Константин Косачев: Удар по Евросоюзу
Выборы в Каталонии были абсолютно предсказуемы с точки зрения внимания к ним внутри (отсюда рекордная явка) и вовне. И они были абсолютно непредсказуемыми с точки зрения исхода. Подавляющее большинство прогнозов давало ничью, которая воспроизводила бы тупик.
Ничьи нет, это достаточно убедительная победа сторонников независимости. Но тупик остаётся, ведь никто, включая победителей, не знает, что делать дальше (я не про лозунги, а про realpolitik). Конституция Испании сепаратизмам не терпит, и теперь каталонскому парламентскому большинству предстоит мучительный выбор между демократией (волеизъявление избирателей не подлежит сомнению) и верховенством закона, который на стороне территориальной целостности страны.
Но в основе этого пока кажущегося неразрешимым конфликта — права человека. В данном случае каталонцев, которые заявляли об этих правах (экономических в первую очередь, но не в последнюю — социальных и гуманитарных) давно и настойчиво. Не будучи услышанными. Как не услышали меньшинства на окраинах в своё время в Молдавии, Грузии и продолжают не слышать уже сейчас на Украине.
И поэтому голосование в Каталонии — ещё и явный удар по Евросоюзу, сравнимый по болезненности и с Брекситом, и с нынешней фрондой Польши. В Брюсселе увлеклись играми на темы священного права народа Косово на самоопределение с отрицанием такого же права народа Крыма, они много говорили о правах меньшинств в какой-нибудь Бельгии и на той же Украине, игнорируя не менее острую ситуацию в Латвии и Эстонии, они запутались в стандартах и ценностях.
И теперь Евросоюзу, а не только Испании, тоже будет тяжело. Констатирую это без малейшего злорадства, ситуация действительно очень сложная. И это тот случай, когда «евродемократам» должно быть не грешно поинтересоваться опытом России, научившейся блестяще решать проблемы сохранения этнического и культурного многообразия, уважения прав регионов и гармоничного федеративного строительства, исключающего возрождение сепаратизма, строго в рамках действующей конституции и исключительно мирным политическим путём.