Гарегин Тосунян: «Мы испытали слишком большое снижение стоимости рубля»
Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что рубль теперь очень сильно укрепился. Вместе с тем, глава Минфина высоко оценил действия ЦБ по стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Вопрос: «Что нам стоит рубль построить?»
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков, председатель Всероссийского Совета региональных банковских объединений, доктор юридических наук, членкор РАН:
«Ситуация с ценами на нефть — это опять же политика, а не экономика»
— Я не считаю, что рубль слишком сильно укреплен. Может быть, кому-то из участников рынка это и не нравится, но, по-моему, рубль был слишком недооценен.
Так что его восстановление кажется мне вполне уместным, и я бы только приветствовал даже дальнейшее укрепление рубля…
Другое дело, что высокая волатильность, конечно, является недостатком. Ведь скачки вверх-вниз негативно влияют на многие процессы. Так что более постепенное укрепление рубля, я думаю, было бы очень даже невредным.
Хотя понятно, что для экспортеров или для кого-то еще это будет не самый желательный путь. Но с учетом того, что мы испытали слишком большое снижение стоимости рубля, желательно, чтобы он еще больше вернулся на прежние позиции.
То есть вернулся бы ближе к прежним позициям, насколько это возможно. Так что стоимость за доллар и 50 рублей, и 45, и даже, может быть, чуть ниже не казалась бы мне очень сильной…
Что касается дальнейших резких колебаний рубля, то я надеюсь, что у нас хватит возможностей для того, чтобы их не было.
Ведь резкие колебания валюты являются не только результатом каких-то экономических причин, но и результатом панических реакций населения, юридических лиц. Так что нам надо это нивелировать и придавать рынку большую устойчивость.
У меня нет опасений, что просядет резервный фонд, тем более что к валютным колебаниям это сейчас уже не имеет никакого отношения. Ведь резервный фонд не используется на поддержание курса.
Прошли ли мы пик падения рубля? Дело в том, что существует столько многофакторных причин, влияющие на курс рубля: это и экономика в целом, и стоимость нефти, и санкции… Так что гадать здесь совершенно бессмысленно.
Я надеюсь, что мы прошли этот пик, более того, надеюсь, что будет даже укрепление рубля. Но это всего-навсего надежды, и я ничем не могу их обосновать потому, что я не мог предположить того, что, скажем, произойдет на Украине, не мог предположить эти санкции и т.п.
Правда, единственное, что я мог предположить, так это рецессию, а вот все остальное…
Да и ситуация с ценами на нефть — это опять же политика, а не экономика. Сейчас все зависит от того, каково будет отношение к Ирану, к Ираку, и где и какие конфликты еще могут вылезти наружу. Будет ли это Сирия, другие арабские страны…
Как я могу гадать, какова будет цена на нефть? Я надеюсь, что там, где нефть связана с развитием международной мировой экономики, ее цена будет расти. Ведь мировая экономика сейчас все-таки показывает некие тренды в сторону развития.
Поэтому будет и спрос на нефть, правда, в той степени, в какой на это может повлиять сланцевая нефть. Но пока каких-то резких изменений, то есть снижения цены, в этой части не предвидится. Ведь не такая это дешевая вещь – сланцевая нефть.
Конечно, хорошо рассчитывать на то, что если растет экономика, то, стало быть, будет расти и цена на нефть. Но это — если не произойдут какие-то политические катаклизмы, которые регулярно перечеркивают весь этот рынок и при которых на поверхность выходят лишь политические аргументы…
Что касается неких пророчеств о гибели доллара, то всё это — такие глупости!.. Когда начинают предрекать доллару какие-то трагические сценарии, меня это больше всего смешит и на эту тему я даже разговаривать не хочу…