Виктор Лошак: Непроезжее счастье
| Огонёк
Об издержках благоустройства столичных улиц
Одна из идей тотальной реконструкции, которую переживает центр столицы,— осмысленное улучшение жизни пешехода за счет ухудшения дорожного движения. Можно ли избежать такой грустной альтернативы?
Туризм в Москву этим летом чем-то напоминает иностранные инвестиции в Россию. Зазываем иностранных инвесторов, а здесь их ждет не совсем то, что обещали. Так и с туристами, уж их-то точно никто не предупредил, что когда они этим летом прилетят в столицу России, то, кроме строительных ограждений и реконструкции тротуаров, ничего в центре не увидят.
Иностранцам не внушишь так же, как москвичам, что стоит перетерпеть ради прекрасного будущего города. Со счастливыми горожанами внутри строительных лабиринтов телеканалы и газеты явно перебрали. Все вокруг чертыхаются, а на экранах добрые улыбки: просто счастливы, что будут новые бордюры. Да и статистика прекрасная: на портале «Активный гражданин» 1 млн 380 тысяч москвичей поддержали реконструкцию. Те ли это люди, которые здесь прописаны?
Когда 50 улиц, расположенных рядом, копают и мостят одновременно, то честно было бы поступить с теми, кто здесь живет и работает, так же, как поступают с сочинцами местные власти в дни экономических и прочих форумов — разрешают не ходить на работу. Но когда подумаешь, что тут Кремль, Минобороны, мэрия… Хотя итоги покажут: может быть, последней лучше было и не работать?
Когда прекрасные заборы с цитатами и цифрами снимут, многие из полутора миллионов жителей Центрального административного округа будут очень удивлены: тротуары расширятся, велодорожки появятся, а линия стоянок для машин и часть дорожных полос почти повсеместно исчезнут. Теперь не припаркуешься ни за какие деньги, в том числе и у собственного дома. Один член почти каждой московской семьи, автомобиль, окажется лишним.
Но стыдно капризничать, в будущем году этот отряд из 50 тысяч строителей займется еще большим количеством улиц. Не стойте поперек прогресса — городская среда меняется в пользу пешехода. Ходить по городу станет приятно, а ездить невозможно. И это ничего, что пешком от дома или дачи до работы вы дойдете только на следующий день, а такси, не говоря об автобусе, на однополосных улицах будет стоять точно так же, как и ваш личный автомобиль. Важно быть в тренде.
Отвадить москвича от его автомобиля — разработчики из КБ «Стрелка» взяли на себя непростую задачу, тем более сейчас, когда город ушел на десятки километров за МКАД. Оттуда, где дачные поселки по загадочной прихоти перемешались с бетонными многоэтажками, порой ничем, кроме автомобиля, в центр не доберешься. Приятные разговоры об удобстве перехватывающих парковок и подземных стоянок пока лишь разговоры. Хотя логично было бы начинать с них, а потом уже создавать невыносимые условия для езды в центре. Не хочется думать, что будет происходить с сетью автомобильных одноколеек в снег… Компенсирует ли эти и другие проблемы радость от прогулок по новым тротуарам?
Не все из 1364 тысяч жителей ЦАО тут же и работают. Мигрантов в центре столицы зарегистрировано больше, чем жителей. Например, в самом центральном Тверском районе жителей 76,9 тысячи, а мигрантов 191,4 тысячи, и они куда-то же ездят на работу?
У меня нет ответа, могут ли ширина тротуаров и ад на дорогах изменить правила и привязанности. За те 35 лет, что я живу в Москве, я никогда не наблюдал московскую привычку гулять по Садовому кольцу, хотя трудно пожаловаться на узость его тротуаров. Что же сейчас, когда у Садового отнимут несколько проезжих полос и оно на несколько часов в день будет просто замыкаться, образуя стоячую сплошную пробку, народ бросится здесь прогуливаться? Сомневаюсь.
У потребителей и тех, кто предоставляет услугу, бывают, конечно, разные точки зрения. Но когда в одной из газет я прочел слова отвечающего за реконструкцию Садового кольца архитектора: «Здесь небезопасно из-за слишком высокой скорости движения автомобилей», то подумал, что точно езжу с этой специалисткой по разным Садовым кольцам.
Мэрия, а главное, разработчики реконструкции очень болезненно относятся к критике и даже спорам. Они как бы не обращают внимания, что москвичи действительно готовы терпеть ради смены коммуникаций и обновления тротуаров, готовы подвинуться, давая путь велосипедистам. Вы не найдете противников новым деревьям и цветам на улицах, доступности пешеходу истории его города. Предложение той же «Стрелки», убрав заборы, открыть улице и ее пешеходам ведомственные сады и парки, просто прекрасно. Но, может быть, потому, что еще недавно вся болезненная и затратная для людей операция с появлением на улицах столицы парковочного пространства прошла на удивление спокойно, люди и власть услышали и поняли друг друга, может быть, поэтому решили нажать на административный газ еще сильнее? Или идея в том, чтобы введение через некоторое время платного въезда в центр люди восприняли как долгожданный выход из тупиковой транспортной ситуации? Будет обидно, если это нарушит гармонию доверия между мэром и его городом. Трудно найти тональность отношений власти и мегаполиса более точную, чем выбрал Сергей Собянин. Если самая страшная к нему претензия — это увлечение перекладыванием тротуарной плитки, то трудно представить, будто его авторитету что-то до этого лета угрожало.
Пока объяснения тому, что происходит, какие-то странные, они будто минуют главные точки спора — растянутость городских коммуникаций, огромное количество офисов и контор в центре, наконец, полгода холодов и снега в наших широтах. Фатальная надежда на запуск пассажирского движения по внутримосковскому железнодорожному кольцу, что само по себе прекрасно. Опыт столиц с другой историей и планировкой (неужели действительно есть мегаполисы, где планомерно и искусственно сокращают площадь дорог?!). Наконец, надо ли объяснять, что, когда автомобили в московских пробках на Садовом, Тверской или бульварах стоят впритык друг к другу, байка, которой кто-то недобросовестно вооружил московскую власть, о наших излишне просторных дорожных полосах, якобы рассчитанных на ширину танка, не просто не работает, а вызывает у человека за рулем раздражение?
В том, что происходит, люди самых противоположных убеждений повторяют старые уроки. Удивительным образом тотальная идея перераспределения счастья между пешеходом и человеком в автомобиле, буквальное столкновение их лбами очень напоминает нашу советскую жизнь. Тогда старший брат вел нас длинным лабиринтом к счастью силой, волевым решением. Наш быт, повседневность мешали, они были поперек единственного и верного курса. По опыту прошлого результат вызывает опасения.
…Каким-то удивительным образом параллельно раскопкам московские улицы начали украшать. На бульварах какие-то зеленые фигуры, розовые пластмассовые пингвины, впритык к ним беседки со светящимися гирляндами… На Большой Никитской сначала прямо на велодорожках расположили что-то немыслимое вроде фонарных столбов, но с искусственными цветами на вершинах, в которых угнездились какие-то чуда в перьях — птичьи семьи из перышек и пенопласта. «Здравствуй, счастье!» Когда снимут заборы и все это окажется на широких белогранитных тротуарах, наверное, будет впечатление, будто в современной хай-тековской квартире повесили коврики с лебедями и чучела попугаев. Не спорю, «пипл схавает» и это, а интернет-статистика подтвердит верность курса, но осадок останется и забыть его будет трудно.