Федор Лукьянов: Год глобального импичмента, или Кризис политических систем
Я бы не стал ранжировать события года. Вместо трех или пяти событий надо выделить одно явление.
Оно в тех или иных видах присутствует практически везде — и объединяет Трампа, Джонсона, Боливию, Чили, Украину, Гонконг и так далее. Это кризис политических систем, связанный с тем, что население испытывает чувство отчуждения от правящих кругов.
Люди перестают полагать, что те, кто ими управляет, представляют их интересы. А уже проявляется это по–разному — где–то в виде Зеленского, который как черт из табакерки неожиданно вынырнул, где–то в виде многомесячных насильственных акций протеста, как в Гонконге. В виде бесконечной канители выхода из Евросоюза. В США — даже не в виде импичмента Трампу, потому что импичмент — это уже продукт его прихода, а скорее в том, что значительная часть населения вообще игнорирует этот процесс. И не верит ни одному слову, которое исходит от тех, кто обвиняет Трампа. Их не интересуют аргументы, они считают, что наш парень хороший, потому что он «за людей», а эти все подонки, потому что они против.
Почему не верят? В том числе потому, что американские СМИ на 80% или даже больше являются либерально ориентированными и поддерживают оппонентов Трампа. Вернее, ненавидят самого Трампа настолько, что готовы активно участвовать в кампании против него. При этом, судя по всему, не менее половины американцев, соответственно, считают, что СМИ — это оружие определенной политической прослойки, а сама эта прослойка им врет и их обманывает.
Еще неизвестно, чем все это кончится. Многие полагают, что Трамп переизберется. Я не был бы уверен в этом на 100%, хотя шансы у него, безусловно, неплохие. Но самое главное — половина населения просто не воспринимает никакие аргументы, хотя среди них есть весьма серьезные, не дутые. Так что возвращаемся к явлению, с которого я начал. Что вы там зажрались и живете для себя, а на нас вам плевать, а вот в кои–то веки нашелся тот, кому не плевать, а вы на него вызверились.
Тенденции эти впервые проявились не в этом году, а еще в 2016–м, когда произошло два шокирующих голосования — сначала в Великобритании, потом в США. Затем все только усугублялось. Все, что произошло после, а в 2019–м «в полный рост», показало: то, что было в 2016–м, — это не случайность, а закономерность, которая продолжает развиваться. Так что я бы назвал 2019–й годом глобального импичмента. Когда население отказывает в доверии своим начальникам.
В финале могу только добавить, что Россия (хотя, конечно, у нас все свое и по–своему, и даже политическая система не такая, как там) не обладает иммунитетом против этих процессов. Поэтому, думаю, в той или иной форме мы с этим тоже столкнемся — причем в самое ближайшее время.