Георгий Бовт: Герои по крови
| Сноб
Кого в наше время считать «своими» национальными героями
Президент Украины Владимир Зеленский на днях поздравил сограждан со 130-летием со дня рождения авиаконструктора Игоря Сикорского, назвав его украинцем и пообещав сделать Украину «базой для дальнейшего покорения мира». Хорошо, что не русского. С рекрутированием Сикорского в украинцы Зеленский чуток переборщил. Но перебарщивает не только он .
Мотивация Зеленского даже похвальна. Стране нужны герои. Национальные. И Сикорский лучше, чем Бандера. Но поскольку с историей государственности у Украины до 1991 года некоторый напряг (короткий миг 1918 года не в счет, Запорожскую Сечь полноценным государством считать трудно), то без натяжек не обойтись. Поэтому в украинцы записали и Гоголя (на украинском языке не писавшего), а некоторые даже и Булгакова (жил в Киеве). В некоторых школьных учебниках в украинцах числится советский конструктор Сергей Королев.
Еще во время предвыборной кампании Зеленский сетовал, что, мол, с героями в стране перекос — всё Бандера да Петлюра. Ему за это досталось от националистов. Теперь, возможно, тоже достанется. И вот почему.
Игорь Сикорский действительно родился (в 1889 году) и некоторое время некоторое жил в Киеве. Его отец — доктор медицины, выдающийся психиатр. Это именно он проводил экспертизу по делу Менахема Менделя Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища. И подтвердил, что таки могло иметь место ритуальное убийство. Это вызвало волну черносотенных еврейских погромов по стране. Такая «экспертиза» многое говорит о взглядах семьи Сикорских. Стоит ли считать антисемитизм признаком «украинства»? Игорь воспитывался в духе преданности православной церкви, государю императору и Российской империи. Его отец Иван Алексеевич был членом Киевского клуба русских националистов, а заодно другом «Союза русского народа». Споря с украинскими националистами, Сикорский-старший писал: «От Архангельска до Таганрога и от Люблинского Холма до Саратова и Тамани живет одна и та же (в главных чертах) русская народность. Дробление на великоруссов, малороссов и белоруссов связано с несущественными и второстепенными, притом скорее лингвистическими, чем антропологическими особенностями, которые притом нередко и отсутствуют». Знакомые мысли, не правда ли? Он считал, что после революции 1905 года Москва и Петербург, показав свою «гниль», утратили право на моральное лидерство в русской жизни, и этот центр должен быть в Киеве. Чье высшее общество было русифицировано и являлось неотъемлемой частью имперского общества. Баллотируясь в городскую думу в 1910 году, Сикорский-старший говорил: «Городское управление матери городов русских должно быть русским. Вот почему на выборах мы должны идти твердо и прямо, никому не кланяясь и ни у кого не заискивая. Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш».
Уже переехав в США (в 1919 году), Игорь Сикорский так писал о своем происхождении: «Род мой, который происходит из села на Киевщине, где мой дед и отец были священниками, чисто украинского происхождения. Однако мы считаем себя русскими». Он считал Украину неотъемлемой частью России, «как Техас или Луизиана — неотъемлемая часть Соединенных Штатов». Украинцем Сикорский себя никогда не считал. Можно ли записать в украинцы вопреки самоидентификации? Вопрос.
Первые самолеты, созданные еще в царской России, он назвал «Русский витязь» и «Илья Муромец». А не «Тарас Шевченко» или «Гетман Скоропадский». Переехав в Америку, Игорь Иванович шел по «идейным стопам» отца, являясь последовательным русским монархистом. Он был членом правления Толстовского фонда и Общества русской культуры. Состоял в ряде эмигрантских монархических политических обществ, включая Союз ревнителей памяти императора Николая II, писал статьи для монархической газеты «Воскресение России». В 1950-е годы авиаконструктор вступил в члены Российского политического комитета в Нью-Йорке, в программе которого говорилось: «Государственное единство России в ее естественных, исторических границах составляет одну из главных основ российского национального сознания».
Игорь Сикорский был ярым противником советской власти. В конце 20-х он вынашивал план высадки вооруженного десанта на территории СССР. Предполагалось из Болгарии на Дон отправить по воздуху (на самолетах Сикорского) три тысячи монархистов, чтобы поднять восстание казаков, свергнуть большевиков и восстановить Российскую империю. На осуществление плана не нашлось требуемых тогда примерно 5 миллионов долларов.
Великого авиаконструктора одно время отказывались считать соотечественником даже русские, предав его имя забвению на родине и проклиная как «авиационную белогвардейщину». Вспомнили о нем как о «русском изобретателе» лишь после распада СССР. А в самой Америке его именно в качестве американца удостоили всех возможных наград и почестей.
В Америке гражданство давно победило национальность. Собственно, Российская империя — вопреки тому, что ее большевики звали «тюрьмой народов», — была на полпути к этому, ей удалось создать интегрированную элиту империи. Позже аналогичная роль перешла к советской, во многом «вненациональной», партноменклатуре.
На постсоветском пространстве национальные государства подчас пытаются записать в свои национальные герои даже тех, кто ранее по гражданству/подданству считал себя прежде всего «русским имперцем» или «советским гражданином».
Впрочем, «рекрутированием» в герои или как минимум почетные соотечественники людей, которые на деле имеют мало (или совсем никакого) отношения к «исторической Родине» по гражданству и даже менталитету, грешит не только Украина, но и наша страна. Так, наряду с тем же Сикорским в «наши соотечественники» записали изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. Он — изобретатель американский, хотя и русского происхождения. С таким же успехом можно говорить о «нашем соотечественнике» Сергее Брине, одном из основателей компании Google. Он родился в СССР, но был вывезен родителями в юном возрасте в период очередной волны еврейской эмиграции. Не так давно пытались напомнить о том, что финский генерал Карл Маннергейм был в молодости царским офицером и подданным Российской империи. И что с того? Но тогда и Ян Сибелиус — «великий русский композитор», ведь он родился, учился и творил в Российской империи (Финляндия была в ней своего рода «автономией»).
Можно гордиться тем, что наша земля по-прежнему рождает немало талантов. Но не стоит преувеличивать при этом фактор национальности
Или взять физиков Андрея Гейма и Константина Новоселова, которые изобрели графен и получили за это Нобелевскую премию. Родились оба в СССР, но продвигали науку в Манчестере. Они «русские ученые»? Но, быть может, все же больше прав называть «русским ученым» немца по национальности, родом из Базеля, одного из первых российских академиков XVIII века математика Леонарда Эйлера, который работал бок о бок с Ломоносовым? А Андрей Гейм тогда будет «британским ученым». Русским по духу, подданству и деяниям своим был Владимир Иванович Даль, составитель первого толкового словаря русского языка. Он был сыном датчанина Йохана Кристиана Даля, принявшего российское подданство (вместе с именем Иван Матвеевич) и Марии Христофоровны Фрейтаг, происходившей из французских гугенотов. Русским полководцем был шотландец Михаил Богданович Барклай-де-Толли, он же Михаэль Андреас Барклай де Толли.
Можно, разумеется, гордиться тем, что наша земля по-прежнему рождает немало талантов. Но не стоит ли преувеличивать при этом фактор национальности при поиске своих героев, фактор «принадлежности по крови» в наше космополитическое время? Разве должна в этом случае национальность иметь приоритет над гражданством? «Фактор крови» играл важную роль скорее в феодальные времена. Это бизнесменам легче. Для них определяющий фактор — это налоговое резидентство. Героям труднее.
Может быть, Украине как молодому государству такие «шалости» простительны. Но Зеленскому, прежде чем заводить «национальных героев» в незалежный Пантеон славы, стоило бы хотя бы перечитать учебники истории. Лучше советские, нежели современные украинские.
Материалы по теме
laquo; Назад »
нтарий!
Стать
”Зеленскому, прежде чем заводить «национальных героев» в незалежный Пантеон славы, стоило бы хотя бы перечитать учебники истории. Лучше советские…”
Чётко очерчена мысль автора. И именно по-советски в качестве аргументации для опорочивания ”дядьки в Киеве” он завёл разговор о ”бузине в огороде” не замечая, что лишь поддержал позицию украинских патриотов.
История семьи Сикорского, этнического УКРАИНЦА, показательна. Отец — ассимилированный великоросский империалист, ЕСТЕСТВЕННО для православного, как и Святой Николай II, Иоанн Кронштадский и прочие члены ”Союз’а Русского Народа” АНТИСИМИТ(ну как не затронуть еврейский вопрос ”мокая” Зелинского).
Но это ли повод для выставления Зелинского ”образованцем”, которому даже до советский далеко.
P.s. А статью о Путине, утверждающего, что русские и украинцы — один народ (помнится бесноватый фюрер тоже утверждал, что австрийцы и немцы один народ) от Бовта дождёмся? Риторический вопрос. вспоминается анекдот о свободе слова в СССР, где также можно было выйти на Красную площадь и ругать Президента США.