ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ РОССИИ 2.0
Механизмы по расчленению Российского государства запущены
23 сентября 2022 г. в Гданьске открылся так называемый «Третий Форум Свободных Народов ПостРоссии». По – существу – это продолжение реализации концепции «Деколонизация России» (а вернее, — «Деколонизация 2.0», т.к. первая «Деколонизация» — это расчленение СССР).
По мнению нынешних стратегов Вашингтона, путь к решению так называемой «российской проблемы» лежит в регионах страны и этнических меньшинствах, а не в самом Кремле. Политики США и их сателлиты рассматривают нашу страну не как монолитное образование, они собираются устанавливать прямые дипломатические и экономические каналы с существующими региональными правительствами, а также работать над усилением антикремлевской оппозиции, выступающей за более сильный федерализм, поддерживать их планы развития региональных сепаратистских проектов.
Часть I. Проект «Деколонизация России»
Официальное начало проекта «Деколонизация России» было положено 23 июня 2022 г., когда правительственный орган — Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (более известной как Хельсинкская комиссия) провела брифинг в Конгрессе под названием «Деколонизация России: моральный и стратегический императив».
Участники этого мероприятия открыто призвали США оказывать больше поддержки сепаратистским движениям внутри России и в диаспоре.
Они предлагали независимость многочисленных республик в составе Российской Федерации.
Мероприятие было представлено конгрессменом Стивом Коэном, демократом из Теннесси, который является сопредседателем комиссии.
Коэн утверждал, что русские «по сути колонизировали свою собственную страну», и утверждал, что Россия — «не строгая нация в том смысле, в каком мы знали это в прошлом».
На виртуальных слушаниях, которые транслировались в прямом эфире на YouTube, к конгрессмену присоединились активисты-ветераны смены режима, которые работали в ряде правительственных учреждений США.
Модератором мероприятия выступил Бахти Нишанов, старший политический советник Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Самым активным спикером на слушаниях был Кейси Мишель, неоконсервативный активист, который сделал карьеру, выступая за смену режима против противников правительства США.
Мишель начал свою профессиональную карьеру в Корпусе мира США на российско-казахстанской границе, а позже извлек выгоду из новой истерии холодной войны в Вашингтоне.
Он адъюнкт в Инициативе клептократии Гудзоновского института с ироничным названием , правом аналитическом центре округа Колумбия, который щедро финансируется олигархами Коха, семьей Уолтон из WalMart, крупными корпорациями, такими как ExxonMobil, и Пентагоном.
В мае 2022 г. Мишель опубликовал в журнале The Atlantic статью под названием «Деколонизация России», которая, послужила источником вдохновения для брифинга в Конгрессе.
«Россия продолжает контролировать то, что во многих отношениях является традиционной европейской империей, только вместо того, чтобы колонизировать нации и народы за границей, она колонизировала нации и народы на суше», — заявил Мишель на слушаниях.
Активист-неоконсерватор сетовал на то, что Соединённые Штаты не использовали распад Советского Союза в 1991 году для того, чтобы разрушить саму Россию. Он жаловался, что поддержка Западом сепаратистских движений в России недостаточна.
Он настаивал на том, что это мероприятие было не просто призывом к «расчленению и разделу» России, а скорее было мотивировано подлинным противостоянием колониализму и империализму.
Вместе с Мишелем на брифинге в Конгрессе была Эрика Марат, профессор Колледжа по вопросам международной безопасности Пентагонского университета национальной обороны.
Марат также пожаловалась, что «Глобальный Юг продолжает рассматривать Россию как антизападную, антиколониальную державу и отрицает достоинство нерусских людей и особенно цветных людей из бывших советских республик».
Аналогичные комментарии были сделаны коллегой по дискуссии Ботакоз Касымбековой, преподавателем швейцарского Базельского университета.
Касымбекова использовала брифинг, чтобы призвать правительство США предоставить больше ресурсов сепаратистским движениям, «поддерживая гражданские инициативы и гражданские общества своих соседей и внутри России».
Еще одним участником дискуссии была Фатима Тлис, черкесская сепаратистская активистка из России, получившая стипендию от Национального фонда поддержки демократии (NED), печально известной подставной структуры ЦРУ, используемой для финансирования операций США по смене режимов по всему миру.
Тлис также работала с Фондом Джеймстауна, неоконсервативным аналитическим центром округа Колумбия, тесно связанным с ЦРУ.
На слушаниях Тлис утверждала, что ее «родина» Черкесия «оккупирована» Россией. Она также говорила о «белом рабстве».
Последним участником брифинга была Анна Гопко, бывший депутат украинского парламента, которая ранее возглавляла его комитет по иностранным делам и значительная фигура в спонсируемом США перевороте 2014 года на Украине, преподносимом как Евромайдан.
Гопко настаивала на том, что Вашингтон должен подумать, «как изменить не только режим, но и империалистическую природу российской государственности».
Полностью концепция «Деколонизации России» была озвучена на Втором «Форуме свободных народов России», собравшимся в Праге 23 и 24 июля 2022 года.
Из текста итогового документа форума:
Мы, представители коренных народов и колониальных регионов Российской Федерации, начинаем процесс Полной и Всеобщей Деколонизации России.
. . . Призываем всех граждан коренных народов и колониальных регионов немедленно начать активные действия по мирной деколонизации, освобождению, провозглашению/восстановлению суверенитета и независимости своих стран.
Мы призываем народы и правительства стран-членов ООН оказать нам поддержку и помощь в реализации наших устремлений в соответствии с декларациями ООН, а также обращаемся ко всему мировому сообществу с просьбой о помощи в наших усилиях по упорядочению неконтролируемого процесса распада ядерного государства.
Для практической реализации Декларации о деколонизации России:
1. Призываем национальные и региональные элиты немедленно приступить к созданию Национальных Переходных Правительств/Администраций (на своей земле или, если это невозможно, в изгнании), исходя из того, что нынешние органы исполнительной власти представляют интересы имперский центр, а не коренные народы и колониальные регионы.
2. Призываем региональные парламенты защищать интересы своих народов и подтверждать ранее принятые декларации о государственном суверенитете, а также немедленно начать процесс межпарламентских консультаций по формированию механизма провозглашения/восстановления государственного независимость наших коренных народов и колониальных регионов, запуск механизма их мирного выхода из состава Российской Федерации.
3. Объявляем о созыве в ноябре-декабре 2022 года Международной конференции по мирной деколонизации и территориальному устройству построссийского пространства с участием государств-членов Совета Безопасности ООН, государств, граничащих с Российской Федерацией, и международных организации. Целью данной конференции является:
- обеспечить мирный, гладкий и законный процесс деколонизации России,
- начать процесс уточнения и утверждения демаркации государственных границ новых республик,
- подготовить и подписать договоры о дружбе и сотрудничестве между новыми государствами и соседними странами,
- утвердить принципы правопреемства, включая раздел имущества и долгов Российской Федерации.
4. Мы обращаемся к государствам-членам ООН с призывом оказать максимальное содействие Национальным переходным правительствам/администрациям для достижения целей деколонизации и мира. А также официально признать независимость и суверенитет следующих государств коренных народов и колониальных областей: Татарстан, Ингерманландия ( историческая область на северо-западе России, включающая в том числе и нынешнюю Санкт-Петербургскую область – В.О.), Башкортостан, Карелия, Бурятия, Калмыкия, Балтийская республика (Кенигсберг, Восточная Пруссия), Коми, Черкесия, Сибирь, Урал, Республики Дон, Тыва, Кубань, Дагестан, Тихоокеанская Федерация (территория Приморского края и Амурская область), Московская Республика, Эрзянь Мастор (территория Мордовии – В.О.), Саха, Поморье, Чувашия, Черноземье, Мордовия, Поволжье, Хакасия, Удмуртия, Тюменская Югра, Марий Эль, Алтай, Ингушетия и др.
5. Призываем к подготовке Конституций Республик, закрепляющих их государственную независимость и суверенитет, а также основных законодательных актов, направленных на обеспечение мира, люстрации, политической стабильности, быстрого экономического роста и развития. Мы призываем интеллектуалов, общественных, культурных, экономических, политических и духовных лидеров коренных народов и регионов принять активное участие в этом процессе.
6. Призываем всех представителей коренных народов и колониальных регионов присоединиться к мирному систематическому сопротивлению. Возможными формами такого сопротивления являются забастовки, демонстрации, пикеты, акты саботажа приказов имперского центра, отказ от службы в вооруженных силах РФ и т. д. Целью этих действий должна быть мирная передача власти демократически избранные представительные органы независимых государств.
7. Призываем всех представителей военных и правоохранительных органов, являющихся представителями коренных народов и колониальных регионов, немедленно вернуться на родину и обеспечить мирную и демократическую передачу власти.
8. Мы инициируем формирование национальных легионов (Сил самообороны) для защиты суверенитета и прав наших народов и обеспечения мира.
9. Начинаем процесс консультаций по созданию Объединенной переходной администрации как временного (не более 12 месяцев с момента отстранения от власти нынешнего режима) коллегиально-совещательного представительного органа всех колонизировали коренные народы и регионы Российской Федерации, чтобы практически обеспечить плавность и процесс деколонизации. Представительство всех народов и регионов в этом органе должно быть равноправным (на паритетной основе, с одним представителем от одной страны/региона), а делегирование полномочий на участие в нем осуществляется Национальными правительствами/Временными администрациями.
- обеспечить мирный, гладкий и законный процесс деколонизации России,
- начать процесс уточнения и утверждения демаркации государственных границ новых республик,
- подготовить и подписать договоры о дружбе и сотрудничестве между новыми государствами и соседними странами,
- утвердить принципы правопреемства, включая раздел имущества и долгов Российской Федерации.
4. Мы обращаемся к государствам-членам ООН с призывом оказать максимальное содействие Национальным переходным правительствам/администрациям для достижения целей деколонизации и мира. А также официально признать независимость и суверенитет следующих государств коренных народов и колониальных областей: Татарстан, Ингерманландия ( историческая область на северо-западе России, включающая в том числе и нынешнюю Санкт-Петербургскую область – В.О.), Башкортостан, Карелия, Бурятия, Калмыкия, Балтийская республика (Кенигсберг, Восточная Пруссия), Коми, Черкесия, Сибирь, Урал, Республики Дон, Тыва, Кубань, Дагестан, Тихоокеанская Федерация (территория Приморского края и Амурская область), Московская Республика, Эрзянь Мастор (территория Мордовии – В.О.), Саха, Поморье, Чувашия, Черноземье, Мордовия, Поволжье, Хакасия, Удмуртия, Тюменская Югра, Марий Эль, Алтай, Ингушетия и др.
5. Призываем к подготовке Конституций Республик, закрепляющих их государственную независимость и суверенитет, а также основных законодательных актов, направленных на обеспечение мира, люстрации, политической стабильности, быстрого экономического роста и развития. Мы призываем интеллектуалов, общественных, культурных, экономических, политических и духовных лидеров коренных народов и регионов принять активное участие в этом процессе.
6. Призываем всех представителей коренных народов и колониальных регионов присоединиться к мирному систематическому сопротивлению. Возможными формами такого сопротивления являются забастовки, демонстрации, пикеты, акты саботажа приказов имперского центра, отказ от службы в вооруженных силах РФ и т. д. Целью этих действий должна быть мирная передача власти демократически избранные представительные органы независимых государств.
7. Призываем всех представителей военных и правоохранительных органов, являющихся представителями коренных народов и колониальных регионов, немедленно вернуться на родину и обеспечить мирную и демократическую передачу власти.
8. Мы инициируем формирование национальных легионов (Сил самообороны) для защиты суверенитета и прав наших народов и обеспечения мира.
9. Начинаем процесс консультаций по созданию Объединенной переходной администрации как временного (не более 12 месяцев с момента отстранения от власти нынешнего режима) коллегиально-совещательного представительного органа всех колонизировали коренные народы и регионы Российской Федерации, чтобы практически обеспечить плавность и процесс деколонизации. Представительство всех народов и регионов в этом органе должно быть равноправным (на паритетной основе, с одним представителем от одной страны/региона), а делегирование полномочий на участие в нем осуществляется Национальными правительствами/Временными администрациями.
Перед этим органом будут стоять следующие задачи:
- Координация действий по ликвидации нынешнего режима (создание единого четкого плана действий, дорожной карты по ликвидации имперского контроля, руководство граждан и регионов по содействию процессу ликвидации кремлевского режима лично и на местах)
- Содействие национальным правительствам/переходным администрациям коренных народов и колониальных регионов в проведении демократических выборов в соответствии с международными стандартами и с участием международных наблюдателей не позднее, чем через 8 месяцев после падения имперского режима (дата выборов должна быть объявлено не позднее 3 месяцев с момента падения нынешнего режима государства Российской Федерации).
- Содействие в организации передачи власти демократически избранным властям коренных государств и колониальных регионов (особенно в тех регионах, где не будут созданы национальные правительства/переходные администрации) не позднее, чем через 12 месяцев после падения колониального режима, и не позднее чем через 3 месяца после объявления официальных результатов выборов, признанных мировым сообществом.
- Максимальное содействие компетентным международным органам в взятии под контроль всех без исключения ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения, находящихся на землях коренных народов и в колониальных районах, для обеспечения абсолютной денуклеаризации земель коренных народов и колониальных регионов.
- Предоставление механизма мирного разрешения территориальных споров, если таковые имеются.
Среди авторов – подписантов: Райана Дугар-де-Понте (Бурятия), Руслан Габбасов (Башкортостан), Рафис Кашапов (Татарстан), Олексий Манаников (Сибирь), Дэнны Техс (Ичкерия), Олена Mихайлова (Вельки Новгород), Юрий Москаленко ( Новосибирск), Геннадий Гудков (Коломна), от Европы и Северной Америки: Януш Бугайски (США), Павел Климкин (Украина), Эдвард Лукас (Великобритания), Воячич Покор , Тамила Ташева (Украина), Андрюс Алманис (Литва), Олег Дунда (Украина), Павел Массаро (США), Тарас Стецскив (Украина), Мариуз Пилис (Польша), Евгений Магда (Украина), Вадим Прокопиев (Беларусь), Павло Жовниренко (Украина).
Часть II. Сепаратистские настроения в регионах России
По инициативе автора группой независимых аналитиков с помощью систем автоматизированного интернет-мониторинга был проведён комплексный анализ сепаратистских настроений в регионах России.
В исследовании рассматривалась деятельность различных национально-культурных организаций регионов, имеющих либо могущих иметь сепаратистский уклон. Были проанализированы имеющиеся опросы общественного мнения для выявления общероссийских тенденций в отношении сепаратизма.
Перед началом анализа выдвигалась гипотеза об отходе от этнического сепаратизма в регионах. Но это подтвердилось лишь частично.
Этнический и, в особенности, религиозный сепаратизм остаётся превалирующей формой.
Общее состояние сепаратистских настроений
Результаты анализа в целом по России продемонстрировали достаточно низкую остроту проблемы распространения сепаратистских настроений в России. Количество упоминаний элементов сепаратистского дискурса гражданами в социальных сетях не превышает 50 упоминаний на 100 тыс. чел. населения региона за период с 1 мая по 16 августа 2022 г..
Учитывая, что немалая часть упоминаний элементов сепаратистского дискурса приходилась на новостные сообщения (например, новости о проекте «Деколонизации России»), а также нередко была связана с активностью ботов, направленной на посев сепаратистских идей в социальных сетях, этот показатель в целом демонстрирует крайне низкий органический интерес граждан к тематике.
В связи с этим определение регионов, находящихся в зоне риска обострения сепаратистских тенденций, является достаточно условным, и исходит не только из активности сепаратистского характера, но и других факторов, таких как религиозная обособленность, этнические и культурные отличия, исторические прецеденты, наличие активных лидеров мнений сепаратистского характера, сильная региональная идентичность и т.д.
Среди регионов, находящихся в условной зоне риска можно выделить следующие регионы: Республика Татарстан, Республика Дагестан, Чеченская Республика, регионы Урала — Свердловская, Челябинская и Тюменская области.
Татарстан
Здесь функционирует целый ряд организаций, имеющих сепаратистскую направленность, но при этом встречающих активное противодействие со стороны региональных властей. Это организации:
ВТОЦ* (Всетатарский общественный центр). Был ликвидирован в июне 2022 года по инициативе прокуратуры Татарстана. Одно из первых сепаратистских татарстанских движений в новейшей истории России, активно действовал с 90-х годов;
Союз татарской молодежи «Азатлык». Лидеры проявляют высокую активность в социальных сетях, судя по всему, находятся не в России. Члены организации периодически проводят политические акции в Татарстане;
Свободный Идель Урал. Руководство организации находится в Киеве, активно проявляют себя в социальных сетях и на платформе YouTube, имеют собственный сайт. Значительного интереса общественности к их деятельности не наблюдается, несмотря на периодическое освещение их деятельности в оппозиционных и заблокированных на территории РФ СМИ;
Татарская партия национальной независимости «Иттифак». Функционирует в подпольном формате, особой публичной активности не ведет.
Помимо этого, в Татарстане в сепаратистском дискурсе достаточно сильны этнические и в меньшей степени религиозные элементы.
В связи с наличием значительных запасов природных ресурсов в регионе, в сепаратистском дискурсе также присутствует экономический элемент. Однако не в качестве основы дискурса, а в качестве обоснования возможностей для самостоятельного функционирования Татарстана в качестве независимого государства.
Помимо этого, болезненной точкой, используемой сепаратистами Татарстана в собственных интересах, является языковой вопрос. В Республике существует значительный запрос на усиление значимости татарского языка, на фоне которого ранее неоднократно вспыхивали скандалы, связанные с действиями федеральных и местных властей.
Республика Дагестан
Сепаратизм в Республике Дагестан имеет достаточно специфический характер. В ней сепаратистский дискурс практически неотделим от радикального исламского дискурса и транслируется непосредственно через него. В связи с крайне активным противодействием религиозному экстремизму, как в Дагестане, так и на территории РФ в целом, функционирование организаций подобного характера в Республике затруднено.
Особенности региона позволяют предположить, что наиболее значимыми проводниками подобных настроений будут являться местные имамы сельских мечетей, активность которых невозможно оценить используемыми в исследовании методами. Также имеется несколько лидеров мнений сепаратиско-экстремистского характера, популярных в Дагестане, и ведущих свою деятельность в сети Интернет.
Чеченская Республика
Выделение Республики Чечня в качестве зоны риска является достаточно спорным в связи с крайне активным противодействием религиозному экстремизму и сепаратизму властями региона и низкой насыщенностью дискурса внутри Чечни соответствующими элементами.
Тем не менее, регион требует упоминания в связи с фактором исторического прецедента, фактором культурной и, в некоторой степени, правовой обособленности, высокой самостоятельностью региональной власти, наличием существенного силового ресурса, а также фигурированием Чечни в связанном с сепаратизмом дискурсе других регионов.
Регионы Урала
Отдельно следует выделить в первую очередь Свердловскую область, как регион с повышенным риском развития сепаратистских тенденций. Для области характерен экономическо-территориальный подтип сепаратизма. Сепаратистский дискурс летом 2022 г. несколько оживился за счёт конфликта телеведущего Владимира Соловьева и губернатора Свердловской области. В.Соловьёв критиковал Евгения Куйвашева за потакание сепаратистам в региональной Думе (имён В.Соловьёв не называл), а также вспомнил об идее Уральской республики, процветавшей в 90-х годах с подачи действующего сенатора от Свердловской области и бывшего губернатор Эдуарда Росселя.
Действительно, идеи Уральской республики были достаточно распространены в дискурсе 90-х годов, однако их содержание двойственно.
Сам Э.Россель утверждает, что идея никогда не несла сепаратистского подтекста, а лишь призывала к большей экономической автономии. С другой стороны, некоторыми слоями населения она была воспринята как призыв отделения и до сих период периодически ретранслируется именно в таком ключе.
Идея непосредственного отделения не пользовалась широкой популярностью на Урале даже в 90-е годы, что демонстрируют опросы общественного мнения того периода. В феврале 2014 года на тот момент мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман предложил отделить Екатеринбург от Свердловской области, придав ему статус города федерального значения. В целом, однако, дискурс в регионе склоняется скорее в сторону большей экономической и налоговой автономии, нежели непосредственного отделения.
Калининградская область
В регионе среди его жителей сепаратистских настроений практически не наблюдается. Однако, данный регион был включён в список находящихся в зоне риска в связи с некоторыми особенностями. В регионе сильна активность иностранных «игроков» и поддерживаемых ими организаций, направленная на посев сепаратистских настроений в регионе и культивирование идей «германизации» Калининградской области.
Здесь отдельно следует выделить «Балтийский авангард русского сопротивления» (ныне не функционирует, лидеры преследуются по закону). А также, в некоторой степени, ООО «Ганзейский офис» (официально функционирует как организация, направленная на поддержание и создание культурно-экономических связей с Германией, может являться проводником идей германизации региона).
Помимо этого, дополнительным фактором риска представляется анклавный статус региона.
Присутствие бывших сепаратистов во власти
Как показал анализ, большая часть видных политических деятелей, способствовавших развитию сепаратистских движений в 90-х годах, либо уже не находятся во власти, либо ушли из жизни.
Организации с сепаратистским уклоном
Удалось выявить ряд организаций, движений и сообществ, в том числе сосредоточенных вокруг молодёжи, которые имеют или могут иметь сепаратистский уклон. Это:
В Татарстане — ВТОЦ, Свободный Идель-Урал, Союз татарской молодежи «Азатлык», Партия «Иттифак»;
На Урале и в Сибири — Движение за «Уральскую республику». Движение «Запишись Сибиряком»;
В Республике Дагестан — Движение «Садвал»;
В Калининградской области — «Балтийский авангард русского сопротивления»;
В Республике Карачаево-Черкессия — организация «Адыгэ Хасэ»;
В Башкортостане — Башкирский народный центр «Урал»;
В Республике Калмыкия — Съезд ойрат-калмыцкого народа;
В Республике Коми — «Доръям асьнымос» («Защитим себя»).
Вовлечённость молодёжи в сепаратистский дискурс
Анализ дискурса в социальных сетях продемонстрировал низкий уровень вовлечённости в него молодых людей. Для большинства взятых в рамках анализа регионов наибольшую вовлечённость демонстрировали представители старших поколений — от 40 до 60 лет и старше 60 лет. Также активность в этом срезе проявляли лица среднего возраста — от 25 до 39 лет. Граждане в возрасте до 25 лет составляли лишь небольшой процент лиц, оставляющих сообщения, связанные с сепаратизмом.
Особняком стоит Республика Дагестан. Более 50% участвовавших в подобном дискурсе лиц в Республике Дагестан находились в возрасте от 18 до 39 лет. 7,4% — в возрасте до 18 лет.
Содержание сепаратистского дискурса
Элементом, общим для сепаратистского дискурса независимо от региональных особенностей, является понимание невозможности успеха каких-либо сепаратистских устремлений в текущих условиях. Сепаратисты в своём дискурсе предлагают дождаться социально-экономических потрясений, сравнимых с ситуацией в начале 90-х годов.
На фоне текущих событий на Украине сепаратисты ожидают ослабления центральной власти России в связи с ухудшением социально-экономического состояния страны, роста общественного недовольства и снижения возможностей и ресурсов силовых органов.
Также имеется понимание обреченности сепаратистских движений в единичных регионах на провал, поэтому часто в дискурсе фигурирует идея консолидированного распада всей России и возникновения массового регионального сепаратизма. Особенно эта идея характера для регионов «потенциальных анклавов», таких как Татарстан, которые, не имея границ с другими государствами, в случае их индивидуального отделения окажутся заблокированы другими российскими регионами.
При этом важно отметить вызывающий некоторые опасения элемент дискурса. Периодически встречались указания на то, что с перебросом силовых подразделений для участия в спецоперации влияние федеральной власти будет ослабевать. Этот элемент в дискурсе сочетается с ожиданиями общего ухудшения социально-экономического положения и политического климата страны на фоне специальной военной операции. В этом определённая часть сепаратистов видит «окно возможностей» для активизации собственных усилий, направленных на актуализацию сепаратистских идей в дискурсе и возрождения сепаратистских движений.
* * *
Именно это «окно возможностей» пытаются использовать и разработчики проекта «Деколонизации России».
*экстремистская оранизация, запрещённая в РФ