КРАЕВОЙ ПАРЛАМЕНТ УНИКАЛЕН
Как проходило становление красноярского парламентаризма, кто стоял у истоков, с какими трудностями сталкивались депутаты — об этом и о многом другом вспоминаем в связи с 30-летием
На наши вопросы о становлении и развитии, а также о том, что отличает красноярских законотворцев от их коллег из других регионов, ответил зампредседателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера доктор юридических наук Александр Усс, возглавлявший Заксобрание без малого 20 лет.
Быть не командиром, а дирижером
— Александр Викторович, в чем коренное отличие краевого парламента от других региональных?
— Важная отличительная черта Законодательного Собрания — это всегда сильный персональный состав. В первую очередь назову Валерия Сергиенко, Юрия Абакумова, Всеволода Севастьянова. Из Красноярского горсовета к нам пришли Алексей Клешко, Виктор Зубарев (к сожалению, ни того ни другого уже нет). Не могу не упомянуть пламенного трибуна Олега Пащенко, с которым поддерживаю отношения до сих пор. Были и крупные руководители — начиная с директора норильского комбината Джонсона Хагажеева. Именно этот сплав политиков и людей, крепко стоящих на земле, сделал Законодательное Собрание особенным на ландшафте всей России.
Также краевой парламент отличался новаторским подходом к законотворчеству. Взять хотя бы принципы формирования: мы первыми в России перешли к смешанной мажоритарной системе выборов, когда депутатов выбирают и от округов, и по партийным спискам. Можно вспомнить и съезды депутатов всех уровней, которые проводятся каждые три года и определяют реальную программу развития региона.
А главное, наше Законодательное Собрание — это парламент конкретных дел.
Вспоминаю, как мы приехали в онкологический центр, и его руководитель Альберт Крыжановский показывал нам палаты, коридоры, производившие тягостное впечатление. Потом мы собрались в стенах Заксобрания, пригласили губернатора и сказали: нужен новый онкоцентр несмотря на все финансовые проблемы. Строительство проходило поэтапно в течение нескольких лет, а в итоге мы получили медучреждение, передовое по меркам страны.
Или взять университет, который для меня «наше все». На первом этапе именно краевой бюджет выделял до миллиарда рублей в год на его строительство: это были не наши полномочия, но депутаты Заксобрания заняли крайне активную позицию. В результате мы получили современный кампус мирового уровня, что и дало возможность выйти с идеей проведения у нас XXIX Всемирной зимней универсиады в 2019 году.
Таких примеров можно привести довольно много. И все они подтверждают, что наши депутаты — очень настойчивые, патриотичные, творческие люди.
— А каким должен быть спикер одного из лучших региональных парламентов страны?
— Однажды меня спросили: как мне удается «руководить депутатами»? Я ответил, что депутатами нельзя руководить. Необходимо каждому из них создать какую-то «нишу» для реализации планов, а для всех найти достойную цель. В этом залог сплоченной работы парламента.
Главное, что председатель Заксобрания должен быть не командиром, а дирижером, и тогда все получится.
От становления — к развитию
— Какие бы вы назвали законы, оказавшие самое большое влияние на жизнь края?
— Очень ответственным был первый созыв, — я не имел к нему отношения, — когда создавался фундамент регионального законодательства.
Второй этап, начиная с 1997 года, характеризовался сложнейшей финансово-экономической ситуацией. Именно тогда парламентарии обратили особое внимание на поддержку самых незащищенных людей. Потом эти законы неоднократно изменялись в соответствии с ситуацией, и сегодня край имеет одну из наиболее разветвленных в России систем соцподдержки — практически половина жителей пользуется теми или иными льготами.
А еще именно в этот период Заксобрание приняло два важнейших закона: о необходимости согласования с депутатами отчуждения краевой собственности и согласования руководителей, членов советов директоров в тех предприятиях, где есть региональная доля.
Что касается нормотворчества в начале 2000-х, то среди главных событий надо выделить факт объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром, это потребовало принятия нового Устава и большой законодательной работы.
— Как вы оцениваете роль фракций в законотворческом процессе?
— Раньше у нас возникали дебаты и разногласия прямо по ходу сессии, в итоге заседания заканчивались практически за полночь. Появление фракций обеспечило перенос этих дискуссий на партийные площадки, депутаты там определялись, а затем выносили вопросы на комитеты и заседания сессий.
Появление в Заксобрании фракций добавило организованности, а следовательно, и эффективности парламентской работе.
Единство и борьба противоположностей
— На каких принципах должны выстраиваться взаимоотношения двух ветвей региональной власти?
— Знаете, никто не отменял один из законов развития — единства и борьбы противоположностей. Я уверен, что законодательная и исполнительная власти региона должны работать согласованно, при этом у каждой из них своя компетенция и свое мнение. Но если они нацелены на благо людей, то обязательно найдут точки соприкосновения.
Я думаю, в этом и заключается главное условие поступательного развития не только региона, но и страны в целом.
— Вы вернулись в Совет Федерации ФС РФ после более чем 20-летнего перерыва. Что изменилось? Стало труднее работать — с учетом СВО и международных вызовов?
— Тема СВО, поддержки тех, кто участвует в специальной военной операции, звучит там буквально каждый день. Это касается и принятия соответствующих законов (их уже несколько десятков), и встреч с руководителями новых российских территорий.
Нынешний Совет Федерации называют и «палатой регионов», и «палатой конкретных дел». Я был в трех составах, и мне кажется, что сегодняшний является наиболее авторитетным и продуктивным. Приведу весьма красноречивый факт: именно Совет Федерации играет самую серьезную роль в формировании подхода к российскому бюджету уже на ранних этапах. Для этого у нас есть специальные рабочие форматы, которые обеспечивают постоянную связь российской исполнительной власти и сената.
— Еще один вопрос: что-то удается сделать для жителей Красноярского края?
— Должен сказать, что в Совете Федерации нет никаких признаков местечковости. И поэтому все, что нужно стране в целом, необходимо и конкретному региону.
Но вот два конкретных примера применительно к роли Совета Федерации в нашей новейшей истории.
В 2019 году там прошли Дни Красноярского края. Было принято постановление и целый ряд финансово емких решений, которые до сих пор работают на регион. Одно из них касается строительства детской многопрофильной больницы, которая стоит много миллиардов. Мы строим ее не только для края, но и для республик Тыва и Хакасия. А решающую роль в том, что этот проект стартовал и были выделены первые деньги, сыграл Совет Федерации — после Дней Красноярского края.
Отдельный разговор — о Норильске. После тяжелой аварии, разлива топлива именно принципиальная позиция Совета Федерации и прежде всего его спикера Валентины Ивановны Матвиенко предопределила коренное изменение ситуации. Связано оно с тем, что градообразующая компания повернулась сегодня лицом не только к экологическим проблемам, но и к наиболее актуальным проблемам Норильска. И это важно для всего красноярского Севера.
Беседовал Николай Андреев