Юрий Батурин: Разговор Первопроходца и Живописца
Алексей Леонов мог стать кораблестроителем, но стал космоплавателем
Достаточно закономерно, что новый взгляд на наш мир подсказывают нам художники, выбирающие точку наблюдения, заметно отстоящую от привычных позиций на поверхности земного шара. Например, подводные художники. Или рассматривающие Землю из аэросферы. Антуан де Сент-Экзюпери в «Планете людей» высказал мысль, что самолет «открыл истинное лицо Земли». Но потом пришло время (впрочем, уже более полувека назад), когда человек продвинулся еще дальше – в Космос. И Земля предстала нам совсем иной.
Летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов – один из самых известных космоплавателей мира. Ему довелось участвовать в двух выдающихся космических событиях: первый выход человека в открытый космос (1965) и первый совместный советско-американский космический полет «Союз»–«Аполлон» (1975). Но сегодня речь пойдет не столько о космонавте, заслуги которого несомненны, многократно описаны и воспеты, сколько о живописце.
Уверен, если бы Алексей Архипович не стал летчиком, а затем и космонавтом, сегодня у нас был бы известный мастер кисти Леонов. Хотя многогранная личность главного героя предполагает и другие нереализованные им полностью возможности, о которых альбом «Человек и космос» упоминает лишь вскользь (Алексей Леонов. Человек и космос. Художественный биографический альбом. – М.: изд-во «РТСофт» – «Космоскоп», 2017. – 368 с.). Так, за рамками художественного портрета выдающегося космонавта осталась его техническая ипостась инженера-конструктора. Лишь в нескольких строках короткой справки говорится: «В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним», а в 1981 г. – адъюнктуру при том же вузе. В 1981 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук».
Между тем Алексей Леонов мог бы стать не только конструктором космических кораблей, но и кораблестроителем, создателем морских судов. Вот его собственное признание: «Я изучил множество литературы и могу начертить корабли полностью: все детали и размеры я знаю по чертежам». Эти свои технические знания он использовал в своих морских картинах.
Но не пойдем по пути альтернативной истории. Поговорим о выходе художника в космос. Взгляд на мир космонавта-художника не менее интересен.
В 2004 году у Леонова уже был издан отличный художественный альбом «Земная и космическая живопись». Совершенно другую природу имеет рецензируемый книжный фолиант (назвать иначе трудно – 310х400 мм), в котором Алексей Архипович разговаривает с читателем и не только объясняет, но и показывает, как это было – иногда на своих картинах, иногда – на собственноручно выполненных чертежах и схемах. А время от времени начинает казаться, что, забыв о читателе, беседует Леонов-космонавт с Леоновым-художником. И это крайне любопытный разговор. Они не спорят, а вспоминают и дополняют друг друга.
Космонавт: «Линия горизонта видна по-разному, в зависимости от положения Солнца. Если лететь из тени на свет, на дневную сторону, то горизонт окрашен в теплые тона. Идут полосы классического спектра… Я выполнил много измерений цветовых и световых явлений, их угловые размеры, кривизну горизонта и толщину атмосферы».
И почти стык в стык.
Художник: «Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты».
Новый альбом визуально отражает продолжительный диалог космонавта и художника и объясняет нам, как его величество случай, смешав в «золотой пропорции» художественный талант, недюжинное здоровье, искусное владение кистью, волю, чувство гармонии, упорство, понимание красоты и жажду полета, создал космонавта-художника.
Большую смелость проявило издательство «РТСофт»–«Космоскоп», взявшись за публикацию произведения со столь сложной композицией: 13 разделов, начинающихся с естественной постановки вопроса: «Художник или летчик?» и заканчивающихся обобщением почти философского характера «Линии судьбы». Разделы тематически весьма различны. Некоторые из них посвящены историческим космическим событиям («Как Леонов стал «балахонщиком» с отсылкой к научно-фантастической повести К.Э. Циолковского «Вне Земли»; или раздел «Встреча над Эльбой» о начале космического сотрудничества в области пилотируемого космоса с США), другие можно назвать научно-художественными.
Так, в разделе «Морская палитра» Алексей Леонов выступает как маринист, но маринист-ученый: «Каждое море, каждый океан имеет свою структуру неба, и по цвету, и по облакам, и по форме, это связано с температурой, с глубиной». И тут же почти рядом: «Я провел большую научную работу по определению цветовых характеристик поверхности нашей планеты – морей, океанов, земли… Мною были сделаны десятки замеров цвета морей и океанов…» Согласитесь, кто лучше художника сможет выполнить такое исследование?
В пределах каждого из разделов автобиографические заметки сопровождаются параллельными рядами документов, высказываний друзей, космонавтов, фотографиями из семейного альбома и картинами, иногда набросками, выполненными Леоновым – не только художественными, но и техническими. Это не иллюстрированные тексты и не снабженные текстовыми комментариями визуальные образы. Это сплав мысли и видения.
И вся эта комбинаторика увязывается воедино текстом, автор которого «спрятался» за псевдоним «Издательство». Может быть, он принадлежит, хотя бы частично, О.В. Синенко, генеральному директору АО «РТСофт», идейному вдохновителю и организатору этого проекта. Может быть, руководителю проекта, составителю альбома О.В. Манышевой. Остается только гадать. Как бы то ни было, издательство, созданное 15 лет назад для выпуска единственной книги «Мировая пилотируемая космонавтика. История, Техника. Люди», стало ведущим российским публикатором книг космической тематики, а теперь взяло совершенно невероятную высоту. И издательство, и альбом достойны высших профессиональных наград и призов.
Альбом «Человек и космос» органично связывает внутренний мир Алексея Архиповича, его семью, друзей, товарищей по службе, его творчество, его привязанности, память, хранящую множество деталей, Историю с большой буквы – все это, увиденное художником с космической дистанции и потому гармонично и естественно сложившееся в Судьбу.
Поразительно кратко и точно сформулировал в завершающей части, будто подведя итог рассказанному, сам Алексей Архипович: «Судьба моя – я сам…»
Будем благодарными жизни за то, что она создает такие шедевры Судьбы!