Совет по внешней и оборонной политике обсудил возможность «мировой революции»
В воскресенье завершилась ежегодная, уже 27-я по счету, ассамблея Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), авторитетного российского аналитического центра по вопросам внешней политики. Дискуссионный форум прошел под названием «Мировая революция или война. Чего ждать?» и собрал более 150 ведущих российских экспертов в области внешней политики.
Центральным в ходе работы ассамблеи стало выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
К тому моменту, когда российский министр вошел в зал заседаний ассамблеи, атмосфера в нем была не сказать, что оптимистичной. Из выступлений участников, а об общей тональности лучше всего говорит упомянутый слоган мероприятия, выходило, что мир «брошен на заклание» угрозам и вызовам. Но об этом чуть позже. Вот и глава российской дипломатии с ходу обратил внимание на главную тему ассамблеи. «Такая постановка вопроса еще лет десять назад казалась бы, наверное, совершенно немыслимой, но сегодня воспринимается почти нормально. Потому что у многих есть определенное ощущение тревоги, особенно у тех, кто профессионально занимается внешней политикой, и кто обладает опытом кризисов в предыдущие исторические периоды», — заключил Сергей Лавров. Впрочем, он тотчас призвал не драматизировать ситуацию, заметив, что поддержание международного мира и безопасности является одним из приоритетов российской внешней политики, а также напомнив об особой исторической ответственности России за всеобщую безопасность и глобальную стабильность. «Важно не допустить реализации сценария, который выражен в известной формуле «никто не хотел войны, война была неизбежна» — подчеркнул глава российского МИД.
Министр сделал ряд интересных заявлений. Особенно запомнился отрывок о западных коллегах, которые настроены на создание «некой параллельной реальности» и не готовы к предложенной Москвой конкретной, честной, профессиональной дискуссии по повестке дня. «Что касается американской администрации, то она, похоже, все больше вживается в роль разрушителя международного правопорядка. Нежелание США смириться с реалиями XXI века очевидно. Оно несет большой деструктивный заряд», — сказал Сергей Лавров, отметив, что в Вашингтоне взят курс на демонтаж договоренностей в сфере международного права. Из выступления министра логично вытекал тот факт, что американцы подменили это самое право своими «правилами-понятиями», потворствовав появлению новых глобальных угроз и вызовов миропорядку. По словам Лаврова, совокупный вес влияния Америки «в мире все-таки снижается», и «чтобы сохранить за собой собственную, как они сами говорят, «возвышенную исключительность», американцы намерены и прижимать, и топить другие страны». В этой связи он привел пример Венесуэлы, добавив, что от планов свержения ее законного президента в Вашингтоне по-прежнему отказываться не намерены.
Напротив, Россия, отметил Лавров, выступает за сохранение и укрепление всех действующих механизмов международной стабильности. «Мы стараемся, чтобы наша политика шла от жизни, реалий, от тех вызовов и возможностей, которые возникают на международной арене. Свои подходы выстраиваем на традициях русской дипломатической школы, на ценностях, укорененных в нашей культуре, истории, менталитете. Всегда стараемся вставать на защиту справедливости, законности и равноправия», — заключил глава российского МИД.
В ходе дискуссии и в кулуарах ассамблеи ее участники неоднократно обращали внимание на переломные геополитические сдвиги, происходящие сегодня в мире. И становилось понятно, что многие вызовы и угрозы растут как грибы после дождя из-за нежелания некоторых центров силы на Западе попросту слушать других. Собственно, об этом сказал в интервью «РГ» почетный председатель СВОП Сергей Караганов: «Трамп занимается программой «Америка превыше всего», другие еще чем-то, а в целом человечество не занимается глобальными проблемами». «И что же делать?», — обращаюсь к отцу-основателю Совета. «Нужно менять мышление. Каждому из нас. И всем вместе», — выдерживая паузу, отвечает Караганов.
Речь на ассамблее зашла и о пресловутых хакерских атаках на искусственный интеллект. Приходилось много чего читать о компьютерных нападениях на ядерные объекты, энергосистемы (кстати, Венесуэла свежий пример). Но вот то, что хакеры научились тормозить на ходу «суперумные» дорогие автомобили или удаленно отключать инсулиновые помпы и кардиостимуляторы, выводя человека из строя, уже по-настоящему страшит. И противостоять этому, по мнению экспертов, может только организация диалога по кибербезопасности ведущих стран мира, даже, несмотря на все имеющиеся между ними глобальные противоречия. Хотя, впрочем, как отмечали эксперты, в скором времени планете будут угрожать не только политические и технологические, но и мощные климатические вызовы. И дело тут не просто в пресловутом глобальном потеплении. Эксперты на ассамблее предсказали резкое ухудшение жизни в Южной Европе из-за различных климатических изменений в ближайшие десятилетия. Это, по их мнению, приведет к многомиллионной, как ее назвали, «климатической миграции» из этого региона на север Европы, в том числе и в Россию. Итог: угроза потери среды обитания для нескольких сот миллионов человек.
Скажете, фантастика?! Сергей Караганов напомнил о том, как еще 20 лет назад на одной из ассамблей СВОП большинство участников скептически отнеслись к прогнозам экспертов, предсказавших миграционный «вал» из Африки в Европу в 2010-е годы. «Тогда тем, кто говорил об этом, попросту не поверили, но эти прогнозы оказались реальностью», — заключил Сергей Караганов.
Федор Лукьянов, председатель Совета по внешней и оборонной политике:
— Мир изменился и столкнулся с таким количеством угроз и вызовов, которые трудно было представить еще некоторое время назад. Впрочем, мы уже давно живем в эпоху потрясений. Но сейчас, как многим кажется, количество таких потрясений перешло в качество. Последние 30 лет стали периодом постоянных турбуленций. Но все-таки раньше было какое-то направление развития, которое считалось предопределенным и предсказуемым. А сейчас количественные изменения (этих потрясений) перешли в качество. Даже люди с четкими и догматическими взглядами начинают задумываться о том, а что вообще происходит в мире. Это касается не только России. Это касается всего мира. До недавнего времени большая часть мировой элиты вообще предпочитала не думать. Полагая, что все идет своим чередом. Что все нормально. Точнее, что все для нее понятно. А сейчас понятно, что все непонятно.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»