Михаил Делягин: Бюджет в России больше чем бюджет?
| АиФ
Минфин обнаружил в России профицит бюджета. Прекрасная новость: похоже, руководители министерства наконец-то начали читать собственные отчёты об исполнении федерального бюджета. И осознали, видимо, что огромный и угрожающий дефицит бюджета, которым нас долгие годы запугивают либералы для обоснования уничтожения социальной сферы и блокирования развития экономики, существует лишь в их собственном воображении.
На деле с января по апрель 2014 года профицит федерального бюджета составил 0,3 % ВВП. И это несмотря на начало незапланированных крымских расходов и значительно меньший предполагаемого экономический рост. То есть расходы не только не превысили доходы, но ещё и остались лишние средства. При том, что, согласно бюджету, годовой дефицит должен составить 0,5 % ВВП.
Даже если и случится дефицит, то эта цифра незначительна на фоне неиспользуемых остатков средств бюджета, превышающих 7,6 трлн рублей. Из них 6,3 трлн выведено в основном на поддержку стратегических конкурентов России — США и стран еврозоны, в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. То есть это средства, которые главным образом вкладываются на Западе.
Однако пока о дефиците даже речи нет: доходы федерального бюджета, за первые четыре месяца 2014 года составившие 4,75 трлн рублей, или 35 % от годового уровня, превысили план на 319,5 млрд рублей, или на 6,7 % (поскольку бюджет исходит из равномерного поступления доходов и равномерного же роста цен). Это признак бюджетного благополучия — вопреки лживым или непрофессиональным истерикам либералов, занимающихся прямым саботажем России в интересах глобального бизнеса и всё более враждебно относящегося к нам Запада.
Откуда взялись «лишние деньги»? Источник дополнительных доходов бюджета — не только цена на нашу нефть — её стоимость оказалась выше, чем было заложено при расчётах, но и инфляция более высокая.
Правда, в таком случае за инфляционными доходами должно следовать и увеличение расходов из бюджета! А этого пока не видно. Так что не стоит радоваться этому неожиданному профициту.
Сейчас есть серьезная опасность: нежелание признавать необходимость дополнить инфляционные доходы инфляционными же расходами ведёт к серьёзным экономическим и политическим ошибкам. Главная проблема, которую хорошо демонстрирует этот случайный профицит, — видимое нежелание правительства заниматься развитием страны. Огромные резервы бюджета должны быть направлены на модернизацию — на них можно, по сути дела, построить вторую Россию! Однако государство ограничивается красивыми заявлениями и точечными проектами, заведомо ничего не меняющими.
Возможно, это связано с тем, что переход от разворовывания советского наследства к развитию страны окажется крайне болезненным для критически значимой части правящего класса, возможно, с необходимостью ограничения коррупции и произвола монополий для развития страны. Понятно, что сейчас, когда алчность монополистов и взяточников, по сути дела, блокирует любую позитивную активность в стране, деньги проще мариновать в бочках, как огурцы. Однако деньги умирают без движения, и продолжать «политику плюшкиных», начатую в далёком 2004 году, больше нельзя. Признание Минфином возможности бюджетного профицита в этом году — это всего лишь робкое поползновение, но направлено оно в правильную сторону.