Александр Игнатенко: Истоки и перспективы катарского кризиса
Чем прогневала Доха монархии Персидского залива
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), объединяющий Саудовскую Аравию, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Катар, Оман, находится в глубоком кризисе. Запланированный на декабрь шестой саммит ССАГПЗ может не состояться. Антикатарская фракция ССАГПЗ (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн) заявляет, что не станет участвовать в саммите, если Катар не реализует те обязательства, которые он взял на себя по Эр-Риядскому соглашению. Оман же заявляет, что он не примет участия в саммите в отсутствие Катара. Кувейт мечется между государствами совета как посредник-миротворец.
Кризис ССАГПЗ вступил в открытую фазу в июне, когда три аравийские монархии, к которым присоединился Египет, разорвали с Катаром дипломатические отношения и объявили ему бойкот, который сами катарцы называют блокадой. Тогда же были опубликованы 13 требований, исполнение которых Катаром даст ему возможность вернуться в лоно аравийского монархического семейства. Эти 13 пунктов итожились требованием к Катару исполнять Эр-Риядское соглашение. Те эксперты, которые хронически обвиняют во всех бедах Америку, поспешили заявить, что «антикатарская четверка» ссылается на какой-то документ, принятый американо-арабско-исламским саммитом, прошедшим незадолго до этого в Эр-Рияде с участием американского президента Дональда Трампа. Правда, это соглашение шло под грифом «совершенно секретно», и требования «четверки» выглядели как минимум неожиданными, чтобы не сказать – необъяснимыми.
11 июля всеарабская саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат», опубликовав их сканы, рассекретила четыре документа, которые регулируют катарский кризис. Это Эр-Риядское соглашение 2013 года, подписанное королем Саудовской Аравии Абдаллой ибн Абдуль-Азизом Аль Саудом, эмиром Кувейта Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом и эмиром Катара Тамимом бин Хамадом бин Халифой Аль Тани (люди, знакомые с обстоятельствами подписания документа, утверждают, что он написан рукой эмира Катара под диктовку короля Абдаллы). К нему прилагаются Механизм реализации Эр-Риядского соглашения, подписанный тогда же в качестве документа ССАГПЗ всеми министрами иностранных дел совета; заявление о присоединении к Эр-Риядскому соглашению, подписанное главами государств, не участвовавшими в подписании Эр-Риядского соглашения, – Королевства Бахрейн, Султаната Оман, ОАЭ; дополнительное Эр-Риядское соглашение 2014 года, подписанное всеми главами государств – членов ССАГПЗ.
По Эр-Риядскому соглашению государства – члены совета берут на себя следующие обязательства. Не вмешиваться – ни прямо, ни опосредованно, ни методами тайных операций, ни политически – во внутренние дела государств – членов совета. Не поддерживать – ни материально, ни медийно – оппозиционные группы государств-членов – ни официальными органами, ни общественными организациями, ни отдельными активистами. Не предоставлять убежища пребывания на территории, поощрения или поддержки гражданам государств – членов совета или кому-то другому, в отношении которых установлено, что они оппозиционны какому-либо из государств совета. Не предоставлять гражданство оппозиционерам из государств – членов ССАГПЗ, если только не будет соответствующей просьбы от таковых государств. Не предоставлять площадку для активности, враждебной государствам совета, иностранным организациям и партиям, действующим против государств – членов совета и их народов. Не оказывать поддержки и не предоставлять убежища тем, кто осуществляет действия, направленные против любого из государств совета, – ни нынешним, ни прошлым членам руководств (государств-членов), ни кому-либо другому. Не давать им возможности действовать с территории одного государства совета против другого. Обязательно закрытие любых академий, фондов или центров, имеющих целью обучение и тренировку лиц из государств-членов для (силовых) действий против (других) государств-членов. Не предоставлять материального финансирования и моральной поддержки иностранным организациям и партиям, которые занимают враждебные и провокационные позиции по отношению к государствам совета. Не оказывать поддержки иностранным группировкам, которые представляют собой угрозу безопасности и стабильности государств Совета сотрудничества – в Йемене, Сирии или еще где-либо, в местах смуты (на Ближнем Востоке).
Особо прописано отношение к «Братьям-мусульманам» (группировка, запрещенная в РФ). Члены совета обязуются не поддерживать ее – ни материально, ни медийно, ни на территории государств-членов, ни за их границами. Государства-члены соглашаются на то, что члены «Братьев-мусульман» – неграждане государств совета покинут территорию этих государств в согласованные сроки и по согласованным спискам.
Что касается Египта, который становится де-факто ассоциированным членом ССАГПЗ, то обязательно для всех государств-членов следовать политическому курсу совета, направленному на его поддержку, содействие его безопасности и стабильности, прекращение всей медийной активности, направленной против Египта всех СМИ, включая то, что транслируют каналы Al Jazeera и «Миср Мубашир», и то, что публикуется в египетских СМИ.
Неисполнение любого пункта Эр-Риядского cоглашения является нарушением всего соглашения. Руководство государств ССАГПЗ должно «предпринимать любые меры против государства, не исполняющего свои обязательства».
В Эр-Риядском cоглашении 2013–2014 годов в общем виде прописаны как претензии членов ССАГПЗ к Катару, так и обязательства Дохи прекратить активность, наносящую вред членам ССАГПЗ и их союзникам. Катар в координации либо с Турцией, либо с Ираном поддерживал и использовал в своих геополитических и геоэкономических целях «Братьев-мусульман» в Египте, Ливии, Сирии, секторе Газа, Йемене и других ближневосточных «местах смуты».
Выдающийся результат этого использования имел место в Египте: «Братья-мусульмане» при мощной поддержке Катара смогли перехватить инициативу в январской революции 2011 года и вывести в президенты Мухаммада Мурси. Катарское вмешательство в Египте доказано в суде: в июне 2016 года Мурси был приговорен к пожизненному заключению – за «преступный сговор» с Катаром. (Процесс над Мурси продолжается, он обвиняется еще и в «преступном сговоре» с Ираном.)
«Антикатарская четверка» публикует материалы, из которых следует, что в 2006 году Катар перекупил у саудовцев действующий на территории Ирака филиал «Аль-Каиды» – «Аль-Каиду в Стране двух великих рек» и ряд других родственных группировок, которые были выведены на политическую сцену как проект под названием «Исламское государство Ирака» (ИГИ). В последующем в ходе территориальной экспансии ИГИ превратилось в «Исламское государство Ирака и Леванта» и, наконец, – в «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).
В 2011 году Катар поломал в Ливии «большую игру», которую вели в регионе государства ССАГПЗ во главе с Саудовской Аравией. В течение ряда лет те работали над созданием союза суннитских арабских монархий на Ближнем Востоке. В Совет сотрудничества были приглашены Иорданское Хашимитское Королевство и Королевство Марокко. Предполагалось восстановление династии Хашимитов в Ираке или его суннитской части, а в Ливии – восстановление королевской власти династии Сенуситов с последующим включением этих восстановленных монархий в новое ближневосточное объединение. Вместо этого Катар с использованием Франции и других натовских государств затеял свержение и убийство Муаммара Каддафи и ликвидацию ливийской государственности, а в Сираке (едином регионе Сирии и Ирака) поощрял экспансию ИГ.
Эр-Риядское соглашение стало неудавшейся попыткой ССАГПЗ обуздать Катар. «Братья-мусульмане» продолжали и усиливали военно-политическую активность во всем регионе. В Египте стала активно действовать их военизированная террористическая группировка ХАСАМ («Исламское движение сопротивления»). На Синае египетские силовики никак не могут ликвидировать «вилайет» ИГ. По сведениям из аравийских источников, боевики ИГ после освобождения сирийской Ракки и иракского Мосула перемещаются в Ливию, откуда угрожают Египту и уже ведут бои неподалеку от Каира. Более того, ИГ стало угрожать Саудовской Аравии. На территории королевства провозглашен ряд «вилайетов» ИГ – Неджда, Аль-Харамейн, или «вилайет Двух Святых мест» и др. Это не территориальные образования типа «вилайета Синая» в Египте, а их организационные зародыши, которые совершают террористические акты в Саудовской Аравии. Особенно волнует саудовцев «вилайет Бахрейна», который представляет собой коридор на нефтеносном восточном побережье Саудовской Аравии, соединяющий Катар с Ираком.
В этих условиях ряд государств – членов ССАГПЗ предприняли известные меры против «государства, не исполняющего свои обязательства по (Эр-Риядскому) соглашению между государствами совета». Катарский кризис ССАГПЗ не удастся решить уговорами жить дружно. В настоящее время просматривается безальтернативный путь решения этого кризиса через исполнение требований «четверки». Это сделают либо нынешние катарские правители, либо их преемники.