Алексей Арбатов, Сергей Цыпляев: Великодержавная дипломатия
Алексей Арбатов, Сергей Цыпляев
Алексей Арбатов, политолог:
Военные круги НАТО полагают, что Россия встала на путь территориальной экспансии и силового давления на соседние страны. Речь идёт не только об Украине, её юго-восточных областях и коридоре, который теоретически может быть пробит к Крыму, о чём публично рассуждают многие наши разговорчивые политики, депутаты и отставные военные, но также о Молдавии с Приднестровьем, Грузии, возможно, Северном Казахстане, а самое главное — о странах Балтии.
Там есть русские меньшинства, в первую очередь в Эстонии и Латвии, и многие опасаются, что в случае обострения обстановки там может быть разыгран крымско-донецкий сценарий в том или ином варианте. А именно: местные активисты, при поддержке из ближайшего зарубежья, захватывают административные здания, появляются «вежливые зелёные люди», входят добровольцы-отпускники со штатным вооружением и военной техникой, и НАТО оказывается перед выбором: начать большую войну с Россией или распасться в свете явной недееспособности. И мнение, которое высказал генерал Бредшоу, опирается именно на такой анализ.
Что касается самой России, то тут звучит очень много заявлений на разных уровнях, в том числе и официальных, которые кажутся двусмысленными и могут трактоваться по-разному. Чтобы снять эти вопросы, президент, верховный главнокомандующий, должен был бы выступить и заявить, что Россия никогда не будет предпринимать что-либо подобное в отношении соседних стран, что она готова сделать всё для восстановления мира в Донбассе и наладить отношения с Украиной при понимании, что Крым уже присоединён и тут ничего изменить нельзя. Что ни к Грузии, ни к Казахстану, ни к Белоруссии, ни к странам Балтии у России претензий нет, и все вопросы, связанные с русскоязычным населением там, будут решаться исключительно мирным дипломатическим путём. Я такого заявления в последнее время что-то не припомню, а его было бы очень просто сделать и тем самым прекратить все подобные разговоры. Но его нет, и его отсутствие постоянно подпитывает рассуждения, спекуляции, прогнозы и проекты на Западе.
Складывается впечатление, что какие-то политические круги в России считают, что таким образом Россия самоутверждается в качестве державы, встающей с колен, и глобального центра сила. Наш флот уже в Средиземноморье, наши войска постоянно проводят большие учения рядом с границами! Если не любят, пусть хоть боятся – судя по всему, именно такая логика присутствует в определённых политических группах и общественных организациях. Депутаты Государственной думы очень вольно высказывают такие взгляды, каждый день по телевизору проходят ток-шоу, на которых можно услышать что-то подобное, зачастую от людей, так или иначе, представляющих власть. И это всё лежит в основе позиции, озвученной главкомом НАТО.
Сергей Цыпляев, президент фонда развития республиканских традиций «Республика» (Republica):
Слова Бредшоу отражают трезвое понимание ситуации. Я ещё после крымских событий говорил, что вся инфраструктуры «холодной войны» готова, и хотя все политики будут говорить, что это не так и не то, реально процессы вернулись именно в эту колею. Россия как страна шла по пути реставрации, казалось, что надо вернуться в «доброе старое прошлое», и по ходу пьесы мы отреставрировали и внешние взаимоотношения. На дороге лежит такой вопрос, как Крым и проблема непризнания его присоединения. При этом в Кремле считают, что точка невозврата пройдена, и мы понимаем, что по внутренним законам это так. Таким образом на десятилетия вперёд закладывается конфликт вокруг. Каждая из сторон будет настаивать на своей правоте, подкрепляя это военными «мускулами» и демонстрацией своих возможностей.
К тому же, многие страны, особенно прибалтийские государства, находятся в состоянии испуга, а их руководство активно требует, чтобы НАТО усиливало эти фланги и обеспечивала им защиту от предполагаемой российской угрозы. Таким образом вся конфигурация готова, все подходы и принципы взаимодействия повторены. Единственное – наша ресурсная база с тех пор сократилась, поэтому выдерживать какую-то гонку и говорить о каких-то паритетах будет экономически самоубийственно.