«ИСЧЕРПАННОСТЬ ПРЕЖНЕЙ МОДЕЛИ БЫЛА ДОСТАТОЧНО ОЧЕВИДНОЙ»
Фёдор Лукьянов, Иван Сафранчук
На форуме в Казани обсудили, что санкции отменят нескоро, а с США надо кончать
«Исчерпанность прежней модели развития и мира, и Российской Федерации была достаточно очевидной. Многие предполагают, что одним из мотивов, стимулов было желание кардинально изменить модель развития страны», — рассуждал сегодня о причинах СВО известный международник Фёдор Лукьянов. Эксперт привез в Казань проект Совета по внешней и оборонной политике о жизни регионов в условиях геополитических перемен. Правда, в первый день разговор скорее получился не о Татарстане, а о мировой политике, санкциях и мировом гегемоне США, которые, к сожалению, все еще остаются для Москвы «точкой отсчета». О том, чему Россия должна поучиться у Татарстана и кончатся ли санкции, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Вчера видели пример ограничений, которые вдруг начинают вводить против заслуженных руководителей регионов»
Студенты, которым предстояло выслушать двухчасовую лекцию о геополитике, санкциях в отношении России и гегемонии США, на крыльце перед вторым корпусом КФУ обсуждали намного более приземленные вещи — погоду, предстоящий обед, новый выпуск шоу «Четыре свадьбы». Ни слова о том, что мир переживает глобальные изменения, корреспонденту «БИЗНЕС Online» услышать не удалось. Но надо признать, что выступления приглашенных экспертов зрители слушали внимательно (и даже почти не отвлекались на телефон). Пример студентам подавал, вероятно, один из преподавателей КФУ, который ну очень активно кивал на все тезисы из выступлений. В какой-то момент за мужчину в возрасте даже стало тревожно — хватит ли сил на оставшиеся два дня форума.
Что за проект? Главный его идеолог и инициатор — Совет по внешней и оборонной политике (СВОП), основанный в Москве в 1992 году. В президиум Совета входят в том числе председатель президиума СВОП, директор по научной работе фонда «Валдай» Фёдор Лукьянов, журналист Сергей Брилёв, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, профессор МГИМО Виталий Третьяков. Нынешний проект реализуется на грант от президента РФ. Заявка СВОП выиграла в начале года в рамках конкурса и получила почти 3 млн рублей. Обозначенная цель — вовлечь регионы в общефедеральную международно-политическую повестку и повысить качество взаимодействия «Субъект – Центр». Ранее форум прошел в Калининграде (как в «геополитическом форпосте России на наиболее беспокойном направлении «вероятного противника»), а теперь добрался до Казани. «Татарстан — один из наиболее мощных, опорных субъектов РФ, интегрированный в мировые экономические процессы и поэтому чувствующий особенно остро экономические и политические потрясения на глобальной арене», — объяснили в СВОП выбор площадки. Партнером в Казани стал Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Заявленного в программе ректора КФУ заменял проректор вуза по внешним связям Тимирхан Алишев. Он отметил, что проект был бы невозможен без основных «коллаборантов» — Совета по внешней и оборонной политике и Фонда президентских грантов. Как подчеркнул Алишев, Татарстан еще в 1990-е стал форпостом взаимодействия России со странами Востока и тюркским миром, а теперь свой статус укрепляет. К примеру, федеральный статус получил предстоящий в мае саммит KazanForum. «Безусловно, те изменения, которые произошли больше года назад, серьезно повлияли на Татарстан, внешнеполитические отношения», — признал Алишев и привел в пример вчерашний скандал в аэропорту Кишинева с президентом РТ Рустамом Миннихановым. «Вчера видели пример ограничений, которые вдруг начинают вводить против заслуженных, уважаемых руководителей регионов», — отметил спикер. Но унывать не надо, потому что ограничения — это новые возможности, повторил проректор КФУ избитый тезис и уточнил, что скоро планируется визит делегации из Татарстана в Китай.
Почему началась СВО и когда кончатся санкции
Лукьянов скромно отказался от статуса «главного гостя», который ему «присвоили» в КФУ, но в ответ на любезности в свой адрес сказал много хорошего о Татарстане. Как отметил эксперт, члены СВОП практически не сомневались, что форум надо проводить в республике. «Казань (чтобы не обижать другие регионы) находится в числе первых [субъектов], с кем интересно и чрезвычайно полезно работать», — отметил директор по научной работе «Валдая». По словам Лукьянова, который приезжает в РТ не впервые, республика развивается «чрезвычайно динамично» во всех отношениях. «Можно считать всякие цифры и индикаторы, но важнее, на мой взгляд, атмосфера, ощущение в регионе. Бывает ведь так, что цифры вроде красивые, а приезжаешь, и нет ощущения, что люди бурлят и идет опережающее развитие», — отмечал Лукьянов и расхваливал Татарстан, где люди в любых обстоятельствах ищут возможности и используют их. Сейчас этот опыт чрезвычайно важен для всей страны.
Если бы не произошло конфликта на Украине, случилось бы что-то другое, продолжил Лукьянов. «Исчерпанность прежней модели развития и мира, и Российской Федерации в этом мире была достаточно очевидной. Сейчас задним числом (понятное дело, что мы гадаем) многие предполагают, что одним из мотивов, стимулов принятия серьезных решений со стороны руководства России являлось желание кардинально изменить модель развития страны», — рассуждал эксперт. Он отметил, что ту модель нельзя было назвать неуспешной, даже наоборот, она была вполне комфортной, и немалая часть граждан чувствовала себя хорошо. Но это была модель из серии «взяли напрокат». И когда случился кризис прошлого года, стало ясно, до какой степени РФ стала частью мировой системы, — со всеми вытекающими последствиями, положительными и отрицательными. Оказалось, отрицательных последствий — издержек — становится все больше. «В этой ситуации был только вопрос времени — России либо придется смириться с тем, что издержки — это наша жизнь, либо совершить какой-то резкий шаг. Шаг совершили», — отметил специалист.
Как отметил Лукьянов, в некоторых публикациях, которые «не чистая пропаганда», противники признают, что Россия оказалась «кратно более устойчивой» к санкциям. К вопросу ограничений участники проекта вернулись позже, во время выступления декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасии Лихачёвой. Один из слушателей спросил, а есть ли предел у нынешних санкций. Ответ неутешительный — лимитов тут практически нет. Лихачёва подчеркнула, что «санкционный сериал должен продолжаться» по мотивам жанра и, вероятнее всего, Запад начнет сильнее давить на Беларусь — звучит эффектно, и издержек для себя не так много. При этом радоваться тому, что европейцы пока не прикрыли, например, ядерную энергетику или сотрудничество в космосе, не стоит. «Надо понимать, что фактически стоит задача полного размежевания с Россией. Я не думаю, что мы можем рассчитывать на разворот тренда в каком-то обозримом будущем. На нашем веку подобного не будет. А это значит, что [стоит] вопрос времени — когда смогут найти альтернативы», — добавила спикер.
«Надо максимально снизить завязанность на Штатах. Грубо говоря, не иметь с Америкой отношений»
Еще один лектор, директор Центра евроазиатских исследований МГИМО Иван Сафранчук не стал останавливаться на заявленной теме о конфронтации с США и посмотрел шире. Суть его выступления сводилась к тому, что мировые страны теперь уже не стремятся к такому плотному сотрудничеству, фокусируются на своей самости, идентичности и выстраивают отношения, исходя из собственных интересов. Если раньше государства старались сформировать общую политику, то теперь каждый пытается действовать по-своему.
«Мы сейчас пришли в довольно интересное состояние, когда мир остается очень физически связанным (серьезного отката здесь не произошло), но долгий тренд идейной универсализации прервался. И он не просто споткнулся и обратился вспять. Страны, народы, цивилизации вкладывают в развитие своей самости, идентичности. Все хотят быть самими собой», — рассказал Сафранчук. По его словам, такая разобщенность мира нарастает стремительно и ситуация сегодня уникальная.
Что в итоге? Если раньше политологи могли рассуждать об отношениях стран в системе win-win либо lose-lose, то теперь традиционные модели не работают. Сколотить коалицию на общих ценностях невозможно, и на первый план выходят интересы стран не проиграть. В результате государства объединяются вокруг того, что никто не заинтересован в проигрыше друг друга. По мнению Сафранчука, такая модель у России работает с Турцией (с некоторыми оговорками), а «эталон, классика» — это сотрудничество РФ и Китая. И если Москва старается приспособиться к новой системе координат, то Вашингтон хочет переломить ситуацию и выполнить главную цель — сохранить свое привилегированное положение. До последнего США верили, что эту задачу получится выполнить «в белых перчатках», без больших войн, но ошибались.
По мнению Сафранчука, прежде Москва либо сильно конфликтовала с США, либо стремилась к сотрудничеству, но в этих крайних положениях всегда упускала еще одну «опцию» — «отношения не против, а без США». «Надо максимально снизить завязанность на Штатах. Грубо говоря, не иметь с Америкой отношений, кроме технических, дипломатических… <…> Отвязывание от Америки — это то, что нам нужно делать, — призывал Сафранчук. — Ликвидировать отношения как с мировым гегемоном. Взаимный интерес у нас вообще никакой. У Вашингтона есть дело до России только как до глобальной державы». Наконец, эксперт подчеркнул, что если раньше США росли сами и подтягивали за собой другие страны, как «паровоз», то теперь у них иная главная задача — сделать жизнь внутри страны лучше, чем в других государствах. Более того, для Вашингтона самое страшное — когда что-то делается без них, убеждал директор центра евроазиатских исследований МГИМО.
Лукьянов нашел изъян в такой схеме коллеги. «Ты сказал в конце, что для Соединенных Штатов без них — это хуже, чем противостояние. И это означает, что они будут противостоять жестко и жестоко тем, кто хочет [работать] без них. То есть мы опять туда же», — заключил эксперт.