Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НАСТУПИВШЕГО 2021 ГОДА

06.01.2021 – 20:37 Комментарии

Георгий Бовт

СНОБ

2021 год по праву, без всяких банальных преувеличений, можно назвать годом надежды

Помнится, весной 2020-го большинство экспертов и не экспертов говорили, что ситуация с коронавирусом продлится всего два-три месяца. Потом они же стали гадать на тему «второй волны», и она таки пришла, да еще и в масштабах, которых мало кто ожидал. В первой половине 2020-го мало кто предполагал, что придется вновь прибегать к жестким ограничениям, как было в начале пандемии, а теперь модно считать волны — когда придет третья, четвертая и т.д. Нехотя, но многие страны уходят в новые «локдауны», хотя позволить себе очередной карантин могут лишь те, у кого еще остались хоть какие-нибудь деньги, чтобы «переждать вторую волну».

Некоторые экономисты в начале пандемии сулили нам так называемое V-образное восстановление: мол, уже к осени все пойдет в рост. Однако вместо этого фондовые рынки смачно пережевали влитые в них триллионы, даже не поперхнувшись, а мир радостно вошел в эру неограниченного кредита и жизни в долг до третьего колена. Причем касается это в основном не «реального сектора», а инвестиционных банкиров, брокеров, хедж- и прочих фондов. Есть основания предполагать, что практика заливания рынков деньгами продолжится и в 2021 году, пузырь будет надуваться и дальше.

Впрочем, косвенно все это может благоприятно сказаться на российской экономике и госбюджете: например, вливание новых триллионов долларов, возможно, приведет к росту, хотя и спекулятивному, цен на основные товары нашего экспорта. Если же мировая экономика действительно начнет «раскочегариваться», как начала китайская еще во второй половине 2020 года, то вслед за повышением спроса и цен на энергоносители вполне можно рассчитывать на умеренное укрепление рубля (до 70 рублей за доллар и даже ниже).

Сейчас все делают ставку на массовую вакцинацию. Считается, что если привьется до 60% граждан, то население получит спасительный «стадный иммунитет», и всё (почти) станет как раньше. Судя по темпам разворачивания вакцинации в развитых странах, до осени 2021 года решающего перелома не случится. А если коронавирус мутирует так, что вакцина против него действовать перестанет? У человечества, надо признать, на сей счет четкого плана Б пока нет. Люди привыкли к быстрым решениям в духе «эффективных менеджеров», чтобы квартальная прибыль шла постоянно и популярность по опросам была стабильной, а еще лучше — росла до небес от квартала к кварталу. И главное, чтобы все серьезные проблемы решались так же быстро, как в кино с happy end. В таких фильмах, как известно, на все про все максимум часа два. В жизни сюжеты, конечно, подзатянуты, но разве люди готовы сидеть в самоизоляции, следовать ограничениям и бояться коронавируса еще года два или даже четыре, как терпели в войну? Нет, не готовы, они верят, что в 2021 году «все закончится».

Между тем мы пока не можем в полной мере осознать и предвидеть, как изменится не только экономика, но и наш образ жизни после пандемии (будем исходить из того, что этот момент все-таки настанет). Наступивший 2021-й станет годом трансформации, привыкания к новой реальности во многих сферах. То, что внедрялось в порядке форс-мажора, может остаться навсегда и получить новое развитие: QR-коды для трекинга при перемещении в пространстве в самых разных целях (от маркетинга до преследования политических оппонентов); онлайн-шопинг, работа и учеба на «дистанционке»; еда на вынос против ресторанных посиделок; зум-конференции вместо «делового туризма» и т.д. Скорее всего, страны начнут внедрять подобие «иммунных паспортов», люди с прививкой и антителами будут получать прямые и косвенные привилегии. Вполне возможно, что соответствующие требования появятся в качестве обязательных, например, при обращении в консульство за визой. Не говоря уже о приеме на работу по многим специальностям.

В своих «шокирующих прогнозах» на 2021 год экономисты датского Saxo Bank пугают нас тем, что долговая нагрузка Франции станет запредельной и по ее счетам придется платить богатой Германии. Мол, шок в еврозоне вызовет «цунами» на финансовых рынках, во многих странах будет введен «безусловный базовый доход» (ха-ха, — сказали в ответ на это в российском Минфине), американская Amazon, пытаясь уйти от налогов, переедет на Кипр, а юань станет конкурентом доллару. Ничего из этого нам совершенно не страшно. К примеру, несколько лет назад всех пугали долговым кризисом Греции, говорили, что грядет чуть ли не конец евро. И что в итоге? Греция и евро по-прежнему на своих местах, а купившие за бесценок греческие облигации сказочно обогатились (не они ли пугали, сбивая цену?). Юань не сменит доллар, потому что Китай пока не готов оспорить лидерство США по традиционно американским ролям и направлениям. Правда, со стороны новой администрации Байдена действительно можно ожидать наступления на IT-гиганты типа той же компании Amazon, однако потребители от этого ничего не потеряют.

Оживление международной жизни может привести к разморозке старых конфликтов, поскольку чем больше переговоров/разговоров, тем больше споров. Наибольшие опасения вблизи российских границ пока вызывает замороженный конфликт в Донбассе. Так как дипломатические усилия по его урегулированию зашли в тупик, можно ожидать и военных обострений. В соседней Белоруссии, в случае углубления кризиса, возможно вмешательство России в той или иной форме, что станет новым этапом противостояния Кремля Европе и Западу в целом.

Вообще вся внешняя политика России будет сохранять высокий «конфликтный» потенциал. Никакой «перезагрузки» и тем более «разрядки» в отношениях с Западом и особенно США не предвидится. Старт отношений с Байденом будет холодным, а его администрация дозреет до новых санкций не позже лета. Уже уходящая команда Трампа задала тон: в большом масштабе были подвергнуты санкциям наши космическая и самолетостроительная отрасли. Это значит, что «батуты» от Рогозина американцам больше не нужны и сотрудничество в космосе (единственная сфера, где оно еще сохранялось) будет сворачиваться. Переговоры по СНВ-3 начнутся, но тянуться будут долго и решающего оздоравливающего воздействия не окажут. Заморозки в отношениях с Европой будут усиливаться, и даже достройка «Северного потока — 2» тут ничего не изменит. Поводы найдутся. Не отравление Навального, так Украина. Не Украина, так что-нибудь еще.

В ответ на множащиеся «внешние угрозы», которыми нас будут все больше пугать по телевизору, и на фоне подготовки к думским выборам в самой России следует ожидать очередного этапа «закручивания гаек». Хотя, казалось бы, уже всех «иностранных агентов» зафиксировали и заранее наказали. Однако интернет большой, найдут, где еще что-нибудь подкрутить. Под удар попадут прежде всего западные информресурсы, соцсети, мессенджеры и пр. Соответственно, в случае проблем на осенних выборах тенденция к охранительству и даже открытой реакции может еще больше усилиться.

Наступающий год не станет временем значимых реформ в самой России. Если они и будут проводиться, то разве что осторожно, технократично и по отдельным направлениям. Главная задача Кремля — не расплескать политическую стабильность. В последние годы у некоторых стало модно предрекать «усиление протестной активности». Однако эти прогнозы из года в год не сбываются. Частные случаи вроде хабаровских протестов служат лишь исключением, подтверждающим это унылое правило. В России пока нет массового спроса на политический протест. Мне кажется, он не проявится и в этом году. Причин тому множество — это тема для отдельного разбирательства. Наступивший год будет годом надежды для каждого российского обывателя — надежды на то, что его лично и его семью как-то «пронесет», даже если всем другим повезет меньше. Потому что главное — здоровье и лишь бы не было войны.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>