Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

ДЕТЕЙ НУЖНО УЧИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ

11.08.2024 – 01:58 Без комментариев

Григорий Рапота, Татьяна Шишкина

Парламентская газета

Почему важно знать историю своей семьи


В России 2024 год объявлен Годом семьи. «Парламентская газета» попросила известных политиков рассказать про свои семейные традиции и поделиться самыми яркими воспоминаниями о своих родных и близких. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Наш собеседник сегодня — член Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Рапота.

— Григорий Алексеевич, что для вас обозначает слово «семья»?

— Семья — это прежде всего родители и дети, окруженные любовью. Историю семьи мы узнаем с самого детства, от родителей, бабушек и дедушек.

Представляется, что залог качественного воспитания — нормальная обстановка в семье. По словам кого-то из великих, кажется, Льва Толстого, если до 4 лет ребенок живет в любви, то это обеспечивает ему в будущем устойчивую психику и в целом счастливую жизнь, даже несмотря на неблагоприятную внешнюю среду. Как писал в своих дневниках Дзержинский, счастье — это не жизнь для забот и печалей, это состояние души.

Мои дедушки-бабушки жили в очень тяжелых условиях, очень бедно, в бараке на окраине Москвы. Они воспитывали детей (а их было шестеро) в годы Гражданской войны, коллективизации, голода, а потом и Отечественной войны. Но внутренний морально-этический стержень, который существовал в семье, уберег их детей от многих негативных искушений. Почти все ровесники их детей были не в ладах с законом, а некоторые даже попали в тюрьму. И тем не менее семья воспитала у детей иммунитет к внешнему негативному влиянию и вырастила достойных граждан.

Этот иммунитет складывался из нескольких факторов. Первое — личный пример. Второе — большая ответственность перед детьми, любовь к ним в сочетании с требовательностью. Дети чувствуют такое отношение и платят взаимностью: ответственностью перед родителями.

Мне кажется, что одна из негативных примет настоящего времени — слабая ответственность перед семьей, особенно со стороны мужчины. К примеру, печальное и, к сожалению, не такое уж редкое явление — уход мужчины из семьи после рождения ребенка-инвалида. Это очень плохой показатель, особенно если ребенок остается и в дальнейшем без опеки со стороны отца.

Полагаю, что дети должны знать историю своей семьи. Это тоже воспитывает ответственность уже перед памятью предков и понимание тех событий, той обстановки, в которых они жили. Через историю своей семьи познается и история страны. К примеру, еще будучи школьником я узнал, что мой прадед по линии отца был невольным участником столыпинской реформы. Их семью в начале ХХ века переселили в Южную Сибирь для «освоения целинных земель». Земли в Харьковской области, где они жили, не хватало, и целые деревни перебирались в необжитые сибирские края. Государство обеспечивало им переезд и возможность первичного обустройства.

Так, интересуясь историей семьи, поневоле знакомишься с происходившими в то время событиями, узнаешь, кто такой Столыпин, что такое его реформы. Когда узнал, что дед по линии отца был участником Гражданской войны, стало интересно, как эти события выглядели глазами очевидца. И он, и его сын, мой отец, были участниками Великой Отечественной войны. Мама и двое ее братьев также были ветеранами войны.

Отношения в семье, личный пример, любовь к детям в сочетании с требовательностью, ответственность родителей перед детьми, ответственность мужчин перед своей семьей — все это, на мой взгляд, залог успеха в воспитании детей.

— Вы много работали за границей, на какие особенности в семейных отношениях обратили внимание там?

— В заграничных поездках, естественно, имел какие-то наблюдения. Например, в американских семьях, да и в детских садах и школах, более развита система поощрений за успехи, нежели наказания за проступки. И, на мой взгляд, в определенной степени такой подход себя оправдывает. В учебных заведениях учеников рассматривают не только как «сосуд для наполнения знаниями», но и как личность, имеющая свое мнение. Понятно, что это не всегда совпадало с оценками преподавателей, могли быть и дискуссии, но это считалось нормальным. Вместе с тем в категорию нормы зачастую попадают явления, которые по нашим понятиям не воспринимались и сейчас не воспринимаются с позиций нашей морали и традиций. 

— Сколько детей, на ваш взгляд, должно быть в средней российской семье?

— В силу общественных обязанностей я являюсь председателем попечительского совета Российского государственного социального университета. Логотип университета — семья: двое родителей и трое детей. Это наш критерий нормы, которую студент должен воспринимать с первого дня учебы.

Когда я был полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе, мы разработали программу «Вернем детство». Это работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, включая детей такой категории, как социальные сироты, то есть дети, оказавшиеся в детдомах при живых родителях. Участники программы создавали юридическую базу, которая включала, в частности, положения об обеспечении жильем выпускников детских домов.

— Что бы вы пожелали в Год семьи?

— Желаю, чтобы родители и дети чаще общались, чтобы в их отношениях было больше любви и взаимопонимания. Считал бы полезным для детей изучать историю своей семьи. Я бы даже такие задачи ставил в школе.

Метки: , , , ,