Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

«МАНИФЕСТ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА»: РАЗБИРАЕМ КАЗАНСКУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ БРИКС

27.10.2024 – 01:27 Комментарии

Андрей Кортунов

БИЗНЕС Online

О 134 пунктах главного документа, принятого Путиным, Си и Моди на саммите в столице Татарстана


«Декларация говорит о том, что группа БРИКС в расширенном составе готова начать новую главу в своей истории», — констатирует научный руководитель российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Известный политолог напоминает, что таких объемных документов по итогам саммитов группы, как в 2024 году, еще не принималось. Более того, Казанская декларация станет предметом пристального интереса мировых политических и академических кругов, а также объектом критики со стороны оппонентов БРИКС. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», Кортунов разбирает заявленные группой подходы к решению вопросов финансов, безопасности, деятельности международных организаций и будущего самого БРИКС.

Впервые подробно изложено единое видение группой текущего состояния международной системы

Казанская декларация БРИКС — это объемный документ, содержащий 134 пункта, некоторые из которых составляют довольно длинные развернутые параграфы. Последняя аналогичная декларация, принятая на предыдущем саммите БРИКС в южноафриканском Йоханнесбурге в августе 2023 года, включала в себя всего 94 пункта, а еще более ранний документ саммита, принятый в Пекине в июле 2022-го, содержал только 75 пунктов. Таким образом, год от года итоговые документы становятся все более подробными и, как теперь принято говорить, субстантивными, что отражает процесс постепенного повышения интенсивности взаимодействия группы и расширение содержательных рамок ее многостороннего сотрудничества.

Казанская декларация состоит из преамбулы и четырех разделов, посвященных следующему: (1) укрепление многосторонности, (2) глобальная и региональная безопасность, (3) финансово-экономическое сотрудничество и (4) гуманитарный обмен. Такая разбивка выглядит обоснованной и соответствует заявленным год назад приоритетам российского председательства в БРИКС.

В декларации впервые за всю историю существования БРИКС столь подробно изложено единое видение группой текущего состояния международной системы, общие или пересекающиеся подходы к фундаментальным глобальным проблемам современности и к острым региональным кризисам, а также контуры желаемого и достижимого миропорядка, какими их видят на данный момент члены группы. Несмотря на то что в декларации нет конкретных графиков решения отдельных задач или дорожных карт по отдельным направлениям работы, она охватывает ряд ключевых целей, которые группа должна или могла бы преследовать в течение следующих нескольких лет. Очевидно, что документ — итог не только самой встречи на высшем уровне, но также большой и кропотливой работы, проделанной целой армией экспертов, чиновников и дипломатов различных уровней в многосторонних форматах за последние несколько месяцев.

Многостороннее согласование окончательного текста документа такого объема и такой значимости само по себе выглядит как нетривиальная задача — особенно в силу того, что согласовывать текст пришлось не в старом формате пяти членов БРИКС, а с подключением также и новых членов, не имевших ранее опыта подобной работы. Можно лишь догадываться, какой труд стоит за 43 страницами окончательного варианта документа.

Группа сознательно решила сохранить свой предельно широкий мандат

Если внимательно прочесть текст декларации «насквозь», то несложно убедиться, что в ней прослеживается четко выверенный баланс между повесткой дня в области безопасности и повесткой в сфере развития. Этот баланс говорит о том, что группа сознательно решила сохранить свой предельно широкий мандат и не собирается фокусировать свою будущую деятельность на чем-то одном — например, на развитии торговли между членами группы, как это предлагали некоторые эксперты.

Вместо выбора узкого тематического подхода БРИКС намерена позиционировать себя в качестве многозадачной лаборатории глобального управления, где можно опробовать новые алгоритмы многостороннего сотрудничества и инновационные модели решения важнейших проблем мировой экономики и политики, включая торговлю, финансы, стратегическую стабильность, нераспространение оружия массового уничтожения, реформирование системы Организации Объединенных Наций, борьбу с терроризмом, управление изменением климата, регулирование трансграничных миграций и так далее. Таким образом, политический «инвестиционный портфель» группы более чем диверсифицирован, и такая диверсификация повышает шансы на успех как минимум в некоторых из многочисленных реализуемых группой инициатив. Такой «проблемно-ориентированный» подход к сотрудничеству должен помочь перешагнуть через межведомственные перегородки и избежать избыточной бюрократизации, свойственной многим международным организациям.

В том, что касается проблематики развития, БРИКС предсказуемо столкнулась с нелегким выбором между попыткой добиться реформ существующих, в основном ориентированных на Запад, международных экономических и валютно-финансовых институтов и стремлением создать эффективные альтернативы этим институтам под общим зонтиком своей группы.

Судя по тексту декларации, предполагается максимально использовать обе открывающиеся возможности: она призывает к основательным институциональным изменениям в «старых» многосторонних структурах, таких как МВФ или МБРР, и в то же время заявляет о намерении БРИКС и дальше продвигать незападные институциональные альтернативы этим преимущественно западным структурам, такие как Новый банк развития (НБР) и пул условных валютных резервов БРИКС (CRA). Документ, с одной стороны, решительно поддерживает Всемирную торговую организацию (ВТО) как универсальный механизм развития международных экономических связей, но не ограничивается только поддержкой ВТО, а также призывает к дальнейшей либерализации торговли внутри самой группировки БРИКС.

Декларация прямо не критикует торговую или финансовую практику какой-либо конкретной страны или группы стран, но выражает обеспокоенность по поводу «незаконных односторонних принудительных мер», таких как санкции, которые рассматриваются как наносящие ущерб мировой экономике и глобальным целям в области устойчивого развития. В документе делается вывод о том, что подобные меры неизбежно подрывают Устав ООН и многосторонние торговые системы. В таком акценте нет ничего удивительного — большинство стран-членов БРИКС уже являются или могут в любой момент оказаться объектами различных односторонних санкций со стороны Запада. Поэтому идея снижения зависимости от «старых» международных институтов красной нитью проходит через весь текст документа.

Можно предположить, что прийти к общему знаменателю по ситуации в Газе было непросто

Проблемы безопасности остаются очень чувствительным вопросом для большинства стран – членов БРИКС, и этим проблемам в декларации уделено больше всего внимания. Нетрудно догадаться, что по крайней мере в некоторых конфликтных ситуациях члены группы легко могут оказаться по разные стороны баррикад. Судя по тщательно выверенному тексту декларации, те, кто работал над сведением вместе многочисленных вариантов документа, потратили много времени и сил на то, чтобы найти подходящие формулировки для описания многих происходящих в настоящее время кризисов и конфликтов. Например, абзац по Украине получился очень коротким, и содержит он отсылку к позициям, уже высказанным участниками группы при голосовании по Украине в Совете Безопасности и на Генеральной Ассамблее ООН. В нем также утверждается, что мирное урегулирование должно соответствовать принципам и нормам ООН в их совокупности, отдается должное посредническим усилиям и содержится призыв к урегулированию конфликта с помощью диалога и дипломатии.

Можно предположить, что прийти к общему знаменателю по ситуации в Газе было непросто, учитывая очень разные позиции, скажем, Ирана и ОАЭ по Израилю. Заявление о необходимости уважать территориальную целостность Сирии может быть интерпретировано как скрытая критика турецкого военного присутствия в этой стране, которое Дамаск прямо не санкционировал. Вероятно, было легче договориться по менее спорным вопросам, например по продолжающемуся кризису национального строительства в Гаити, и поэтому абзац о Гаити получился относительно длинным и детальным. То же самое относится и к вопросу о международном терроризме, который выглядит довольно подробным; подходы к международному терроризму, по-видимому, с самого начала были у членов группы если не общими, то очень близкими друг к другу.

Группа решила дополнительно обдумать некоторые из наиболее чувствительных или технически сложных вопросов и продолжить их более подробное изучение. К таким вопросам относится, например, исходящее от России предложение по созданию BRICS Clear — системы, предназначенной для торговли ценными бумагами без необходимости сопутствующей конвертации их в доллары. Можно представить, что многие предлагаемые изменения в мировой финансовой системе с использованием технологии блокчейн и цифровых токенов, обеспеченных национальными валютами, которые по идее должны сделать долларовые транзакции в мировой торговле гораздо менее востребованными, будет нелегко продвигать; поэтому они нуждаются в дальнейшем изучении на экспертном уровне.

То же самое касается предложений по модернизации транспортно-логистической инфраструктуры внутри группы БРИКС — с учетом расширения группировки эта задача сегодня выглядит иначе, чем еще год назад. С другой стороны, что-то вроде зерновой биржи на базе БРИКС может быть проще в реализации, потому что в группу БРИКС уже входят некоторые из крупнейших мировых экспортеров и импортеров зерна. Было бы вполне естественно, если бы БРИКС активнее включилась в управление глобальными энергетическими рынками — и тут в группу входит большинство ведущих производителей и потребителей углеводородов в мире.

«Дорога из Казани на латиноамериканский континент обещает быть захватывающей»

В целом декларация говорит о том, что группа БРИКС в расширенном составе готова начать новую главу в своей истории. Очевидно, что БРИКС не антизападный альянс, и группа не стремится к целенаправленному размыванию или разрушению западных институтов — авторы декларации очень тщательно выбирали формулировки, избегая любых оборотов, которые могли бы подвести читателя к мысли о неизбежности острой конфронтации коллективного Запада и остального мира.

БРИКС даже не ставит перед собой цель так или иначе «уравновешивать» Запад. БРИКС никогда не сможет стать каким-то подобием G7, учитывая разнообразие членов БРИКС и отсутствие в группе явного лидера-гегемона. Тем не менее группа способна претендовать и уже открыто претендует на новую, более заметную роль в глобальном управлении, а также в определении параметров нового мирового порядка. Более того, она намерена превратиться в одного из наиболее влиятельных игроков всего глобального Юга, который до сих пор оставался крайне недостаточно представленным в большинстве многосторонних международных институтов.

Есть основания полагать, что Казанская декларация привлечет большое внимание как в политических, так и в академических кругах по всему миру и что она получит свою долю не вполне справедливой критики от скептиков и оппонентов БРИКС. Кто-то скажет, что декларация оказалась слишком общей, слишком двусмысленной и недостаточно сфокусированной на конкретных проблемах. У некоторых возникнет искушение отмахнуться от документа как от очередного списка благих пожеланий. Однако Казанская декларация свидетельствует не только о том, что БРИКС и в расширенном составе способна договариваться по очень большому кругу вопросов, но и о том, что группа в своем развитии штурмует новые рубежи. Следующий, XVII саммит БРИКС состоится в 2025 году в Бразилии, и длинная дорога из Казани на латиноамериканский континент обещает быть по-настоящему захватывающей.

Метки: , ,