Федор Лукьянов: Современная Россия в мире силы – денег, оружия, идей и образов
Для нашей страны имеют значение все перечисленные факторы.
Военная сила на всем протяжении человечества определяла ход развития. Но характер этой силы с течением исторического времени становится все более сложным, многоцветным, и трудно сказать, какой аспект этой усложненной мощи в тот или иной момент становится доминирующим. Примерно эта мысль была отправной точкой в выборе и формулировании темы Международной конференции, которую Совет по внешней и оборонной политике планировал провести в год своего 20-летия. Ощущение того, что военная сила уходит, никак не подтверждается. Но зато появились вещи, которые раньше серьезно не учитывались, считались побочными. Потому что их влияние или эффективность надо было изучать или для начала хотя бы ответственно обсудить. Последнее мы и решили сделать.
Отсюда возникла такая тема разговора «Россия в мире силы XXI века: силы денег, оружия, идей и образов».
Что представляют собой эти четыре элемента? Слагаемые четырех сил? Но, может быть, они находятся в более сложном взаимодействии, и говорить надо о непростых математических действиях? Да и поможет ли здесь математика?
По прежним дискуссиям вполне помогала. Обсуждались военно-политические ситуации в различных регионах мира, военные потенциалы государств, типы политических режимов и т.д.
А вот деньги, идеи и образы – про это все вроде немало знали, но при чем здесь их сила? Впервые над одним из аспектов темы заставил задуматься известный военный конфликт России и Грузии.
Как известно, с военной точки зрения мы победили, изгнав, по сути дела, агрессоров из Южной Осетии. Но при этом мировые СМИ еще некоторое время продолжали описывать ситуацию с точностью до наоборот. Потому что информационную войну против России несколько дней выигрывала Грузия. И потому после и российскому руководству, и отечественным СМИ пришлось потратить много невоенных сил для того, чтобы восстановить истинную картину событий.
Реальному образу России такие информационные проигрыши вредят больше, чем кому-либо. Ее нынешнее положение участник конференции, министр иностранных дел Сергей Лавров определил так: «Россия видит себя и реально является одним из центров нового полицентричного мира. Такой статус России определяется ее военными, географическими, экономическими возможностями, ее культурой и человеческим потенциалом».
Каждый элемент в отдельности важен для любой страны. Но для «одного из центров полицентричного мира» этого недостаточно. Для России играют роль все перечисленные факторы или составляющие силы государства в современном мире. Об этом предметно говорили и спорили участники конференции. Об актуальности разговора и плюрализме мнений можно судить по фрагментам живой дискуссии, представленным на страницах «НГ-сценариев». По ним же можно понять, что это только начало нового подхода к тем задачам, которые ставит перед нами новый век.