Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ЗАМЕНИТ ЛИ ВИКИПЕДИЮ ПОРТАЛ БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — BIGENC.RU

19.04.2023 – 00:26 Комментарии

Юрий Медведев, Сергей Кравец

Российская газета


Кто владеет информацией — тот владеет ситуацией. Кто владеет достоверной информацией — тот владеет миром. Но в эту аксиому время постправды внесло жесткую реальность: информация стала изощренным оружием, боями без правил. Вот почему сегодня так важно брать факты не там, где армия анонимов услужливо переписывает историю под конъюнктуру дня, а иметь свою доступную, и при этом реально научную энциклопедию.

Практически год в тестовом режиме работает портал bigenc.ru, на который возлагаются большие надежды. В мае — старт по полной программе. Поэтому со всеми острыми вопросами мы отправились на Покровский бульвар — штаб-квартиру Большой российской энциклопедии. Команда Сергея Кравца, ответственного редактора портала БРЭ, отвечает на вопросы журналистов и читателей «РГ».

Ваш портал создан по указу президента, выделены немалые cредства. Сергей Леонидович, готовы представить в полном объеме труд народу? Может ли портал стать форпостом защиты в жесточайшей информационной войне, которая объявлена нашей стране, где все средства хороши. Это и фейки, и манипулирование фактами, и наглая ложь.

БРЭ: Конечно, все обеспокоены нынешней ситуацией. Разрабатываются и уже применяются различные варианты, чтобы противостоять этому агрессивному натиску. Скажу сразу: форпостом наш портал не будет. У него другие задачи. «Горячее», оперативное, это все же для СМИ. А нам важно понять, становится ли злоба дня серьезной устоявшейся тенденцией, обдуманным научным сообществом явлением в жизни общества. Если да, тогда это становится нашей темой.

Скажем, статья про СВО у нас готовится вместе с Академией Генерального штаба. Она появится на портале, когда будет собран и проанализирован массив достоверных данных. Но это точно не реакция на сегодняшние события.

Кто в Гайд-парк, кто за знанием

То есть в оперативности вы не соперничаете с Википедией?

БРЭ: Мы работаем в разных лигах. Все зависит от того, что вам надо? Если хотите посетить Гайд-парк, где любой может высказать свое мнение и постараться сделать его вашим знанием, то отправляйтесь в Википедию. Но учтите, что там все тексты анонимны, за содержание никто не отвечает. В нашем портале картина прямо противоположная. Он дает любому человеку возможность получить не общее представление о предмете, чем занимается Википедия в своих часто неквалифицированных текстах, а гарантированное достоверное знание.

Можно сказать, знание со знаком качества?

БРЭ: Верно. И еще. По поводу Википедии, хочу отметить такой момент. Она в России уже 22 года, а мы только начали и, работая в тестовом режиме, выпустили за год более 25 тысяч статей. А должны выйти примерно на 220-240 тысяч.

Итак, главный плюс или, как сейчас говорят, фишка портала — гарантия достоверности информации. Как она обеспечивается?

БРЭ: На это работает давно обкатанная в любой авторитетной энциклопедии система. Например, у нас за каждый материал отвечает сборная команда из более чем 50 человек. Это автор статьи, рецензенты, научные редакторы, наши энциклопедические службы и т.д. Конечно, главная гарантия качества и достоверности — имя автора. У нас это самые авторитетные специалисты в своей области знаний.

Но есть один нюанс… Вы наверняка удивитесь, но за те 25 лет, сколько я занимаюсь энциклопедиями, практически не встречал автора, который не ошибается.

Даже академики?

БРЭ: А вы знаете, сколько академики цитируют по памяти? И после нашей службы проверки, рецензирования и редактуры, хватаются за голову — как я мог это забыть!! А вот редакторы службы проверки умудряются добраться, что называется до самого основания, например, проверяя даты давнишних театральных премьер, умудряются найти афиши и программы спектаклей.

Могу вспомнить и курьезную ситуацию с Нобелевским лауреатом Виталием Лазаревичем Гинзбургом. Когда работая над Большой российской энциклопедией, я предложил ему стать консультантом по физике, он ответил, «мне это скучно, зато очень интересны статьи по истории Гражданской войны». Я не мог отказать знаменитому ученому, но через пару месяцев редакция отечественной истории, мягко говоря, пришла в недоумение. Пришлось попросить знаменитого ученого все же вернуться к родной физике.

Иван Грозный: тиран или реформатор?

А вообще, что такое достоверное знание? Скажем, в точных науках это более-менее понятно. С цифрой или экспериментом не поспоришь. А в гуманитарных? Вы говорите, что гарантия — это авторитет автора. Но, например, в истории очень часто два специалиста — три мнения. Кто определяет, какое из них правильное? И кого вы опубликуете?

БРЭ: У нас действует обязательное правило. Если на проблему в научном сообществе есть разные точки зрения, они все должны быть представлены в статье, даже если ее автор с ними не согласен. Говоря образно, даже скрипя зубами, он обязан о них сказать.

К примеру, одни историки считают, что Иван Грозный нанес стране огромный вред, оставил ее разоренной, а другие, которых особенно много появилось в последнее время, утверждают, что царя оболгали, что он принес много пользы. Каким будет царь в портале?

БРЭ: В истории часто речь идет не о фактах, а об их интерпретации. Как с этим работать? Во-первых, оценивается, насколько полно учтены все известные факты, в том числе и их результаты. Во-вторых, важно мнение именно профессионального сообщества, а не тех, кто создает сенсации, которые хорошо продаются. Скорее всего «новое знание» об Иоанне Грозном будет отражено в разделе об истории его восприятия в разное время, при разных общественных и политических настроениях.

С Грозным понятно. А что найдет на портале школьный учитель по теме — новейшая политическая история России. Кто из наших политических персонажей, о которых не утихают горячие споры, в нее войдет? Что про них будет написано?

БРЭ: У нас подготовлена статья о постсоветском периоде, где названы его характерные черты. Это, в частности, сепаратизм, олигархическое правление, отсутствие единого правового поля и т.д. Что касается конкретных политиков, то автор статьи может сказать, например, что период правления такого-то человека противоречив или вызывал неоднозначные реакции. Текст сопровождается ссылками на разные источники. Таким образом, читатель может получить объективное и полное представление об историческом периоде нашей истории и ее персонажах.

Как найти информационную иголку в стоге сена?

Понятно, что каждый пользователь хочет получать максимальную информацию в удобном виде, прикладывая для поиска минимум усилий. Но одно дело найти какую-то статью, и совсем другое — поиск разнообразных дополнительных данных, которые к статье привязаны. Как пользователю не заблудиться в этом море информации, найти свою информационную иголку в стоге сена?

БРЭ: Именно так задача и была поставлена в самом начале нашей работы. Как сказал глава наших разработчиков, если порталу нужны инструкции, это плохой портал.

Хочу особо подчеркнуть, что на портале статья уже не монополист, а всего лишь составная часть информации. Текст дополняется из множества источников — институтов, библиотек, информационных агентств, музеев, архивов, театров и т.д. Причем это не только традиционные отсылки на другие статьи, но и сюжеты, «геохронотопы» и т.д. Их тысячи. Они дают пользователю направление поиска, позволяют быстрее и удобнее перемещаться в море информации в любом направлении.

Увы, когда вас ищешь в поисковике, довольно часто всплывает — «ваша вкладка упала». Например, когда готовил тексты про историю Сталинградской битвы, я пытался сопоставить материалы в Википедии и у вас. Но на запрос в интернете выскакивает ссылка только на Википедию, а вас нужно набирать отдельно.

БРЭ: Вопрос очень важный. Во-первых, поисковые системы, в том числе «Яндекс», продвигают в первую очередь свои сервисы и сервисы своих партнеров. Во-вторых, одним из важных критериев для ранжирования, для выбора, какая ссылка появляется в браузере у пользователя, является возраст источника. Википедия очень старый сайт, ей более 20 лет, она для поисковиков своя. Наш сайт совсем молодой, появился 25 мая прошлого года, так что по этому критерию мы ей сильно уступаем. Конечно, по мере наращивания объема ссылок на наши статьи, библиографию, другие сайты, которые указаны в библиографии, ситуация будет корректироваться. И пользователь сразу будет попадать на наш сайт.

По замыслу Института развития интернета три российских сайта «Руниверсалис», «Яндекс mail.ru» и «Универсалис» должны стать альтернативой Википедии. Вы позиционируете себя как научно-образовательный ресурс. Какие-то отношения с этими тремя сайтами, которые могут стать народными энциклопедиями, у вас будут складываться? Или впереди непримиримая конкуренция?

БРЭ: Ну что вы, какая конкуренция. Они пока на нас не выходили, но когда мы разговаривали с их основателями, то предложили дать им основу для статей на этих сайтах. Скажем, если человеку интересно самое общее представление о том, чем было древнерусское государство, ему не нужна статья академика. Вполне достаточно элементарного справочника. Мы даже обсуждали, что три народные энциклопедии смогут просто брать у нас короткие аннотации к статьям, до двух или до трех тысяч знаков, где есть все необходимое. Словом, мы готовы к такому сотрудничеству.

За каждый материал отвечает команда из более чем 50 человек. Главная гарантия достоверности — имя автора. Это самые авторитетные специалисты в своей области знаний

На фейки и манипуляции не поведутся

Портал почти год проработал в тестовом режиме. Уже понятно, кто ваша аудитория? Какие отзывы?

БРЭ: В основном пишут, что портал очень функционален, им удобно пользоваться. Мы отслеживаем, как нас воспринимают в информационной поле. Так вот, когда в соцсетях идет горячая дискуссия по какому-то вопросу, все чаще она заканчивается выводом — идите и посмотрите эту информацию в Большой российской энциклопедии. На этом дебаты прекращаются. А это дает надежду, что постепенно достоверность будет все больше востребована.

Какая аудитория? Прежде всего, это молодежь, которая где-то учится. Им необходимы глубокие и достоверные знания. Интересный расклад по возрастному составу. Группа от 18 до 25 лет составляет около 30 процентов. По сути, это студенты. За ними группа 25 — 34 лет, это аспиранты, молодые преподаватели. Таких больше 10 процентов. До 18 лет — абитуриенты, около 12 процентов. И 34-45 лет около 17 процентов. Далее 45 — 54 лет, это 11 процентов, 55 лет и выше — 10 процентов.

Что касается географии, то, конечно, пока львиная доля посещений из России, но все больше обращений из стран ближнего зарубежья, скажем, Казахстана, Беларуси, Киргизии, Узбекистана, а также из дальнего — Германии и США.

То есть докторские диссертации ваши пользователи не пишут. Только дипломные и курсовые.

БРЭ: В основном — да. Наши люди — это молодежь, которой, повторяю, нужны глубокие достоверные знания. Мне кажется, что это важный, даже сказал бы принципиальный момент. Понимаете, у нас появится поколение молодых людей, которое воспитано на достоверном знании. Его не захлестнет огромный поток информации, оно не будет принимать ее на веру, а постепенно привыкнет ее проверять.

То есть по большому счету мы работаем на будущее. В принципе это миссия всех научных больших энциклопедий, начиная с первой, созданной еще Дидро. Они тоже работали на молодое поколение, которое потом возникло и воспиталось на их энциклопедиях.

Один мой знакомый сказал, что поколение, которое сейчас преобладает на нашем портале, родилось со смартфонами. Они уже стали частью их личного пространства. И действительно, 53% «захожан» на наш портал сделали это со смартфонов. Мы им нужны не просто для того, чтобы из интереса что-то почитать, а для работы.

Сейчас у вас пусть и молодежная, но специфическая аудитория. Не думаете ее расширять? Могут, к примеру, появиться материалы о популярных в молодежной среде персонажах, скажем, известных блогерах. Учитывая, что вы гарантируете предельную достоверность, такие материалы были бы крайне важны для самой широкой публики в нынешние времена фейков и постправды. Подобные персонажи могли бы помочь, как сегодня говорят, раскрутке портала.

БРЭ: Если человек, тот же блогер, уже стал фактом общественной жизни, собирая миллионы просмотров, то у него большой шанс попасть в портал. И конечно, привлечь новых пользователей должны принципиально новые для энциклопедии способы подачи информации — аудио- и видеоматериалы, графики, карты.

Причем это не дополнения к текстам, а самостоятельные уникальные информационные ресурсы. Речь идет об огромном медиаконтенте. Скажем, у биологов это песни и свист птиц, у географов — панорамы городов, снятые с коптеров, у искусствоведов — галереи музеев, электронные книги и т.д.

Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский утверждает, что сегодня особенно возрастает роль энциклопедического образования, энциклопедических специальностей. Что вы думаете по этому поводу?

БРЭ: Абсолютно с ним согласен. Что такое современная энциклопедия? Ее главная особенность в том, что она дает всеобъемлющее полное знание по данном теме. В ней вы не можете написать, скажем, о Бородине только как о химике. Он будет представлен и как химик, и как композитор. Или Исаак Ньютон? Он был не только великим физиком, а еще чеканил монеты, занимался и алхимией, и богословием, и вообще круг его интересов и дел был огромен. Такой многогранный портрет Ньютона «рисуют» на портале сразу несколько редакций.

В мае портал должен официально «выйти в люди», в огромное информационное поле, где идет жесточайшая борьба за пользователя, за каждый его клик. У вас на руках сильнейший козырь — достоверная информация. Но чтобы он выиграл, с него надо пойти! Словом, как продвигать портал?

БРЭ: Вы правы, этот главный козырь мы уже активно используем, занимаясь продвижением портала в самых разных направлениях.

Например, участвуем в Конгрессе молодых ученых, который проходит ежегодно в Сочи. Постоянно отслеживаем запросы пользователей, которые к нам поступают и есть в интернете.

Интересующие пользователей темы в первую очередь будут опубликованы на портале. Недавно встречались с коллегами из МГУ и обсуждали наше участие на открытых уроках для педагогов.

У нас растет количество статей и посещений, поэтому мы попадаем в поисковые системы, что дает дальнейший рост. Это очень взаимосвязанные вещи. Но думаем, что настоящая раскрутка начнется в мае, когда состоится официальный старт портала. Планов, прямо скажем, громадье.

Как попасть в БРЭ

Как попасть на Новодевичье кладбище — понимают все. А как попасть в Большую российскую энциклопедию, а фактически в историю? Кто это решает?

БРЭ: Для этого существует целый набор критериев. Есть чисто формальные, например, двери всегда открыты для действительных членов Российской Академии наук. Но такой критерий не пропустил бы в наш словник ряд крупнейших ученых, как философ Алексей Федорович Лосев или лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь. Но они проходят по другому критерию — вклад в науку.

Кстати, он самый сложный, так как часто не связан ни званиями, ни наградами. И тем не менее научное сообщество считает, что без Лосева или Розенталя обойтись нельзя. Мы вносим их имена в словник.

Или к примеру, среди современных писателей есть те, кто получил разные престижные премии, и с ними нет никаких проблем. Они будут в нашем портале. Как, например, обозреватель вашей газеты Павел Басинский, дважды лауреат «Большой книги».

Но есть те, у кого нет премий, однако их ценит литературное сообщество, у них немало поклонников среди читателей. Например, Борис Рыжий. И наши эксперты включили его в словник.

А министры, губернаторы, депутаты попадают в историю?

БРЭ: Не все. Депутатство само по себе не дает пропуск в словник. Что касается губернаторов, то только проработавшие два и более срока. Федеральные министры — также по вкладу. Но в конце концов в нашу энциклопедию войдут все те, чьи имена общество посчитает важным сохранить в истории, не «хайповые», а достойные.

Метки: , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>