14 МАЯ 2023 – ВЫБОРЫ В ТУРЦИИ
Елена Ларина, Владимир Овчинский
Смогут ли США свергнуть Эрдогана?
От итогов выборов 14 мая 2023 года в Турции зависит не только ситуация в самой Турции. Это влияет на всю мировую политику, ее узловые проблемы: отношения Турции с Америкой, Китаем, Россией, Израилем, будущее НАТО, ЕС, война в Сирии, военный конфликт на Украине, конфликт Армении и Азербайджана, все противоречия Ближнего Востока, кризисные явления в мировой экономике и финансах.
Исследовательская служба Конгресса США посвятила этому специальный доклад.
Доклад Исследовательской службы Конгресса США «Турция: основные вопросы, выборы в мае 2023 г. и отношения с США» от 3 мая 2023 г.
Введение – общий подход
Отношения США с Турцией складываются в сложной геополитической обстановке, а Турция находится в бедственном экономическом положении. Напряжённость в отношениях между США и Турцией, обострившаяся после неудавшегося переворота в Турции в 2016 году, включая продолжающиеся разногласия по поводу сирийских курдов и закупки Турцией в 2019 году российских зенитно-ракетных комплексов С-400, подчеркивает неопределенность в отношении будущего двусторонних отношений. Действия Конгресса включали санкционное законодательство и приостановку продаж оружия США. Тем не менее официальные лица США и Турции подчеркивают важность продолжения сотрудничества и членства Турции в Организации Североатлантического договора (НАТО).
Наблюдатели выражают обеспокоенность по поводу преимущественно авторитарного правления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Сильная инфляция и резкое падение турецкой валюты вызвали слухи о том, что Эрдоган и его Партия справедливости и развития (турецкая аббревиатура ПСР) могут быть уязвимым для коалиции оппозиционных партий на президентских и парламентских выборах, запланированных на 14 мая 2023 года (и возможном втором туре президентских выборов 28 мая).
Последствия разрушительного землетрясения 6 февраля 2023 года на юге Турции влияют на политику, общество и экономику Турции и могут повлиять на результаты выборов. Если кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу победит на выборах 2023 года и придет к власти, или если Эрдоган выиграет переизбрание, но потеряет контроль над парламентом, возможны некоторые изменения во внутренней и внешней политике.
Отношения США и F-16
При президенте Джо Байдене существующая напряженность в отношениях между США и Турцией продолжалась наряду с сотрудничеством по другим вопросам внешней политики. Хотя углубление связей с Россией по-прежнему вызывает обеспокоенность США, появление Турции в качестве посредника между Россией и Украиной после вторжения России в 2022 году, возможно, повысило важность Турции для политики США. Отношения между США и Турцией несколько улучшились благодаря поддержке Турцией обороны Украины; растущие отношения и экспорт оружия в другие страны, стремящиеся противостоять региональной мощи России; открытость к сближению с Израилем, некоторыми арабскими государствами и Арменией.
Президент Байден высказался в поддержку продаж, которые позволят обновить стареющий парк турецких F-16, но некоторые члены Конгресса выразили несогласие. Сообщается, что в январе 2023 года администрация направила Конгрессу неофициальное уведомление о возможной продаже Турции F-16, а также соответствующего оборудования и боеприпасов. Факторы, потенциально влияющие на рассмотрение Конгрессом предложения о продаже, включают, может ли Турция согласиться на вступление Швеции в НАТО вместе с Финляндией, а также напряженные отношения Турции с Грецией. Действия Конгресса и исполнительной власти в отношении Турции и соседних с ней стран могут иметь последствия для двусторонних отношений и военно-политических вариантов США в регионе, а также для стратегической ориентации Турции.
Внешнеполитический подход Турции
На протяжении десятилетий Турция тесно полагалась на США и НАТО в вопросах оборонного сотрудничества. Турецкие лидеры выразили заинтересованность в снижении своей зависимости от Запада, и это может отчасти объяснить их готовность координировать некоторые действия с Россией. Тем не менее, Турция сохраняет существенные разногласия с Россией в Сирии, Украине, Ливии и Армении-Азербайджане. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, насколько Турция готова пойти на риск возникновения напряженности или разрыва в традиционных отношениях с западными державами при построении других глобальных отношений.
Основные вопросы: Россия, Швеция-Финляндия-НАТО и Греция
После вторжения России в Украину в 2022 году Турция сталкивается с проблемами в балансировании своих отношений с двумя странами и управлении доступом к Черному морю, что имеет последствия для американо-турецких отношений. В какой-то степени Эрдоган стремился укрепить находящуюся в тяжелом состоянии экономику Турции путем углубления экономических и энергетических связей с Россией. Эрдоган может предположить, что западные санкции против России дают Турции больше рычагов влияния в этих отношениях. В то же время Турция расширила оборонное сотрудничество с Украиной. Турция стала важным посредником между Россией и Украиной по посредничеству коридора экспорта зерна и другим вопросам.
Турция одобрила членство Финляндии в НАТО в марте 2023 года, но обусловила окончательное одобрение Швеции тем, что она примет меры против людей, которых Турция считает террористами.
Давние споры между Грецией и Турцией по поводу территориальных прав в Эгейском и Восточном Средиземноморье резко обострились в 2022 году на фоне расширения стратегического сотрудничества США с Грецией, но напряженность несколько снизилась в начале 2023 года после того, как Греция оказала Турции некоторую помощь после землетрясения.
Сирия: продолжающийся конфликт у границ
Обеспокоенность Турции по поводу ее южной границы с Сирией еще больше усилилась во время гражданской войны в Сирии, в основном из-за (1) потока почти четырех миллионов беженцев в Турцию, (2) усилий США по противодействию Исламскому государству, работая с сирийскими курдами, связанными с Рабочая партия Курдистана (курдская аббревиатура РПК, террористическая организация, признанная США террористической) и (3) присутствие российских, американских и иранских сил в Сирии, которые усложняют и несколько ограничивают действия Турции. Турция и союзнические группировки сирийской вооруженной оппозиции оккупировали различные районы северной Сирии с 2016 года, и турецкие военные продолжают наносить удары по курдским боевикам в Сирии и Ираке.
Ключевые аспекты отношений между США и Турцией
Турция является членом Организации Североатлантического договора (НАТО) с 1952 года. Официальные лица США и Турции утверждают, что сотрудничество по вопросам региональной безопасности остается взаимно важным, несмотря на приобретение Турцией в 2019 году зенитно-ракетного комплекса С-400 у России. и ряд других разногласий между США и Турцией (например, в Сирии, с Грецией и Кипром).
При президенте Джо Байдене сохранялась некоторая существующая напряженность в отношениях между США и Турцией наряду с сотрудничеством по другим вопросам и возможностями для улучшения двусторонних отношений. В то время как продолжение или углубление связей с Россией в определенных областях остается причиной для беспокойства администрации Байдена и некоторых членов Конгресса, поддержка Турцией защиты Украины и готовность к сближению с Израилем, некоторыми арабскими государствами и Арменией несколько улучшили американо-турецкие отношения.
Президент Байден выразил поддержку продаже F-16 Турции, и в январе 2023 года администрация, как сообщается, неофициально уведомила Конгресс о потенциальной продаже F-16, а также связанного с ним оборудования и боеприпасов.
Члены Конгресса могут рассмотреть законодательные и надзорные варианты в отношении Турции. Действия Конгресса и исполнительной власти в отношении Турции и ее соперников могут иметь последствия для двусторонних отношений, военно-политических вариантов США в регионе, а также внешнеполитической ориентации и финансового благополучия Турции.
Политические события при правлении Эрдогана
Президент Реджеп Тайип Эрдоган правит Турцией с тех пор, как стал премьер-министром в 2003 году, и неуклонно усиливал свой контроль над населением и институтами страны. После того, как Эрдоган стал президентом в августе 2014 года в результате первых в истории всенародных президентских выборов в Турции, он получил мандат на усиление своей власти и внедрение президентской системы правления, которую он закрепил на референдуме 2017 года и президентских и парламентских выборах 2018 года. Некоторые обвинения в мошенничестве и манипулировании избирателями появились после референдума и выборов. После неудавшейся попытки военного переворота в июле 2016 года Эрдоган и его исламистски настроенная Партия справедливости и развития (турецкая аббревиатура ПСР) приняли более националистические подходы к внутренней и внешней политике, возможно, отчасти из-за их зависимости от парламентской поддержки со стороны националистов — Партии националистического движения (турецкая аббревиатура MHP).
Многие наблюдатели описывают Эрдогана как противоречивую фигуру, и выборы показали, что примерно равные части страны поддерживают и противостоят его правлению. ПСР получила наибольшую долю голосов на местных выборах 2019 года, но проиграла некоторые ключевые муниципалитеты, в том числе Стамбул, кандидатам от светской Народно-республиканской партии (турецкая аббревиатура НРП).
Официальные лица США и Европейского союза (ЕС) выразили ряд опасений по поводу авторитарного правления и эрозии верховенства закона и гражданских свобод в Турции. Некоторые ведущие деятели оппозиции в Турции обвинили Эрдогана в планировании, контроле и/или использовании неудавшегося переворота для подавления инакомыслия и консолидации власти.
Тем временем турецкие власти продолжают усилия по противодействию боевикам Рабочей партии Курдистана (курдская аббревиатура РПК, террористическая организация, признанная США террористической). Эти усилия включают турецкие военные операции против РПК и связанного с ней персонала в Ираке и Сирии.
Февральские землетрясения и их последствия
Два сильных землетрясения (магнитудой 7,8 и 7,5) произошли на юге Турции 6 февраля 2023 года. По сообщениям, в результате землетрясения и его последствий в районах Турции и Сирии погибло более 48 000 человек в Турции и 6 000 человек в Сирии, более 100 000 получили ранения и непосредственно повлияли на жизненные ситуации и повседневную жизнь миллионов людей. В то время как турецкие власти координируют гуманитарное реагирование, предполагающее значительную международную помощь, и облегчают доступ к пунктам пересечения сирийской границы, наблюдатели стремились оценить (1) факторы, способствовавшие нанесению ущерба и его масштабам, (2) усилия по оказанию помощи жертвам и их семьям и ( 3) настоящие и будущие потребности. Официальные лица США предоставили или объявили о различных средствах помощи Турции, в том числе о срочной гуманитарной помощи на сумму 235 миллионов долларов. Учитывая, что правительство Турции оценивает экономический ущерб от землетрясений примерно в 104 миллиарда долларов — примерно 9% годового валового внутреннего продукта (ВВП) Турции, — международные обязательства по оказанию помощи на сегодняшний день составляют почти 7,5 миллиарда долларов.
Катастрофа повлияла на политику, общество и экономику Турции, особенно в то время, когда страна готовится к президентским и парламентским выборам. Парламент утвердил трехмесячное чрезвычайное положение (окончание которого запланировано на начало мая) в 10 наиболее пострадавших южных провинциях Турции. На эти провинции приходится около 10% валового внутреннего продукта Турции и 15% ее населения, и в них проживают тысячи беженцев из продолжающейся гражданской войны в Сирии.
Аналитики рассуждают о том, как кризис повлияет на поддержку президента Эрдогана и его правительства. В результате сильного землетрясения 1999 года на северо-западе Турции погибло около 18 000 человек, что побудило законодательные и нормативные органы принять меры по повышению безопасности зданий. Однако некоторые СМИ и оппозиционные политики утверждают, что за годы до землетрясений 2023 года правительственные чиновники и подрядчики отдавали предпочтение экономическим выгодам, а не соблюдению строительных норм и правил, что, по крайней мере, частично способствовало масштабам ущерба и гибели людей. Эрдоган осудил критику в свой адрес или правительство как разжигание разобщенности, а министерство юстиции Турции приказало прокурорам создать «группы по расследованию преступлений, связанных с землетрясением», для рассмотрения уголовных нарушений за некачественную работу. Эрдоган признал некоторые проблемы с первоначальным реагированием правительства, в основном объясняя катастрофу масштабом землетрясений. Он объявил о программе восстановления под руководством правительства, пообещав построить 319 000 домов в течение года, всего 650 000 домов. Некоторые местные чиновники, инженеры и международные доноры выразили обеспокоенность тем, что быстрое восстановление без детального планирования или более четких мер ответственности может сделать новые здания уязвимыми для будущей сейсмической активности.
Основные экономические проблемы
Текущие экономические проблемы в Турции значительно обострились в 2022 году, поскольку ее валюта, лира, обесценилась примерно на 28% по отношению к доллару США после снижения почти на 45% в 2021 году. Достигнув 24-летнего пика в 86% в октябре 2022 года, официальная годовая инфляция составляла около 44% в апреле 2023 года, в то время как по некоторым неофициальным оценкам она оставалась на уровне более 100%. Многие аналитики связывают всплеск инфляции с неоднократным снижением ключевой процентной ставки центральным банком Турции с сентября 2021 года, при этом дополнительное инфляционное давление может быть вызвано внешними событиями, такими как война России против Украины и повышение процентных ставок в США и других крупных странах.
Лира имеет тенденцию к снижению уже более десяти лет, и ее падение, вероятно, частично вызвано более широкими опасениями по поводу верховенства права и экономики Турции. На протяжении всего этого времени президент Эрдоган настойчиво бросал вызов общепринятой экономической теории о том, что более высокие процентные ставки сдерживают инфляцию, привлекают иностранный капитал и поддерживают стоимость валюты. Сменив управляющего центральным банком Турции и министра финансов в 2021 году, Эрдоган установил больший контроль над фискальной и денежно-кредитной политикой Турции. В публичных заявлениях Эрдоган утверждал, что более низкие процентные ставки стимулируют производство, занятость и экспорт. Эрдоган также критиковал высокие процентные ставки как противоречащие исламским учениям и усугубляющие разрыв между богатыми и бедными.
Валютный и инфляционный кризис в Турции резко повлиял на стоимость жизни потребителей и стоимость международных займов (в основном в долларах США) для банков и компаний частного сектора. Правительство стремилось уменьшить влияние инфляции, предоставив снижение налогов, повышение минимальной заработной платы, расширение доступа к досрочным пенсионным пособиям и субсидии на основные расходы, а также льготы по кредитам для банков, держащих лиры. Турция также добивалась валютных свопов от некоторых арабских государств Персидского залива и извлекала выгоду из притока средств из России, что способствует предупреждению США о возможном уклонении от санкций.
Расходы на текущую гуманитарную помощь и восстановление после землетрясения, а также сбои в сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, вероятно, еще больше нагрузят экономику Турции. Учитывая, что общая стоимость оценивается примерно в 104 миллиарда долларов, Economist Intelligence Unit прогнозирует некоторое замедление экономического роста. Скромное отношение долга к ВВП Турции, составляющее около 37%, может дать ей некоторое пространство для увеличения бюджетных расходов в ответ на кризис. Один аналитик сказал, что финансовая помощь от международных банков развития будет необходимой, но ограниченной из-за плохих отношений турецкого правительства с Западом.
Выборы в мае 2023 г.
Следующие президентские и парламентские выборы в Турции должны состояться в соответствии с конституцией Турции к 18 июня 2023 года. В марте президент Эрдоган назначил выборы на 14 мая 2023 года.
Во многом в контексте экономических проблем Турции, о которых говорилось выше, опросы общественного мнения породили слухи о том, что Эрдоган и парламентская коалиция ПСР-ПНД могут быть уязвимы перед коалицией шести оппозиционных партий во главе с НРП и Партией добра.
Некоторые наблюдатели спорят, могут ли (1) свободные и честные выборы состояться при Эрдогане, (2) оппозиционные партии могут убедить потенциальных колеблющихся избирателей встать на их сторону, несмотря на их личную или идеологическую близость к Эрдогану, или (3) Эрдоган уступит власть после поражение на выборах. Если ни один из кандидатов в президенты не наберет более 50% голосов, через две недели, 28 мая 2023 года, состоятся повторные президентские выборы между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
Коалиция оппозиции согласовала совместную платформу, направленную на возвращение Турции к парламентской системе, существовавшей до выборов 2018 года, в основном как средство ограничения исполнительной власти. Представители оппозиции также раскритиковали подход правительства Эрдогана к ряду вопросов внешней и внутренней политики и пообещали внести изменения. В своей платформе оппозиция намекает на более ортодоксальную экономическую политику, заявляя, что она снизит инфляцию и не наложит на Центральный банк никаких обязательств, кроме обеспечения ценовой и финансовой стабильности.
Избирательный процесс в Турции
Выборы в этом году проходят в соответствии с изменениями, внесенными в 2022 году в избирательный закон Турции. Как и в 2018 году, 600 мест в парламенте Турции распределяются по партийным спискам по пропорциональной системе для каждого из 87 избирательных округов Турции. Однако поправка 2022 года снизила порог для прохождения в парламент. В соответствии с измененным законом партии, получившие места, могут пройти в парламент, если они получают не менее 7% голосов в стране или принадлежат к более крупному избирательному альянсу, который делает это. Предыдущий порог составлял 10%. Большинство социологов ожидают, что места получат три альянса:
- Народный альянс, в который входят ПСР Эрдогана, ПНД и несколько более мелких партий.
- Национальный альянс (или «таблица шести»), в который входят НРП, «Хорошая партия» и четыре более мелкие партии, в том числе две, возглавляемые видными бывшими деятелями ПСР.
- Альянс труда и свободы, в который входят несколько небольших партий, наряду с возглавляемой курдами Народно-демократической партией (турецкая аббревиатура ДПН), работающей под эгидой Партии зеленых левых (турецкая аббревиатура YSP).
Следующие факторы, связанные с процессом, могут повлиять на результаты выборов и связанные с ними представления:
- Распределение мест в парламенте. Неясно, могут ли возможные преимущества измененного закона для выделения большего количества мест более крупным партиям благоприятствовать ПСР, потому что она может получить наибольшее количество голосов, или НРП, потому что она больше объединяет свои избирательные списки со своими союзными партиями, чем ПСР со своей коалицией. партнеры.
- Процедурные вопросы или споры. Высший избирательный совет Турции (турецкая аббревиатура YSK) управляет выборами. Он также расследует и выносит решения по всем нарушениям, жалобам и возражениям.
Прошлые решения YSK в пользу позиции Эрдогана, вызвавшие споры, заключались в следующем:
(1) его решение 2017 года не применять обычное требование о том, что на конституционном референдуме того года могут подсчитываться только опечатанные бюллетени;
(2) его решение от 2019 года о повторении выборов мэра Стамбула в том же году (кандидат от ПСР проиграл вторые выборы с большим отрывом, чем первые). Кроме того, измененный закон изменил процесс отбора судей, которые будут председательствовать в избирательных комиссиях провинций и округов, которые контролируют голосование, заменив систему старшинства лотереей. Критики утверждают, что это изменение может увеличить шансы на большую политизацию этих советов.
- Наблюдатели за выборами. Как и на прошлых выборах, представители местных политических партий и организаций гражданского общества, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы будут наблюдать за работой избирательных участков, голосованием и подсчетом бюллетеней, подведением итогов. Как и прежде, ОБСЕ осуществляет долгосрочную миссию по наблюдению за регистрацией избирателей, деятельностью и финансированием избирательных кампаний, освещением в СМИ и другими вопросами организации выборов или разрешения споров.
В марте 2023 года оппозиция выдвинула своим совместным кандидатом лидера партии НРП Кемаля Кы, в конечном итоге согласился поддержать Кылычдароглу после того, как два других потенциальных кандидата, которые более благосклонно отнеслись к Эрдогану, — мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Явас — поддержали Кылычдароглу в ответ на последний призыв Аксенера к одному из них баллотироваться. Перспективы Имамоглу, возможно, были подорваны уголовным приговором (ожидающим окончательного решения по апелляции), который он и другие оппозиционные деятели обвиняют по политическим мотивам.
То, как голосуют курдские граждане Турции (около 20% населения), может повлиять на результат. Кылычдароглу стремился заручиться поддержкой курдов в своем стремлении свергнуть Эрдогана, «не вызывая вражды с националистически настроенными избирателями в разнообразном оппозиционном блоке, который его выдвинул». Некоторые аналитики задаются вопросом, сможет ли он это сделать. В то время как «Хорошая партия» Аксенера отвергает формальный союз между оппозицией и ДПН, решение ДПН поддержать Кылычдароглу вместо того, чтобы выдвигать собственного кандидата, может помочь Кылычдароглу создать антиэрдогановское большинство. ДПН организовала участие в парламентских выборах под эгидой YSP, чтобы предотвратить ее исключение, поскольку дело, находящееся на рассмотрении Конституционного суда, может запретить ДПН проводить кампанию под своим собственным именем.
Возможные результаты
Опросы предполагают тесную президентскую гонку. По состоянию на 3 мая 2023 года один турецкий агрегатор опросов показывает небольшое преимущество Кылычдароглу в первом туре голосования, предполагая, что повторный тур возможен, потому что два менее популярных кандидата могут отобрать голоса у Эрдогана и Кылычдароглу.
Для парламентских выборов тот же агрегатор опросов оценивает результат, при котором Народный альянс, выступающий за Эрдогана, может получить большинство голосов, но может не сохранить своего большинства, учитывая совокупный уровень поддержки Альянса нации, выступающего за Кылычдароглу, и прокурдский Альянс труда и свободы. Неясно, может ли поддержка ДПН кандидатуры Кылычдароглу в президенты перевести на координацию парламентских действий.
Несмотря на потенциальную уязвимость Эрдогана, некоторые наблюдатели ставят под сомнение перспективы оппозиционной коалиции, ссылаясь на препятствия, создаваемые разобщенностью, политической стойкостью Эрдогана и влиянием правительства на СМИ, экономическое развитие и судебные решения. Пока неясно, как избиратели отреагируют на землетрясение. Economist Intelligence Unit оценил, что напряженная конкуренция может привести к «разногласиям в суде» и «политической нестабильности».
Если партийная коалиция президента не будет контролировать парламент после выборов, парламент может проверять президента различными способами, если этого хочет большинство членов. Президент обладает широкими полномочиями назначать министров кабинета и действовать в отсутствие парламентской инициативы, но полагается на одобрение парламента в некоторых вопросах, таких как составление бюджета, ратификация международных договоров и развертывание иностранных войск.
Внешняя политика Турции
Стратегическая ориентация Турции, или то, как она соотносится с Западом и другими глобальными и региональными державами и балансирует между ними, является важным фактором для Соединенных Штатов. Тенденции в отношениях Турции с Соединенными Штатами и другими странами отражают изменения в этой ориентации, поскольку Турция стремилась к большей независимости действий в качестве региональной державы в рамках более многополярной глобальной системы. Заинтересованность турецких лидеров в уменьшении своей зависимости от Запада в обороне и препятствовании западному влиянию на их внутреннюю политику может частично объяснить их готовность координировать некоторые действия с Россией, например, в Сирии и с покупкой Турцией российских ЗРК С-400 — системы ПВО. Тем не менее, Турция сохраняет значительные разногласия с Россией, с которой у нее давняя история разногласий, в том числе в политических и военных кризисах, связанных с Сирией, Украиной, Ливией и Арменией-Азербайджаном.
Турецкие лидеры, похоже, разграничивают свои партнерские отношения и соперничество с другими влиятельными странами, как того требует каждая ситуация, отчасти в попытке уменьшить зависимость Турции от этих акторов и сохранить свое влияние на них. Будущий внешнеполитический курс Турции может частично зависеть от того, в какой степени турецкие лидеры чувствуют себя ограниченными своими традиционными отношениями в сфере безопасности и экономическими отношениями с западными державами, и насколько они готовы рисковать напряженностью или разрывом этих отношений при построении других глобальных отношений.
Изменения во внешней политике при другом президенте?
В преддверии выборов 2023 года наблюдатели размышляли о том, чем внешняя политика нового президента (включая внутреннюю политику с явными внешнеполитическими разветвлениями) может отличаться от политики Эрдогана в случае победы кандидата от оппозиции. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную озабоченность в области безопасности: Сирия и Ирак (курдская воинственность, проблемы беженцев и влияние других стран) ), Греция и Кипр (споры Эгейского и Восточного Средиземноморья), а также Россия и Украина (конфликт и его региональные и глобальные последствия).
Тем не менее, другой президент может с большей вероятностью изменить определенную текущую политику, которая может больше отражать предпочтения Эрдогана или ПСР, чем широкий национальный консенсус. Такие изменения могут включать (1) предоставление большей гибкости центральным банкам и другим должностным лицам в решениях денежно-кредитной политики и других мерах по решению экономических проблем Турции, (2) большее внимание к постановлениям Европейского суда по правам человека и (3) сокращение поддержки Турцией суннитских исламистских групп, таких как ХАМАС (террористическая организация, признанная США террористической), египетские «Братья-мусульмане»* и сирийские вооруженные оппозиционные группировки.
Заявления некоторых турецких оппозиционных партий о внешней политике предполагают, что другой президент может быть менее склонен, чем Эрдоган, говорить и делать то, что может нанести ущерб отношениям с Соединенными Штатами и европейскими странами. Таким образом, несмотря на трудности, которые могут быть связаны с изменением некоторых политик (как упоминалось выше), другой президент Турции, вероятно, может быть менее склонен к реализации этой политики таким образом, который может ухудшить отношения с западными государствами, например, путем дополнительных закупок оружия у России, или новых военных операций на севере Сирии или в районе Эгейского моря/Восточного Средиземноморья.
Однако, если новое турецкое правительство почувствует давление, чтобы продемонстрировать свою силу различным международным игрокам или умиротворить несколько местных избирателей в рамках коалиции, этот президент может попытаться соответствовать репутации Эрдогана в своей напористости. И наоборот, президент, столкнувшийся с отсутствием консенсуса внутри коалиции, может стать более пассивным во внешней политике.
Стратегические отношения США/НАТО и военное присутствие
Соединенные Штаты ценят геополитическое значение Турции и ее военную мощь в рамках альянса НАТО, рассматривая при этом членство Турции в НАТО как помощь Турции в привязке к Западу. В Комплексной страновой стратегии (ICS) Госдепартамента для Турции говорится, что ее значительные вооруженные силы (вторые по величине в НАТО) и ее географическое положение на юго-восточном фланге альянса дают ей решающую роль в региональной безопасности.
Близость Турции к нескольким конфликтным зонам на Ближнем Востоке и в других местах сделала постоянную доступность ее территории для размещения и транспортировки оружия, грузов и личного состава ценным для Соединенных Штатов и НАТО.
Помимо авиабазы Инджирлик недалеко от южного турецкого города Адана, другие ключевые объекты США/НАТО включают радар системы раннего предупреждения о противоракетной обороне в восточной Турции и штаб сухопутных войск НАТО в Измире. Турция также контролирует доступ к Черному морю и выход из него через проливы Босфор (альтернативный Босфор) и Дарданеллы.
Для Турции традиционное значение НАТО заключалось в том, чтобы смягчить опасения Турции по поводу вторжений со стороны соседей, таких как позиция Советского Союза после Второй мировой войны. Кроме того, гарантии безопасности НАТО компенсируют Турции общую нехватку собственных средств стратегической обороны и сдерживания. На недавних или продолжающихся аренах конфликтов, таких как Украина и Сирия, возможная заинтересованность Турции в противодействии целям России может частично мотивировать ее военные операции и экспорт оружия.
Напряженность между Турцией и другими членами НАТО вызвала внутренние дискуссии США/НАТО о продолжении использования турецких баз. Некоторые сообщения предполагают, что расширение или потенциальное расширение военного присутствия США в таких местах, как Греция, Кипр и Иордания, может быть связано с опасениями по поводу Турции. На слушаниях в Конгрессе в марте 2022 года эксперт по Турции и бывший сотрудник комитета Конгресса Алан Маковски заявил, что, хотя Соединенным Штатам следует приложить усилия, чтобы удержать Турцию в «западном лагере», турецкая «двусмысленность в последние годы» оправдывает строительство и расширение Соединенных Штатов военных объектов в Болгарии, Румынии и Греции, чтобы «подстраховаться».
Россия
В отношениях Турции с Россией есть элементы сотрудничества и конкуренции. С 2016 года Турция предприняла ряд внешнеполитических шагов в направлении более тесных связей с Россией. Эти шаги могут быть мотивированы комбинацией факторов, в том числе стремлением Турции уменьшить зависимость от Запада, экономическим оппортунизмом и шансами усилить свое региональное влияние за счет России. Турция также сблизилась с рядом стран, окружающих Россию, включая Украину и Польшу, вероятно, отчасти в качестве противовеса региональной мощи России.
Военный конфликт России и Украины в 2022 году и посреднические усилия Турции
Конфликт усугубил проблемы, с которыми сталкивается Турция, пытаясь сбалансировать свои отношения с двумя странами, что имеет последствия для американо-турецких отношений. Связи Турции с Россией — особенно ее приобретение в 2019 году российской системы С-400 — вызвали серьезную напряженность в отношениях между США и Турцией, вызвали санкции и сообщения о приостановке продаж оружия Конгрессом. Однако после начала конфликта на Украине интересы США и Турции в противодействии целям России, в том числе вдоль побережья Черного моря, похоже, в некотором роде сошлись, поскольку Турция помогла укрепить оборонный потенциал Украины параллельно с другими странами НАТО. Помимо осуждения российского вторжения, закрытия проливов для воюющих военных кораблей, противодействия притязаниям России на территорию Украины (включая Крым) и выполнения функций транзитного узла природного газа в Европу, Турция поставляет Украине различные виды военной техники и вооруженния: беспилотные летательные аппараты и машины с защитой от мин и засад (MRAP), а также гуманитарная помощь. Тем не менее турецкие лидеры, вероятно, надеются свести к минимуму побочные эффекты для национальной безопасности и экономики Турции, и это может частично объяснить продолжающееся взаимодействие Турции с Россией и желание помочь урегулировать конфликт.
Турецко-украинское оборонное сотрудничество
Турция и Украина укрепили свои отношения после присоединения Россией Крыма в 2014 году. В 2017 году турецкий аналитик по вопросам безопасности объяснил эти более тесные связи растущими взаимными интересами в противодействии российскому влиянию в Черноморском регионе и в обмене военными технологиями для расширения и увеличения собственной безопасности — достаточность соответствующих оборонных производств. С 2020 года две страны подписали несколько соглашений, свидетельствующих о более тесном сотрудничестве, а также подписали более широкое соглашение о свободной торговле (ожидающее ратификации) в феврале 2022 года.
В соответствии с этими соглашениями турецкие и украинские компании осуществили или запланировали значительное расширение оборонных сделок, включая ряд инициатив по совместной разработке или совместному производству. Турецкий опыт в области беспилотных летательных аппаратов и других самолетов и военно-морских платформ дополняет украинские навыки в разработке и конструировании аэрокосмических двигателей и ракет. В рамках углубления двустороннего оборонного сотрудничества Турция с 2019 года продала Украине несколько беспилотников Bayraktar TB2 турецкого производства, и в некоторых сообщениях предполагается, что производитель поставил дополнительные TB2 в Украину в разное время после начала кофликта в 2022 году. Кроме того, Турция помогает создать военно-морской потенциал Украины, производя корветы (малые военные корабли) на экспорт.
Поддержание тесных отношений Турции как с Россией, так и с Украиной, а также ее способность регулировать доступ к проливам позволили ей выступить посредником между сторонами в различных спорных вопросах. В июле 2022 года Турция и ООН заключили параллельные соглашения с Россией и Украиной, чтобы обеспечить черноморский коридор для экспорта украинского зерна, что могло бы частично смягчить проблемы с глобальными поставками. В соответствии с соглашением, которое в настоящее время действует до мая 2023 года, Турция, Россия, Украина и ООН имеют представителей в совместном координационном центре в Стамбуле для наблюдения за выполнением и проверки судов для предотвращения контрабанды оружия. Президент Байден высоко оценил усилия Турции.
Турецко-российское экономическое и энергетическое сотрудничество
Турецкие официальные лица стремились свести к минимуму любые негативные экономические последствия российско-украинского конфликта, с которыми Турция может столкнуться, отчасти за счет активизации различных форм экономического и энергетического сотрудничества с Россией. Эти усилия могут быть связаны с опасениями турецкого руководства улучшить экономический профиль страны в преддверии выборов 2023 года. Правительство Турции не присоединилось к экономическим санкциям против России и не закрыло свое воздушное пространство для российских гражданских рейсов.
В августе 2022 года президенты Эрдоган и Путин публично договорились укреплять турецко-российское сотрудничество в различных секторах экономики. Сделки Турции, связанные с Россией, потенциально могут привести к вторичным санкциям Запада против Турции за содействие уклонению от российских санкций. Во время поездки в Турцию и Объединенные Арабские Эмираты в феврале 2023 года, чтобы подчеркнуть обеспокоенность США по поводу опасностей «теневых денег, протекающих через их финансовые системы», Брайан Нельсон, заместитель министра финансов по терроризму и финансовой разведке, выступил со следующими замечаниями перед лидерами. турецких финансовых учреждений:
«Мы, конечно, признаем зависимость Турции от импорта энергоносителей из России и торговли сельскохозяйственными товарами и продолжаем работать над смягчением неблагоприятного воздействия на эту экономическую деятельность.
Однако заметный рост за последний год второстепенного турецкого экспорта или реэкспорта в Россию делает турецкий частный сектор особенно уязвимым для репутационных и санкционных рисков. Это рулит Москва….
Взаимодействуя с российскими организациями, находящимися под санкциями, турецкие предприятия и банки могут подвергнуть себя риску санкций и потенциальной потери доступа к рынкам G7 и корреспондентским отношениям.
Турецкие предприятия и банки также должны принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать транзакций, связанных с потенциальной передачей технологий двойного назначения, которые могут быть использованы российским военно-промышленным комплексом».
Некоторые турецкие банки и компании, похоже, ограничивают или рассматривают возможность введения ограничений на определенные виды операций и услуг с российскими предприятиями. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу отрицает, что турецкие компании экспортируют электронные или технологические продукты с потенциальными оборонными применениями в Россию, но публично приветствует обмен информацией с коллегами из США и ЕС, чтобы гарантировать, что компании не используют Турцию для обхода западных санкций.
Сообщается, что в марте 2023 года Турция начала вводить ограничения на транзит подпадающих под санкции товаров через ее территорию в Россию. В апреле 2023 года министерство финансов наложило санкции на две базирующиеся в Турции компании и связанных с ними лиц за оказание помощи России или российским организациям.
Процесс вступления Швеции и Финляндии в НАТО
Швеция и Финляндия официально подали заявку на вступление в НАТО в мае 2022 года после вторжения России в Украину. Турция возражала против формального начала процесса присоединения двух стран, задержав его более чем на месяц. В соответствии со статьей 10 Североатлантического договора прием новых союзников требует единодушного согласия существующих членов.
Возражения Турции были сосредоточены вокруг заявлений о том, что Швеция и Финляндия поддерживали или питали симпатии к группам, которые правительство Турции считает террористическими организациями, а именно к движению Фетхуллаха Гюлена (которое правительство обвиняет в причастности к неудавшемуся перевороту 2016 года) и РПК. (Соединенные Штаты и ЕС также классифицируют РПК как террористическую группу, но не движение Гюлена.) Турция потребовала, чтобы Швеция и Финляндия отменили приостановку продажи оружия, которую они сохраняли против Турции после ее вторжения в Сирию в 2019 году против связанных с РПК Курдская группировка (Отряды народной самообороны — курдская аббревиатура YPG), которая сотрудничает с возглавляемой США коалицией против Исламского государства. Турция сняла свои возражения против начала процесса присоединения после того, как генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выступил посредником в подписании меморандума между Турцией, Швецией и Финляндией в июне 2022 года. В трехстороннем меморандуме три страны подтвердили, что между ними не действует эмбарго на поставки оружия. Кроме того, Швеция и Финляндия договорились не поддерживать движение YPG или Гюлена и обязались работать против РПК.
С тех пор Турция продолжает оказывать давление на Швецию и Финляндию с целью экстрадиции людей, которых Турция считает террористами. В соответствии с трехсторонним меморандумом от июня 2022 года Швеция и Финляндия договорились рассматривать запросы Турции о депортации или экстрадиции различными способами, но не брали на себя обязательств по конкретным результатам в этих случаях. Премьер-министр Швеции и другие источники указали, что ни Швеция, ни Финляндия не склонны принимать политические решения об экстрадиции, которые противоречат внутренним судебным решениям, принятым в соответствии с надлежащей правовой процедурой и верховенством закона. В январе 2023 года советник президента Турции Ибрагим Калин заявил, что Турция сможет согласиться на вступление Швеции только после того, как она примет новые законы о борьбе с терроризмом, а этот процесс, по его оценке, займет около шести месяцев. Затем Эрдоган призвал Швецию и Финляндию экстрадировать «около 130» человек.
В январе 2023 года Wall Street Journal процитировал неназванных официальных лиц США, предсказавших, что одобрение Конгрессом возможной продажи F-16 Турции будет связано с одобрением Турцией вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Несколько сенаторов от обеих партий, в том числе высокопоставленный член Сенатского комитета по международным отношениям (SFRC) Джим Риш и 29 сенаторов, написавших письмо президенту Байдену в феврале 2023 года, указали, что они могут рассмотреть возможность поддержки продажи F-16 Турции только в том случае, если присоединение будет продвигаться вперед, как для Швеции, так и для Финляндии. В марте Эрдоган принимал в Турции президента Финляндии Саули Ниинистё и выразил свою поддержку вступлению Финляндии в ЕС, а затем в том же месяце парламент Турции одобрил его, открыв путь для официального вступления Финляндии в апреле.
Хотя турецкий парламент ратифицировал протоколы о присоединении Финляндии, маловероятно, что он рассмотрит дело Швеции до президентских и парламентских выборов в Турции, которые должны состояться в мае (по состоянию на начало мая Венгрия также не одобрила присоединение Швеции.) Правительство Швеции надеется, что предлагаемое им антитеррористическое законодательство будет одобрено его парламентом вовремя, чтобы оно вступило в силу в начале июня. Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калин заявил, что, если Швеция примет закон, она сможет начать предпринимать «более решительные, конкретные и плодотворные шаги для решения наших проблем в области безопасности», добавив, что «посмотрим, насколько быстро они смогут действовать». Неясно (1) может ли и когда ратификация Турцией после этого произойти, (2) может ли руководство Турции после ее выборов потребовать дальнейших действий Швеции и (3) будет ли потенциальный будущий турецкий парламент действовать в соответствии с пожеланиями президента Турции. Министр обороны Ллойд Остин и генеральный секретарь НАТО Столтенберг оба выразили надежду на то, что Турция одобрит членство Швеции в НАТО — таким образом, Швеция и Финляндия вступят в НАТО — ко времени саммита альянса 11-12 июля 2023 года в Литве.
Сирия
Участие Турции в сирийском конфликте с момента его начала в 2011 году было сложным и дорогостоящим и серьезно обострило американо-турецкие отношения. Приоритеты Турции в гражданской войне в Сирии изменились в ходе конфликта. Хотя Турция по-прежнему выступает против сирийского президента Башара аль-Асада, она участвует в координации и соперничестве с Россией и Ираном (которые поддерживают Асада) с момента военного вторжения в Сирию, начиная с августа 2016 года. Турция и Соединенные Штаты участвуют в таких же непоследовательных взаимодействиях. на севере Сирии к востоку от реки Евфрат, где базируются силы США.
По крайней мере, с 2014 года Турция активно стремилась помешать сирийским курдским YPG создать автономный район вдоль северной границы Сирии с Турцией. Правительство Турции считает YPG и ее политическую коллегу, Партию Демократического союза (PYD), серьезной угрозой безопасности Турции, основываясь на опасениях Турции, что успехи YPG/PYD придали смелости РПК (которая имеет связи с YPG/PYD) во внутреннем конфликте с турецкими властями. YPG/PYD играет ведущую роль в Сирийских демократических силах (SDF), зонтичной группе, включающей арабов и другие некурдские элементы, которая в 2015 году стала основным партнером сухопутных войск США против Исламского государства. Военные операции под руководством Турции в октябре 2019 г., чтобы захватить районы северо-востока Сирии у SDF — после того, как силы специального назначения США отступили от приграничной зоны — вызвали серьезную критику и предложение действий против Турции в Конгрессе. Турция создала местные советы в районах на севере Сирии, которые Турция и поддерживаемые Турцией группы сирийской вооруженной оппозиции, обычно именуемые Сирийской национальной армией (СНА), оккупированы с 2016 года.
Эрдоган намекнул на возможность восстановления отношений с Асадом после более чем десятилетия, в течение которого Турция стремилась положить конец правлению Асада. С конца 2022 года высокопоставленные турецкие официальные лица провели ряд встреч с коллегами сирийского правительства в России. Турция обращается за помощью к Сирии, чтобы оттеснить бойцов YPG дальше от границы и облегчить возвращение сирийских беженцев, проживающих в Турции. Сообщается, что взамен Асад хочет полного ухода Турции. Неясно, смогут ли два лидера пойти на компромисс и как это повлияет на отношения Турции с СНС и общую динамику с другими заинтересованными сторонами на севере Сирии. В ответ на вопрос о возможном сближении Турции и Сирии официальный представитель Госдепартамента заявил, что официальные лица США заявили союзникам, что сейчас не время для нормализации или улучшения отношений с режимом Асада.
Проблемы продажи оружия между США и Турцией
То, как Турция закупает ключевые системы вооружений, имеет отношение к политике США отчасти потому, что это влияет на партнерские отношения Турции с крупными державами и роли страны в НАТО. На протяжении десятилетий Турция полагалась на определенное оборудование американского происхождения, такое как самолеты, вертолеты, ракеты и другое вооружение, для поддержания военной мощи.
Приобретение Россией С-400: исключение из программы F-35, санкции США и запреты Конгресса
Приобретение Турцией российской системы С-400, которую Турция заказала в 2017 году, а Россия поставила в 2019 году, имеет серьезные последствия для отношений Турции с Россией, США и других странах НАТО. В результате сделки администрация Трампа исключила Турцию из программы совместного ударного истребителя F-35 в июле 2019 года и ввела санкции в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций в отношении агентства оборонных закупок Турции в декабре 2020 года. Объясняя решение США исключить Турцию из программы F-35 в 2019 году, министерство обороны отвергло идею о том, чтобы Турция развернула российскую платформу для сбора разведывательных данных (размещенную в С-400), которая могла бы обнаруживать малозаметные возможности F-35 в Турции. Кроме того, раздел 1245 Закона о национальной обороне на 2020 финансовый год запрещает передачу F-35 Турции, если министры обороны и госсекретари не подтвердят, что Турция больше не владеет С-400. Турция провела некоторые испытания С-400, но, похоже, не довела систему до функционирования. Турции, возможно, придется отказаться от владения или использования С-400, чтобы снять санкции CAATSA.
В августе 2020 года сообщалось, что некоторые руководители комитетов Конгресса приостановили крупные продажи Турции нового оружия американского происхождения в связи со сделкой по С-400. Исполнительная власть обычно подчиняется таким запретам, хотя они и не имеют обязательной юридической силы. Такого срыва оборонных сделок США с Турцией не было со времен эмбарго 1975-1978 годов в отношении Кипра.
Возможная продажа F-16 и мнение Конгресса
Осенью 2021 года турецкие официальные лица заявили, что запросили покупку 40 новых истребителей F-16 в США и модернизацию 80 F-16 из стареющего парка Турции.
Сообщается, что президент Байден обсудил запрос F-16 с Эрдоганом во время встречи G20 в октябре 2021 года в Риме, указав, что запрос будет проходить регулярные консультации по продаже оружия и процесс уведомления Конгресса. Модернизация турецких самолетов F-16 до конфигурации Block 70/72 Viper может включать в себя новый радар, другие усовершенствования программного и аппаратного обеспечения, а также структурные усовершенствования, которые значительно продлевают срок службы каждого самолета.
После начала конфликта России и Украины в начале 2022 года потенциал Турции по укреплению стратегической и военной мощи НАТО в условиях развивающегося кризиса в области европейской безопасности, возможно, повысил интерес администрации к продвижению сделки по F-16 с Турцией. Хотя при Эрдогане Турция действовала более независимо от Запада, ее значительное военное и географическое положение остается важным для альянса. Турция сотрудничает с Соединенными Штатами и другими их союзниками по ряду направлений, в том числе используя F-16 в миссиях НАТО, базирующихся в регионах Балтийского и Средиземного морей.
Отвечая на критику возможной продажи F-16 со стороны 53 членов Конгресса в письме от февраля 2022 года, представитель Госдепартамента в марте 2022 года написал, что поддержка Турцией Украины является «важным сдерживающим фактором в регионе». Признавая, что любая продажа потребует уведомления Конгресса, чиновник добавил: «Администрация считает, что, тем не менее, существуют убедительные долгосрочные интересы единства и потенциала альянса, а также интересы национальной безопасности, экономические и коммерческие интересы США, которые поддерживаются соответствующими американскими властями. оборонные торговые связи с Турцией».
Модернизация большей части турецкого парка F-16 может дать Турции время для приобретения или разработки более совершенного истребителя, хотя поставка новых F-16 может столкнуться с отставанием в производстве. По данным Lockheed Martin, объем производства F-16 на заводе в Гринвилле, Южная Каролина, составляет четыре самолета в месяц, хотя компания планирует увеличить этот показатель с растущим списком покупателей. Другие страны, получающие или, возможно, получающие новые или модернизированные F-16V, включают Грецию, Тайвань, Сингапур, Южную Корею, Марокко, Бахрейн, Иорданию, Болгарию, Филиппины и Словакию. Если стороны завершат контракты с Иорданией и Болгарией, у Lockheed останется 148 самолетов. Исходя из текущих темпов производства, Турции может потребоваться три года или больше, чтобы начать принимать новые F-16V.
Официальные лица Турции намекнули, что если они не смогут обновить свой парк F-16, они могут рассмотреть возможность приобретения западноевропейских альтернатив. Сообщается, что Турция рассматривает истребители Eurofighter Typhoon в качестве потенциальной альтернативы F-16, но неясно, одобрит ли такую продажу партнер по консорциуму Германия. Кроме того, ВВС Турции могут столкнуться с трудностями при адаптации к платформе, отличной от F-16. Более того, поставки европейского оружия в Турцию могут подлежать процессу рассмотрения Конгрессом, описанному ниже, если такое оружие должно включать оборонные изделия американского происхождения, отвечающие установленному порогу уведомления. Ранее Конгресс получил уведомление в связи с предложением некоторых стран, не входящих в НАТО (Саудовская Аравия, Кувейт и Катар), закупить американское оборудование для «Тайфунов». Если Турция не сможет закупить F-16 и столкнется с препятствиями на пути к европейским альтернативам, ее следующие шаги по сохранению потенциала военной авиации и совместимости с НАТО будут неясны. В ICS Государственного департамента для Турции говорится, что если НАТО и Запад по-прежнему не будут поддерживать стремление Турции к модернизации обороны, Турция может быть вынуждена обратиться к России или Китаю для восполнения этих пробелов в обороноспособности в областях, где ее местная оборонная промышленность не может обеспечить требуемый потенциал.
В конце саммита НАТО в июне 2022 года в Испании, где Турция согласилась разрешить процесс присоединения Швеции и Финляндии к продвижению вперед (до окончательной ратификации Турцией), а президент Байден встретился с президентом Эрдоганом, Байден выразил поддержку продаже новых F-16 в Турция, а также для обновлений. Он также выразил уверенность в получении поддержки Конгресса. Однако председатель SFRC Боб Менендес постоянно выражал неодобрение в связи с тем, что он назвал «злоупотреблениями Эрдогана в регионе».
В дополнение к продолжающейся напряженности между США и Турцией в отношении групп сирийских курдов на севере Сирии, споры между Турцией и Грецией относительно полетов над спорными районами и других давних проблем Эгейского моря резко возросли в 2022 году и привлекли пристальное внимание Конгресса. Эрдоган приостановил диалог с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом после того, как Мицотакис, похоже, выразил обеспокоенность по поводу американо-турецких сделок с оружием, выступая на совместном заседании Конгресса в мае 2022 года. В декабре 2022 года окончательная версия NDAA FY2023 исключила условие одобрения Палатой представителей при продаже F-16 в Турцию.
Поскольку официальные лица США уже уведомили Конгресс о возможной модернизации F-16 для Греции в 2017 году, решения США об увеличении парка турецких F-16 могут иметь серьезные последствия для баланса безопасности между Турцией и Грецией, а также для отношений между тремя странами. За последние три года Греция укрепила свое оборонное сотрудничество и отношения с США и рядом стран региона, таких как Франция, Израиль и Египет. Расширение сотрудничества между США и Грецией в области обороны включало расширение военного присутствия США и активизацию военных действий США, Греции и НАТО на греческих объектах.
Напряженность между Турцией, Грецией и Кипром
С 1970-х годов споры между Грецией и Турцией по поводу территориальных прав в Эгейском море и в более широком Восточном Средиземноморье были основным предметом разногласий, несколько раз приводившим стороны к военному конфликту. Споры, уходящие корнями в территориальные изменения после Первой мировой войны, вращаются вокруг оспариваемых границ, включая территориальные воды двух стран, национальное воздушное пространство, исключительные экономические зоны (включая претензии на энергоносители), острова (и их использование в военных целях) и континентальные шельфы.
Эта напряженность связана с одним из крупных неурегулированных конфликтов в регионе и еще более осложняется им: фактическим политическим разделением Кипра по этническому признаку, возникшим после военного столкновения 1974 года, когда турецкие войска вторглись в некоторые части острова, чтобы помешать этническому греческому руководству объединение Кипра с Грецией. Признанная на международном уровне Республика Кипр (иногда называемая Кипром), имеющая тесные связи с Грецией, претендует на юрисдикцию над всем островом, но ее эффективный административный контроль ограничен южными двумя третями, где киприоты-греки составляют большинство. Турки-киприоты управляют северной третью и поддерживаются Турцией, включая турецкий военный контингент там после столкновения 1974 года. В 1983 году лидеры турок-киприотов провозгласили эту часть острова «Турецкой Республикой Северного Кипра», хотя ни одна страна, кроме Турции, не признает ее, а резолюция 541 (1983) Совета Безопасности ООН признала притязания киприотов-турок юридически недействительными.
Турецкие официальные лица жаловались на значительное новое военное присутствие США в греческом порту Александруполис, расположенном примерно в 10-15 милях от турецкой границы. Официальные лица США объяснили, что они используют порт в качестве транзитного узла для отправки оборудования союзникам и партнерам в регионе в рамках более широкого ответа НАТО на вторжение России в Украину. В упомянутых выше показаниях на слушаниях в Конгрессе в марте 2022 года Алан Маковский сказал, что наличие объектов в Александруполисе позволяет НАТО обходить заторы или закрытие проливов для перевозки войск и техники по суше союзникам и партнерам. После того, как министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил в октябре 2022 года, что Соединенные Штаты больше не придерживаются сбалансированного подхода к Эгейскому морю, посол США в Турции Джефф Флейк опубликовал заявление, в котором говорится, что в политике безопасности США не произошло никаких изменений в пользу Турции или Греции, и что коллективные усилия союзников по НАТО сосредоточены на прекращении войны России на Украине.
Процесс уведомления Конгресса
В феврале 2023 года госсекретарь Энтони Блинкен публично подтвердил поддержку администрацией Байдена и взаимодействие с Конгрессом в отношении возможной продажи Турции истребителей F-16. Месяцем ранее источники в СМИ со ссылкой на неназванных официальных лиц США сообщили, что администрация предоставила Конгрессу неофициальные уведомления о возможных продажах F-16 Турции и возможных продажах до 40 истребителей F-35 Joint Strike Fighters в Грецию. Согласно этим сообщениям, январское неофициальное уведомление о Турции касалось 40 новых F-16 Viper и 79 пакетов модернизации F-16 Viper, а также 900 ракет класса «воздух-воздух» и 800 бомб на общую сумму около 20 миллиардов долларов.
После того, как Государственный департамент неофициально уведомит SFRC и Комитет по иностранным делам Палаты представителей (HFAC) о возможной зарубежной военной продаже (FMS) или прямой коммерческой продаже (DCS) основного оборонного оборудования, изделий и/или услуг, отвечающих определенным пороговым значениям, предлагаемые FMS или DCS требуют официального уведомления Конгресса, прежде чем они смогут продолжить работу. В большинстве случаев Государственный департамент направляет официальное уведомление через 20–40 дней после неофициального уведомления. Этот период времени дает комитетам возможность высказать опасения в рамках конфиденциального процесса «многоуровневой проверки». Если член Конгресса приостанавливает (как упоминалось ранее, не юридически обязывающее) предполагаемую сделку, официальное уведомление обычно не подается. В соответствии с положениями Закона о контроле за экспортом вооружений (AECA, PL 90-629, 82 Stat. 1320) исполнительная власть может приступить к продаже — если это не заблокировано законодательством — через 15 дней (для союзников по НАТО, таких как Турция и Греция) после официального уведомление.
Как упоминалось выше, рассмотрение Конгрессом потенциальной продажи F-16 Турции может зависеть от одобрения Турцией вступления в НАТО как Швеции, так и Финляндии. Поскольку Турция уже одобрила членство Финляндии в НАТО, внимание США переключилось на подход Турции к ситуации в Швеции. Вскоре после сообщений о неофициальных уведомлениях о возможных продажах самолетов в Грецию и Турцию New York Times процитировала председателя Менендеса, который приветствовал продажу F-35 Греции, но решительно выступал против продажи F-16 Турции. Что касается продажи F-16, он сказал, что «президент Эрдоган продолжает подрывать международное право, пренебрегать правами человека и демократическими нормами, а также участвовать в тревожном и дестабилизирующем поведении в Турции и в отношении соседних союзников по НАТО. Пока Эрдоган не прекратит свои угрозы, не улучшит свою ситуацию с правами человека дома, в том числе за счет освобождения журналистов и политической оппозиции, и не начнет действовать как верный союзник, я не одобрю эту продажу».
На мартовских слушаниях SFRC с участием секретаря Блинкена председатель Менендес подробно остановился на возражениях, которые он имеет против различной внешней и внутренней политики Турции, и высказал мнение, что Турция не заслуживает получения F-16, если она не решит некоторые из упомянутых им проблем.
Сообщаемые администрацией неофициальные уведомления о потенциальных продажах в Турцию и Грецию появляются на фоне продолжающейся напряженности между двумя странами из-за морских границ и регионального участия США (как упоминалось выше). Согласовав неофициальное уведомление о F-35 для Греции с уведомлением о F-16 для Турции, администрация может попытаться убедить греческих лидеров и общественное мнение в том, что Соединенные Штаты не отдают предпочтение Турции, а не Греции.
Приобретение Грецией истребителей F-35 в сочетании с текущими закупками двух десятков истребителей Dassault Rafale F3R поколения 4,5 из Франции и модернизацией большей части своего парка F-16 до самой передовой конфигурации Block 72 — даст Hellenic Air получить технологическое преимущество над своим гораздо более крупным турецким аналогом. Это останется в силе, даже если Турция заключит сделку по F-16.
В ответ на известие о возможной продаже F-35 Греции министр иностранных дел Турции Чавушоглу призвал США «обратить внимание» на баланс сил в регионе.
Обеспокоенность лидеров комитетов Конгресса по поводу возможной продажи F-16 — независимо от того, связана она с перспективами вступления Швеции в НАТО или нет — вполне может сохраняться и после выборов в Турции, запланированных на май. В какой-то момент администрация может решить, следует ли, когда и как решить проблемы Конгресса, и/или двигаться вперед с официальным уведомлением о продаже. В апреле 2023 года администрация официально уведомила о возможной продаже авионики, которую Турция запросила в 2019 году для повышения функциональной совместимости своих F-16 с НАТО по определенным вопросам обмена информацией и безопасности полетов. Несмотря на очевидное молчаливое согласие Конгресса на продажу авионики, председатель SFRC Менендес впоследствии заявил, что продолжает выступать против продажи F-16 Турции.
Конечно, не продажа Турции истребителей – главное в докладе Конгрессу. США очень надеяться избавиться от Эрдогана, который не вписывается в общих хор безоговорочной поддержки американской внешней политики.
Выборам в Турции посвящен майский номер The Economist.
«Может ли Эрдоган быть свергнут на предстоящих выборах в Турции? Его уход изменит страну и отразится на всем мире» (The Economist, 04.05.2023)
14 мая 2023 года контроль Реджепа Эрдогана над второй по численности населения страной Европы может ослабнуть. Опросы показывают, что объединенная оппозиция может вырвать контроль над парламентом у партии Эрдогана «Справедливость и развитие» и ее союзников. Более того, сам Эрдоган, похоже, проигрывает на президентских выборах, которые состоятся в тот же день.
Проигрыш для Эрдогана будет не просто концом эпохи. Это вызовет огромные потрясения в Турции, которые вызовут громкий резонанс в регионе и во всем мире. В конце концов, Турция является 11-й по величине экономикой в мире с поправкой на стоимость жизни, опережая Канаду, Италию и Южную Корею. Это «ключевой и неуклюжий» член НАТО , одновременно близкий к линии фронта войны в Украине и, тем не менее, при Эрдогане «обескураживающе дружный с режимом президента России Владимира Путина». Он стоит между Европой и хаосом Ближнего Востока и играет решающую роль в сдерживании потока беженцев в ЕС . Это также одна из немногих подлинных демократий в мусульманском мире, хотя Эрдоган подрывает турецкие институты уже около десяти лет.
Высокие ставки соответствуют шекспировской драме правления Эрдогана. Он начал свою карьеру в политике как аутсайдер-диссидент, преследуемый светским истеблишментом Турции за кампанию по отмене ограничений на выражение благочестия в общественной жизни. Теперь он стал преследователем, сажая оппонентов в тюрьму по надуманным обвинениям, запугивая СМИ и смещая избранных чиновников. В глазах многих наблюдателей Турция едва ли заслуживает ярлыка демократии (см. диаграмму 1).
Экономический менеджмент Эрдогана также прошел полный круг. В первое десятилетие его правления инфляция прекратилась, а доходы резко возросли. Во втором случае инфляция вернулась, а ВВП на душу населения в долларовом выражении упал на 15% (см. график 2).
Г-н Эрдоган совершил аналогичный поворот в отношении многочисленного курдского меньшинства в Турции, за которым он ухаживал в первые годы своего пребывания у власти, но политических лидеров которого он теперь отвергает как марионеток террористов. И он поссорился с Америкой и ЕС , которые сначала превозносили его за помощь в укреплении демократии в Турции, а теперь ругают за ее ослабление. Во всех этих сферах — отстаивании демократии, восстановлении экономики, урегулировании социальных разногласий и проведении внешней политики — выборы предлагают жесткий выбор между оппозицией, проводящей реформы, и все более укоренившимся и непримиримым Эрдоганом.
За последние два года лира потеряла 60% своей стоимости по отношению к доллару. Деньги текут из страны: всего пять лет назад иностранным инвесторам принадлежало 64% турецких акций и 25% турецких государственных облигаций, а сейчас только 29% и 1%. В январе дефицит текущего счета достиг рекордных 10 миллиардов долларов. Безудержная инфляция — осенью она достигла 86% в годовом исчислении и остается выше 40% — привела к обнищанию миллионов турок. Более того, снижение инфляции в последние месяцы отчасти произошло благодаря неустойчивой поддержке обменного курса центральным банком. Он продает примерно 1 миллиард долларов в день, большая часть из которых взята взаймы, чтобы замедлить падение лиры. Принимая во внимание доллары, которые он должен другим центральным банкам и местным коммерческим банкам, считается, что у него отрицательные валютные резервы, почти — 70 миллиардов долларов. Дальнейшая девальвация лиры и, следовательно, более высокая инфляция кажутся неизбежными, когда у нее заканчиваются доллары для продажи.
Эрдоган пытается отвлечь внимание от всего этого, указывая на многочисленные успехи, достигнутые Турцией на его глазах. Только за последний месяц он открыл первую в стране атомную электростанцию, отпраздновал открытие крупного газового месторождения в Черном море, сел за руль первого в Турции электромобиля и представил первый авианосец.
Сообщение, которое должны донести такие проекты, заключается в том, что Эрдоган бросил вызов Западу, чтобы превратить Турцию в мировую державу, и что лучшее ещё впереди. «Если вам интересно, почему он до сих пор колеблется на уровне более 40% в опросах, — говорит аналитик Галип Далай, — одной из причин является эта идея и этот язык величия».
Это не пустая риторика. Эрдоган пришёл к власти в 2003 году, сразу после инфляционной спирали и банковского кризиса, подкосившего экономику. Первоначально он руководил устойчивым ростом экономики в целом и среднего класса. Многие турки получили огромную выгоду и в результате остались верны Эрдогану.
Эрдоган использовал свое влияние на средства массовой информации, чтобы убедить сторонников в том, что проблемы экономики больше связаны с иностранными заговорами с целью угнетения Турции, чем с бесхозяйственностью его правительства. Он также умеет использовать разногласия в турецком обществе. Многие из тех, кто извлек выгоду из его ранней экономической политики, были консервативными представителями среднего класса, провинциальными типами, которые долгое время чувствовали себя игнорированными или насмехающимися над светской столичной элитой. В течение многих лет он говорил им, что свободы, которые они завоевали при нем, включая право носить исламский хиджаб в университетах и государственных учреждениях, зависят от его сохранения у власти. Он характеризует выборы как состязание между гордо-набожными и националистически настроенными турками и сбродом потягивающих виски безбожных элитистов, курдских сепаратистов и сексуальных извращенцев.
Но ничто из этого не может скрыть фундаментальную проблему: Эрдоган саботирует экономику. Он ошибочно полагает, что высокие процентные ставки подпитывают инфляцию и что снижение стоимости заимствований поможет стабилизировать цены. Укомплектовав центральный банк подхалимами, он навязал эту точку зрения стране, что привело к лихорадочной инфляции. А поскольку низкие процентные ставки делают кредит смехотворно дешевым (основная кредитная ставка центрального банка более чем на 35 процентных пунктов ниже уровня инфляции), его необходимо нормировать с помощью правительственных постановлений. Критики видят в этом рецепт кумовства. «Центральный банк решает, кто может покупать доллары, банковское управление решает, кто имеет право на получение кредита, а правительство решает, чьи долги прощаются или откладываются», — жалуется Керим Рота, бывший банкир и заместитель председателя Future, небольшой оппозиционной организации. вечеринка.
Но, при этом недавнее открытие крупного газового месторождения в Черном море, сократит расходы Турции на импорт, ослабив давление на лиру. С конца 2021 года правительство увеличило базовую ежемесячную государственную пенсию в пять раз до 7500 лир (385 долларов США) и утроило минимальную заработную плату до 8500 лир, приблизив ее к среднему заработку. В июле, после выборов, снова обещают поднять минимальную заработную плату.
Оппозиция, напротив, обещает возврат к экономической ортодоксии. Ее возглавляет Кемаль Кылычдароглу, бывший чиновник министерства финансов и глава государственного пенсионного агентства, чья скромная личность резко контрастирует с репутацией Эрдогана: пока Эрдоган перерезает ленточку одного мегапроекта за другим, Кылычдароглу записывает видео на своей скромной кухне, с кухонными полотенцами, накинутыми на ручку духовки, и одинокой луковицей в качестве опоры для обсуждения инфляции.
Кылычдароглу говорит, что восстановит независимость центрального банка, что неизбежно приведет к резкому повышению процентных ставок. Это, в свою очередь, может замедлить экономический рост, если не спровоцировать рецессию. Между тем, инфляция займет некоторое время, чтобы подавить.
Оппозиционные политики говорят, что расходы на социальные нужды частично смягчят эту боль, как и иностранный капитал, который, как они ожидают, хлынет на турецкие рынки акций и облигаций, как только к власти придет новая экономическая команда и ставки начнут расти. Прямые инвестиции в фирмы и фабрики займут больше времени, но тоже вернутся, считает оппозиция. В конце концов, Турция является крупнейшей экономикой между Индией и Германией и получает выгоду от таможенного союза с ЕС , что делает ее отличной базой для экспорта в Европу. Разговоры с управляющими фондами, стекающимися в Стамбул накануне выборов, показывают, что такие надежды небезосновательны.
Что касается институциональных реформ, то правительство и оппозиция также предлагают совершенно разные программы. Эрдоган сильно централизовал власть в президентской должности, которая раньше была в основном церемониальной должностью, упразднив при этом должность премьер-министра и уменьшив роль парламента. Он также использовал власть государства крайне пристрастно и карательно. Он ужесточил и злоупотребил законом против оскорбления президента, который теперь наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. За время его пребывания в должности было проведено около 200 000 расследований этого преступления. Навязчивым эхом запрета исламских партий и политиков до его прихода к власти его прокуроры настаивают на роспуске Народно-демократической партии, основной курдской партии. Тем временем он без промедления отстранил от должности многих избранных курдских мэров. Десятки тысяч последователей Фетхуллаха Гюлена, священнослужителя, с которым Эрдоган когда-то был в политических союзах, были уволены с государственных должностей или заключены в тюрьму по ничтожным обвинениям, подкрепленным смехотворными доказательствами, после того, как Гюлена обвинили в подстрекательстве к попытке государственного переворота в 2016 году.
Киличдароглу обещает изменить многое из этого. Он говорит, что восстановит независимость судов, вернет власть парламенту и отменит закон об оскорблении президента. Оппозиция также обещает положить конец политике Эрдогана по увольнению избранных мэров и выплатить компенсацию тем, кто был незаконно уволен после переворота. В нем говорится, что он также будет преследовать нечестных чиновников, в том числе тех, кто подозревается в искажении показателей инфляции и заключении выгодных контрактов с правительственными друзьями.
***
Конечно, не расхождения в экономической политике Эрдогана и его оппонентов вызывают у США, НАТО и ЕС желание избавиться от нынешнего президента Турции. Аллергию он вызывает только потому, что не встал в один ряд со всеми врагами России, поддерживает деловые отношения с Путиным, и, главное, играет СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ, КОТОРАЯ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ С ИНТЕРЕСАМИ АМЕРИКИ.
Последние опросы показывают, что как на парламентских, так и на президентских выборах гонка будет близкой.
Для победы на президентских выборах в первом туре голосования кандидат должен набрать более 50% голосов. Учитывая, что помимо господ Эрдогана и Кылычдароглу баллотируются еще два кандидата, это маловероятно. Таким образом, гонка, скорее всего, перейдет во второй тур 28 мая.
Некоторые сторонники оппозиции опасаются, что Эрдоган откажется передать власть в случае проигрыша. Об этом Эрдоган практически прямо заявил 1 мая 2023 года. За несколько дней до этого министр внутренних дел Турции предупредил о «попытке политического переворота при поддержке Запада» в день выборов.
Такая риторика вызывает у США опасения, что Эрдоган, возможно, по указанию членов своего ближайшего окружения, может сорвать выборы или оспорить результаты, особенно в случае незначительного поражения.
На этот случай у США по всем информационным инсайдам есть вариант «Цветной революции», и прямого военного переворота.
Но Эрдоган имеет опыт побеждать перевороты в любых вариантах.
* запрещённая в РФ террористическая организация