«МЫ ВОССТАВШАЯ ПРОВИНЦИЯ КАРФАГЕНА!»
Дарья Казакова, Андрей Безруков
На ПМЭФ решали, какой быть России в 2040-м
Три часа пытались нащупать «образ будущего» на Петербургском международном экономическом форуме – 2023 в рамках сессии «Горизонт-2040: Россия на карте мира». Ее главными спикерами стали философ Александр Дугин, политконсультант Алексей Чадаев и бывший разведчик-нелегал Андрей Безруков. О том, может ли Россия поставить под сомнение понятия «демократия» и «права человека», как происходит производство вмененных потребностей, почему БРИКС — это наша надежда на создание «мира большинства» и к чему пришли главные визионеры форума, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Сейчас мы входим в ту же ломку, такой же межформационный переход, в котором были 100 лет назад»
«Мы сейчас входим в мир, в котором были 100 лет назад», — ответил на это президент ассоциации экспорта технологического суверенитета, полковник СВР в отставке Андрей Безруков. До 2040 года остается всего 16 лет — не так много времени, сказал он (на самом деле 17 — прим. ред.). Проводя аналогию, спикер подметил: в 1914 году 16 лет было до 1930-го. А к 1930-му с исчезновением Российской, Австро-Венгерской, Османской империй мир разительно изменился, а к 1945 году в мире существовало уже две сверхдержавы. «Сейчас мы входим в ту же ломку, такой же межформационный переход, в котором были 100 лет назад. Причем даже не представляем, что будет в этом новом технологическом цикле», — заявил Безруков.
Изменения технологии рывком неизбежно приведет к смене экономической базы — некоторые страны уйдут вперед, другие же будут проходить путь долго и болезненно. Как, напомнил бывший разведчик-нелегал, 100 лет назад вперед выходили США и Германия, а две большие колониальные империи — Великобритания и Франция — тогда напротив, остались позади. «Точно так же сейчас Запад понимает: если упустить военно-политическое и финансовое доминирование, то все. Китай, Индия, Россия просто разрушат систему, — подчеркнул Безруков. — Не будет никакой прибавочной стоимости, никакой ренты с мира больше уже не взять. И тогда они прибегают к тому же оружию — развязыванию войны, которую мы сейчас видим».
Так что, по оценке Безрукова, новый мир уже начинает распадаться на конкурирующие блоки, выстраиваются претенденты на новую глобализацию. При этом вперед уверенно выходят два игрока: англосаксонский и китайский мир. Они формируют макрорегионы, острова, валютные зоны и техноэкономические блоки. «Техноэкономические блоки — это кусок рынка, который можно защищать и не пускать туда никого. Но, что нового, границы блоков технологические, они пройдут по стандартам и платформам, которые будут в этом блоке доминировать», — пояснил спикер. В условиях конкуренции платформ и стандартов между блоками сохранится торговля тем, что не влияет на национальную безопасность. Однако великими научными открытиями торговать никто не будет, уверен Безруков. «Если мы хотим выжить в этом мире, нам надо как можно быстрее наращивать свою критическую массу. Нам обязательно нужно создать большое экономическое и технологическое пространство. Естественно, мы это сделать можем только с партнерами», — подчеркнул спикер.
Если раньше рядом с Россией были крупные суверенные страны либо несубъектные государства, которым некуда деваться, то сегодня важно объединяться с другими странами, не ущемляя их интересы и не претендуя друг на друга при развитии партнерства. Одним из таких экспериментов, который только набирает обороты, является БРИКС, предположил Безруков. «В первый раз собралась группа серьезных независимых игроков, которые начинают думать о том, как жить в мире, где нет гегемона», — добавил он.
Императив создания критической массы у России также будет связан с тем, что наша страна является частью самого лучшего, большого и перспективного региона. «Нас скоро будет 5 миллиардов, это огромный рынок, и для нас важно, чтобы он был рынком, потому что сейчас большая Евразия рынком не является. Невозможно соединить все страны инфраструктурой рынка», — отметил президент ассоциации экспорта технологического суверенитета.
Напомнив о том, что в 2024 году Россия примет председательство в международном объединении БРИКС, спикер предположил, что для РФ теперь принципиально важно превратить организацию в экономическую, финансовую и технологическую силу. Т. е. использовать страны БРИКС для того, чтобы формировать свой техноэкономический блок. Для этого важно уже сегодня начать строительство финансовых систем на новых общих принципах. «Нам нужно использовать тот момент, что старый мир заканчивается, новый начинается. Давайте консолидироваться, давайте строить альянсы. Если мы этого не сделаем — мы слишком маленькие. Нас в этом мире могут просто стереть», — заключил Безруков.