Федор Лукьянов: Момент «голого короля»
Всем знакомым американцам я задаю один и тот же вопрос: могут ли Дональда Трампа, ровно год назад вступившего в должность президента США, переизбрать на второй срок? У подавляющего большинства собеседников сама мысль вызывает содрогание. Но ни один из них не сказал «нет».
Это странно. Если судить по публичной среде, первый год президентского правления Трампа — цепь скандалов, провалов и позора. Война со СМИ, чехарда в администрации, дисфункция аппарата, участие родственников в принятии решений, предполагаемый сговор с русскими, раздрай в Республиканской партии, оскорбления оппонентов на грани расизма и сексизма… И человек, стоящий в центре всего этого, может быть избран снова?
Аргументов несколько. Во-первых, как показывают опросы, на избирателей Трампа имидж «президента-катастрофы» не действует. Не менее 80% в конце года продолжали его поддерживать и считать, что он выполняет (или пытается выполнять) обещания. Что касается высказываний наподобие «иммигрантов из выгребных ям», наблюдатели с горечью признают: немалой части населения такая прямота импонирует.
Во-вторых, у демократов нет перспективного кандидата на 2020 год. Республиканцам же надо потерпеть феерическое фиаско на промежуточных выборах в ноябре, чтобы приняться топить Трампа как угрозу партии. Традиция и инерция работают на действующего президента, каким бы он ни был.
И самое весомое — экономический бум. Растут доходы корпораций и продажи. Индекс доверия потребителей (готовность тратить деньги) достиг наивысшего значения за 17 лет. Безработица, напротив, на самом низком уровне с 2000 года (4,1%). Увеличиваются, хоть и незначительно, зарплаты и сбережения. Тренд, видимо, сохранится в 2018 году. Заслуга это Трампа или нет — значения не имеет, все лавры он присвоит себе. А более убедительного козыря, чем состояние кошелька избирателя, не существует.
Автор книги о первом годе Трампа Майкл Вулфф, выплеснувший на публику бытовую подноготную «трампизма», пообещал стать андерсеновским мальчиком, который разоблачит «голого короля». Похоже, однако, что все наоборот. Ниша простодушного мальчика-правдоруба уже занята самим его величеством, громогласно развенчивающим лицемерие двора под одобрительные восклицания простого люда. И как раз ощущение «момента голого короля» заставляет моих собеседников разводить руками со словами:
«Его не должны были и не могли избрать. Если это случилось однажды, значит, мы ничего не понимаем в собственной стране и это возможно снова…»
Когда-то Билла Клинтона называли тефлоновым — к нему не липли ни мутные финансовые аферы, ни репутация безнадежного волокиты. Дональд Трамп, похоже, покрыт чем-то не менее антипригарным. Эти два президента — полные антиподы, а устойчивость к нападкам, которая их объединяет, связана не с личными качествами, а с историческим моментом. Лозунг Клинтона «Это экономика, глупец» знаменовал собой приспособление Америки к миру, преобразившемуся после холодной войны. И успех адаптации был объективно важнее морального облика ее оператора. Трамп занят тем же — переформатированием политики США в соответствии с очередными кардинальными переменами в мире. Пафос аналогичный — экономические интересы прежде всего, правда, глобализм сменился меркантилизмом, но и вокруг все другое. А то, что история зачастую выбирает своим агентом очень странных персонажей, человечество видело не раз.