Георгий Бовт: Тех же щей погуще влей
| Сноб
Станет ли правительство Мишустина «командой прорыва»
Новое правительство под руководством Михаила Мишустина сформировано, вице-премьеры и министры «расселись» по местам. Те, кто покинул правительство, переместились либо в администрацию президента, либо в смежные по прежней деятельности госструктуры: почти никто не забыт и не заброшен. Стоит ли теперь ждать от кабинета Мишустина экономического прорыва?
Если рассматривать кадровую «рокировку», устроенную Владимиром Путиным, вкупе с предложенными поправками к Конституции, то с точки зрения пиара достигнут умеренно положительный эффект: рейтинги доверия власти, прежде всего, самому президенту выросли на несколько процентов. Если рассуждать с точки зрения экономической и социальной политики, то при смене кабинета министров не было обозначено никаких конкретных амбициозных «прорывных целей», тем более не сказано о существенной корректировке экономического курса. По сути, речь идет о «тонкой настройке» того, что уже есть. Используя народную поговорку, «тех же щей погуще влей».
Новое правительство пришло без готовой программы, прозвучали лишь разрозненные идеи. Будут входить в курс дела, подготовят предложения, в том числе насчет корректировки национальных проектов, которые остаются краеугольным камнем экономической политики. В общем было сказано, что правительство намерено добиться роста экономики и благосостояния граждан и улучшить инвестиционный климат.
Как сформулировал это сам Мишустин, «мы должны максимально быстро приступить к реализации тех задач, которые поставил президент в своем послании. Это демография, поддержка семей с детьми, это в конце концов рост доходов людей, забота о тех, кому нужны помощь государства, качественное здравоохранение, образование, все то, что называется повышением уровня жизни».
Впрочем, задачу добиться темпов выше среднемировых президент поставил применительно к следующему году. Это теперь. А три года назад такая задача ставилась применительно к году нынешнему. Но на этот год Минэкономразвития прогнозирует рост в 1,7%, что почти в два раза ниже среднемировых темпов. Хотя не исключено, что начавшаяся в Китае эпидемия, вызванная новым коронавирусом, внесет поправки в эти планы, вызвав глобальное замедление экономики, и нам будет на кого списать собственные неудачи.
Надо заметить, что, с точки зрения макроэкономики, предыдущее правительство не так чтобы провалилось. Если говорить об исполнении нацпроектов, то отставание в освоении средств, обозначившееся к осени, к концу года было почти ликвидировано. Расходы, запланированные на них в бюджете, были исполнены на 91,4%, было потрачено более 1,6 трлн рублей при плане 1,75 трлн. Максимальным стало исполнение нацпроектов «Наука» (99,1%), «Культура» (на 99%) и «Здравоохранение» (на 98%). Самые низкие показатели у нацпроектов «Экология» (66,3%), «Цифровая экономика» (73,3%) и «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%). Однако если поверить чиновникам в том, что трудности с кассовым исполнением были вызваны во многом ужесточением контроля и отменой авансовых платежей, то даже последние цифры не выглядят ужасающими. При этом бюджет был исполнен с существенным профицитом: доходы превысили расходы почти на 2 трлн руб. (1,8% ВВП). Расскажите об этом даже в самых богатых европейских странах, а также в США — обзавидуются, страны с таким профицитом сейчас днем с огнем поискать по всему миру.
На фоне блестящей макроэкономической стабильности рост ВВП в постоянных ценах, если сравнивать с 2008 годом, составил всего 11% (мир в среднем вырос на 45%). За последние три года число малых и средних предприятий, которые составляют костяк экономики стран Евросоюза и США, давая от 60 до 70% ВВП (у нас немногим более 20%), сократилось на 43,6 тысячи. Число крупных предприятий уменьшилось на 5456 штук, а число рабочих мест — на 3,6 млн. Сравнивая с тем же 2016 годом, если рост доходов бюджета составил 44%, то реальные располагаемые доходы населения снизились на 6,4%. Число занятых в малом и среднем бизнесе сократилось в прошлом году, по предварительным оценкам, почти на миллион, до 15,2 млн человек.
Иными словами, страна богатела, а люди жили все скромнее. Разве люди в стране почувствовали на себе, что на них пролился «золотой дождик» в 1,6 трлн рублей, потраченных на нацпроекты? Хотелось бы знать, что в этой, с позволения сказать, парадигме собирается и сможет поменять кабинет Мишустина?
Очевидно, что в экономику вольют больше государственных денег. Тем более что новый первый вице-премьер Андрей Белоусов (который раньше уже работал в правительстве) является сторонником активного государственного финансирования. Не частного, заметим. Без которого, как правило, современная экономика не растет нигде. По некоторым оценкам, бюджетные расходы могут возрасти на примерно 2 трлн руб., из них четверть (450 млрд) уйдет на выполнение социальных обещаний президента, которыми он предпослал свои предложения по поправкам к Конституции в ежегодном послании. Начнут также тратить Фонд национального благосостояния, в основном на те же нацпроекты. Однако роста ВВП выше 1,8% все равно не ожидает пока никто. Деньги, в конечном итоге, растекутся по стране, частично будут выведены за рубеж, что-то достанется в том числе малоимущим (в виде увеличенных пособий, материнского капитала и т. д.) и среднему классу. Однако для того, чтобы даже такие существенные деньги оказали заметное влияние на экономику, они должны быть направлены в некие высокоэффективные проекты, а не просто «размазаться» по 13 нацпроектам, реальный эффект которых в плане стимулирования роста ВВП пока не проявился никак и многим не очевиден и в будущем. В теории, конечно, хорошо, если государство развивает инфраструктуру, которой потом пользуется бизнес. Но одной инфраструктуры мало для улучшения инвестклимата.
Или, например, новый вице-премьер Марат Хуснуллин, пришедший из московского правительства, уже воодушевленно предлагает развивать реновацию по всей стране. Идея замечательная. Жилищное строительство действительно может стать одной из «точек роста» для всей экономики. Однако для этого нужно куда больше тех 3 трлн, в которые оценивается московская программа реновации. Таких «лишних денег» в бюджете точно нет. Инвесторами могли бы стать, опять же, частные предприниматели, без которых, впрочем, и вся остальная экономика расти не будет. Но чтобы пришел частный инвестор, нужен платежеспособный спрос. Его нет. Есть всероссийская бедность. Государство на 98% и так финансирует программу переселения из аварийного жилья. За 10 лет, начиная с 2008 года, было переселено по ней немногим более миллиона граждан, для которых построили почти 16 млн кв. метров жилья (это меньше, чем по программе московской реновации). Но при этом количество аварийного жилья выросло на 42%.
Мишустин прав, надо улучшать инвестиционный климат в стране в целом. Не он первый об этом говорит и не первый год. Чтобы в экономику потекли не только «дирижистские» государственные деньги, но и частные инвестиции, а также иностранные. По силам это «правительству технократов», каковым называют новый кабинет министров?
У нас вообще пошла мода на «технократов», которых подают как чуть ли не палочку-выручалочку. Вот придет такой «молодой технократ» в какой-нибудь отсталый регион — и там скоро все заколосится, а деньги посыплются на осчастливленных обывателей золотым дождем. На губернаторском уровне от ротации таких «технократов» уже просто рябит в глазах, невозможно запомнить, кто каким регионом управляет. Но что-то не слышно, что где-то вдруг резко рванула вверх региональная экономика, что куда-то массово потянулся инвестор наш и заморский. Слышно лишь о том, что закредитованность населения растет, а знаменитые «майские указы» (их, от 2012 года, в 2018 году заменил один «майский указ») выполняются в основном за счет статистических манипуляций. И о том, что регионы постоянно просят денег у Москвы.
Разве Мишустин сможет как-то обуздать многочисленных силовиков, всех этих «полковников Захарченко», которые заводят уголовные дела подчас по надуманным основаниям в целях отжима бизнеса? Он сможет повлиять, в частности, на дело Майкла Калви? Или добиться того, чтобы проблемы, возникающие у бизнеса с государством (силовиками), решались не на петиционной электронной площадке «ЗаБизнес.рф», где бизнесмены жалуются на беспредел и беззаконие со стороны силовиков (то есть «овцы» ходатайствуют о справедливости перед «волками»), а в независимых от административного давления судах?
Или новый премьер посягнет на толпы проверяющих из всевозможных надзоров, которые плевать хотели на всякие там «регуляторные гильотины» (это когда опять же сама бюрократия должна себя же и «окоротить») и всегда найдут повод, чтобы наложить какой-нибудь штраф? Или он сможет обеспечить честное и прозрачное проведение всех тендеров по госзакупкам, чтобы разрушить те коррупционные связи, которыми повязаны чиновники всех уровней власти? Он разрушит коррупционную аффилированность бизнеса и бюрократии? Или он сможет добиться подлинной равноудаленности для тех, кто, пользуясь высоким званием «особо приближенный к императору», прибирает к рукам самые лакомые куски экономики?
Он сможет сделать так, чтобы чиновники отвечали за решения, наносящие ущерб бизнесу, не связанный с какими-либо нарушениями с его стороны? А разве не при нем ФНС существенно активизировала практику блокировки счетов предпринимателей по не всегда оправданным основаниям? А разве он сможет облегчить процесс кредитования, продавить понижение ключевой ставки ЦБ, пойдя наперекор тем, кто наживается на финансовых спекуляциях и carry trade?
Или бывший начальник налоговой осмелится заикнуться о налоговых каникулах для того же малого бизнеса, да и вообще о снижении налогов, о налоговом стимулировании (скажем, в части амортизируемого оборудования при расширении производства), каковая политика во всем мире нынче рассматривается как едва ли не самый главный способ стимулировать рост ВВП. Но только не у нас, где поборы только растут, а власти придумывают все новые. Мишустин сможет заморозить тарифы ЖКХ и естественных монополий? Или он сможет резко улучшить отношения с внешним миром, ослабив санкционное давление?
Для всего вышеперечисленного нужны политические решения и институциональные реформы. Их нет и не предвидится. Впрочем, заставить уже имеющуюся машину крутиться чуть быстрее, несколько повысив исполняемость принимаемых решений, новый кабинет министров сможет. Ну и на том спасибо.