ДОЛГАЯ ДОРОГА ИЗ МАЙАМИ В ЛОС-АНДЖЕЛЕС
Российский Совет по международным делам
Накануне Саммита Америк
За всю двадцативосьмилетнюю историю существования формата континентальных встреч на высшем уровне Соединенные Штаты выступали хозяином Саммита Америк только один раз. Это была самая первая встреча форума, состоявшаяся в Майами в декабре 1994 года. То было уже далекое от нас время исторического пика международной гегемонии США после холодной войны, время глобального американского триумфализма. То было время, когда либеральные социально-экономические и политические модели стремительно распространялись по всей Латинской Америке; коммунистическая Куба была почти полностью маргинализирована в континентальной политике и, казалось, стояла накануне неизбежной смены политического режима.
Неудивительно, что в 1994 г. администрация Билла Клинтона полностью доминировала в определении как конкретной повестки дня встречи во Флориде, так и приоритетов для нового формата в целом. Участники Саммита во Флориде с энтузиазмом согласились работать над Зоной свободной торговли стран Северной и Южной Америки (FTAA), а также содействовать демократии и процветанию на континенте, бороться с коррупцией во всех ее формах и покончить с незаконным оборотом наркотиков.
Уже тогда, двадцать восемь лет назад, эти цели оказались чрезвычайно труднодостижимыми. Осуществление FTAA столкнулось со многими препятствиями и не уложилось в установленный десятилетний срок. Соединенные Штаты в итоге предпочли сместить акцент с попыток достичь многостороннего соглашения на переговоры о двусторонних торговых договоренностях с отдельными южными соседями США. За двадцать восемь лет в Западном полушарии так и не были ликвидированы ни коррупция, ни наркотики, оба зла оказались более живучими и адаптивными, чем ожидалось ранее. Крайняя бедность на континенте сегодня находится на подъеме, достигнув к концу 2021 года уровня 14% всего населения Латинской Америки.
Кубинская политическая и экономическая системы, вопреки многочисленным апокалиптическим предсказаниям и прогнозам, продемонстрировали примечательную стойкость и успешно пережили смену поколений лидеров страны. Более того, с 1994 года общий баланс сил в мире существенно изменился, оставив в прошлом представления о неизменности всемогущества США. Романтические иллюзии о безграничной либеральной глобализации, о «конце истории» и устойчивости «однополярного мира» уступили место более реалистическому пониманию вызревания международной многополярности и наступления эпохи регионализации в мировой политике и экономике.
Извлек ли сегодняшний Вашингтон надлежащие уроки из своих неоправдавшихся ожиданий 1994 года? На этот вопрос и должен дать ответ предстоящий девятый Саммит Америк, который состоится в Лос-Анджелесе 6–10 июня 2022 г. Однако уже сама подготовка саммита вызывает сомнения в способности и желании США пересмотреть свои традиционные подходы к Латинской Америке. Двадцать восемь лет назад администрация Клинтона, находясь на самом пике международного могущества США, заблокировала присутствие в Майами только одной страны — коммунистической Кубы. Сегодня гораздо более слабая администрация Байдена заявила о своем стремлении исключить из участия в саммите не только Гавану, но также Каракас и Манагуа. Случай с Каракасом особенно удивителен, учитывая недавние настойчивые попытки Белого дома уговорить Венесуэлу заменить Россию в роли крупного поставщика нефти в Соединенные Штаты.
Эта произвольная избирательность в приглашениях уже породила законную обеспокоенность в Латинской Америке и даже поставила под сомнение готовность некоторых видных латиноамериканских лидеров присоединиться к мероприятию в Лос-Анджелесе. Однако проблема не ограничивается только вопросом участия тех иных стран во встрече в Калифорнии. Есть основания полагать, что на девятом Саммите Америк администрация Байдена попытается добиться двух главных целей, непосредственно не связанных с текущими проблемами континента. Во-первых, получить единодушную латиноамериканскую поддержку нынешней позиции США в отношении российско-украинского конфликта. Во-вторых, заставить Латинскую Америку «сделать правильный выбор» между Пекином и Вашингтоном в пользу последнего.
Ни одна из этих целей, вероятно, не будет достигнута в Лос-Анджелесе, во всяком случае, в полном объеме. Большинство стран Латинской Америки не склонны превращать российско-украинский конфликт в свой главный внешнеполитический приоритет. Они могут быть очень критически настроены по отношению к специальной военной операции Москвы, но большинство из них, включая Бразилию, Мексику и Аргентину, не горят энтузиазмом по поводу возможности введения экономических и иных санкций против Москвы. Наоборот, эти страны часто рассматривают антироссийские санкции, исходящие с Запада, как возможность заполнить вакуум и укрепить собственные позиции на российских рынках. Кроме того, в Латинской Америке просто не любят, когда Белый дом учит их тому, что они должны или не должны делать в международных делах. И, действительно, кто из лидеров суверенных государств хотел бы оказаться в роли послушного школьника, которого бесконечно муштрует требовательный учитель?
С перспективами создания «континентальной» антикитайской коалиции шансы Соединенных Штатов на успех в Лос-Анджелесе еще ниже. За двадцать восемь лет Китай превратился в Латинской Америке из экзотики в постоянный и в чем-то даже незаменимый фактор экономического развития. Темпы роста торговли КНР с континентом не могут не поражать: только за последние двадцать лет китайский товарооборот с Латинской Америкой увеличилась с 1,7% до 14,4% от общего объема международной торговли региона и приблизился в 2021 г. к 450 млрд долл. Для подавляющего большинства стран континента Китай сегодня – более важный торговый партнер, чем Соединенные Штаты. Более двадцати стран Латинской Америки и Карибского бассейна включились в китайскую инициативу «Одного пояса, одного пути»; шесть из них присоединились к базирующемуся в Пекине Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Сама идея о том, что латиноамериканским странам приходится выбирать между Китаем и США, в современных условиях выглядит по меньшей мере странной, если не нелепой.
Без сомнения, Соединенные Штаты были и остаются очень важным игроком в Латинской Америке. Отношения США со своими южными соседями уходят корнями в историю последних двух столетий и имеют множество самых разных измерений. По основным параметрам своей «мягкой силы» на континенте США по-прежнему превосходят любого другого нерегионального игрока, включая и Китай. В Соединенных Штатах имеются многочисленные и очень динамичные латиноамериканские диаспоры. Возможно, встреча в Лос-Анджелесе внесет значительный вклад в управление транснациональными миграциями в Западном полушарии, в продвижение целей устойчивого развития и в решение проблем глобальных изменений климата. Но для того, чтобы добиться успеха, администрация Байдена должна отказаться от старых привычек имперского высокомерия и обратиться к многочисленным реальным потребностям и проблемам соседей США. Как в свое время рекомендовал мудрый Лао Цзы, «всегда будь лидером, и никогда — начальником». Вашингтону еще предстоит освоить нелегкое искусство лидерства в регионе, который когда-то был задним двором американской империи.
Впервые опубликовано в Global Times.