числе конверсию рублей в доллары при ограниченной ликвидности валютного рынка, рубль может показать в определенные моменты довольно заметное снижение.
И наконец, традиционное правило всех трейдеров «Sell in May and go away» («продавай в мае и уходи») может также спровоцировать в середине II квартала 2019 года фиксацию прибыли игроками и выход из активов. Тогда рубль вряд ли удержит рубежи укрепления.
Вывод из всего вышеперечисленного следующий: на краткосрочном
горизонте дефляционные ожидания и низкие ставки в развитых странах будут
увеличивать спрос на активы развивающихся рынков, в том числе и на
российские, а рубль получит поддержку и сможет какое-то время
укрепляться, но в долгосрочной перспективе внешние риски перевесят весь
временный позитив и нужно будет вновь готовиться к неприятным сценариям.