Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

НЕРВОЗНОСТЬ ПЕРЕД «СУПЕРФИНАЛОМ»: ВЕРЯТ ЛИ АМЕРИКАНЦЫ В ЧЕСТНОСТЬ СВОИХ ВЫБОРОВ

01.11.2024 – 21:28 Без комментариев

Андрей Шитов

ТАСС

О новом исследовании и о том, чем занята сейчас родня кандидатов в президенты США


“Неважно, кто и как проголосует, важно — кто и как будет считать голоса” — эта сентенция (приписываемая многими Иосифу Сталину) хорошо известна американцам. Она и в целом соответствует их технологичному взгляду на жизнь (преклонение перед буквой закона, привычка задаваться вопросом “как”, а не “зачем”), и особенно актуальна сейчас, когда на очередных президентских выборах в США уже идет досрочное голосование. Это подтверждают и результаты нового опроса вашингтонского социологического центра им. Пью (Pew Research Center), призванного проверить уровень доверия граждан к избирательной системе.

Температура по больнице

Средняя температура по больнице по итогам исследования получилась нормальной. Почти три четверти избирателей в США (73% к 27%) считают, что с организацией и проведением выборов особых проблем не будет. Но распределяется этот оптимизм весьма неравномерно.

Среди сторонников правящей Демократической партии Камалы Харрис (партии «синего осла», по традиционной символике) его разделяют аж 90% опрошенных, а вот в рядах оппозиционной Республиканской партии Дональда Трампа (партии «красного слона») — лишь 57%.  

Организаторы отмечают, что на выборах 2020 года этот разрыв был на треть меньше — 22% против нынешних 33%.  То есть тревожность теперь заметно выше, хотя четыре года назад в разгаре была пандемия COVID-19. 

Тотальное взаимное недоверие

Опрос также прямо подтвердил тотальное недоверие «красных» и «синих» в США друг к другу, а опосредованно — и к выборам, и вообще к политике. В итоговом отчете это не акцентируется, но и не скрывается. В заголовок его вынесен тезис о «разногласиях между избирателями Харрис и Трампа».

Начнем с взаимного недоверия. «И у Харрис, и у Трампа примерно семь из десяти сторонников говорят, что противоположная партия не (курсив в оригинале — прим. авт.) привержена справедливому (fair) проведению выборов», — констатируют вашингтонские социологи. И добавляют, что в обоих лагерях немалая часть избирателей (47% республиканцев и 39% демократов) считают оппонентов «совершенно» (not at all) не нацеленными на честность.

Согласно публикации, «в целом около четверти всех избирателей (27%) считают, что обе партии настроены на справедливые и точные (accurate) выборы; при этом примерно равные доли опрошенных говорят, что на это настроены только Демократическая партия (32%) или только Республиканская (30%). Приблизительно каждый десятый (9%) избиратель говорит, что ни одна из партий не стремится к справедливым и точным выборам». Комментарии, по-моему, излишни.

Хоть заочно, хоть лично

Что касается доверия к системе, в этой сфере тоже, по известной крылатой фразе, «дьявол кроется в деталях». Согласно опросу, «избиратели Харрис и Трампа расходятся во мнениях о том, будут ли точно подсчитаны голоса». Уточняется, что оппозиция «особенно скептически» оценивает шансы на то, что «бюллетени для заочного голосования и голосования по почте будут подсчитаны так, как предполагали избиратели». Среди «синих» в точности таких подсчетов уверены 85%, среди «красных» — лишь 38%.

То есть в надежность заочного и почтового голосования верят менее половины сторонников Трампа и большинство приверженцев Харрис. Соответственно, и использовать почтовые бюллетени собираются лишь 17% первых и 39% вторых. Но в целом это все равно существенная часть электората: около 28%. Напомню, что на «ковидных» выборах в США доля голосования по почте достигала 39%; именно тогда родилась твердая уверенность «красных» в массированных подтасовках.

Кстати, по нынешним временам в разговоре на эту тему нельзя не упомянуть и о защищенности системы от хакерских атак и других технических угроз. 73% сторонников Харрис и 32% трампистов считают такую защиту более-менее надежной. Четыре года назад при правлении республиканцев соотношение было обратным: соответственно 53% и 60%. Так что даже чисто технически каждый больше верит своим.

И дело не только в заочном формате. Согласно опросу, сторонники обеих ведущих партий США в большинстве своем не сомневаются, что при личной явке на участки голоса учитываются правильно. Но при этом среди «избирателей Харрис» 87% «хотя бы отчасти» уверены в том, что людям, не имеющим права голоса (ineligible), проголосовать и не дадут. А вот среди сторонников Трампа в это верят «лишь 30%». То есть у партии власти доверие к системе чуть ли не втрое выше, чем у оппозиции. Результат, по-моему, опять же сам за себя говорит.

А судьи кто?

Наконец, нельзя не сказать и об итоге, который сами организаторы опроса вынесли в подзаголовок. Всего 20% опрошенных «вполне уверены в том, что Верховный суд [США] был бы политически нейтрален, если бы выносил решения по юридическим вопросам, связанным с выборами 2024 года» — скажем, для улаживания «правовых претензий» к итогам голосования.

Даже среди сторонников Трампа в полной беспристрастности высшей судебной инстанции страны уверены, согласно опросу, лишь около трети респондентов (34%). А в стане демократов таких, можно сказать, почти совсем нет (6%).

Для Америки с ее культом верховенства закона ситуация кажется почти невероятной. Но политически она проста до самоочевидности. В составе Верховного суда сейчас работают шестеро консервативных юристов, выдвинутых на эти должности президентами-республиканцами (от Буша-старшего до Трампа), и три дамы — назначенки демократов (Барака Обамы и Байдена). И избиратели убеждены, что судьи в целом придерживаются партийной линии.

Декларативно — закон превыше всего, и горняя блюстительница его Фемида изображается с повязкой на глазах. На деле — закон что дышло…

Исход пока неясен

Конечно, подобные настроения подогревают нервозность перед скорым «суперфиналом». Исход его остается в целом непредсказуемым, хотя косвенные признаки сулят успех «красным».

Харрис ведет себя неуверенно, призывает своих сторонников «не впадать в отчаяние». Хотя даже ее собственное недавнее интервью консервативному телеканалу Fox News было задним числом расценено именно как «жест отчаяния».

По опросам избирателей, кандидаты идут вровень, но это трактуется в пользу Трампа: мол, его реальную поддержку опросы преуменьшают. Букмекеры на политических тотализаторах ставят на его победу, причем с большим отрывом (на сегодняшний день 61,1 к 37,7, по данным портала RCP). Фондовый рынок, по словам таких экспертов, как Стэнли Дракенмиллер, уже закладывает эту победу в свои котировки.

Наконец, меня как журналиста поразило решение калифорнийской газеты The Los Angeles Times нарушить незыблемую традицию и отказать выдвиженке демократов Харрис в поддержке на президентских выборах. Уму непостижимо: в одном из главных оплотов «синих» в США ведущее местное издание не зовет голосовать за политическую союзницу и землячку! Пишут, что на этом настоял владелец газеты, бизнесмен Патрик Сун-Шионг (в традиционной транскрипции Синьсян) — этнический китаец, родившийся и выросший в ЮАР. Трое членов редколлегии газеты, включая редактора редакционной полосы, в знак протеста уволились.

А следом точно такой же финт ушами проделал и еще один рупор демократов — столичная The Washington Post. И тоже по решению владельца — бизнес-магната Джеффа Безоса. Бывший главный редактор WP Марти Бэрон назвал это «трусостью, губящей демократию». Протестно подал в отставку «почетный редактор» газеты Роберт Каган, муж одиозной у нас (помните раздачу «печенек» на Майдане?) Виктории Нуланд.  

Самому мне хочется верить в успех Трампа, но именно поэтому еще раз подчеркну: результат на самом деле может быть любым. Кстати, на мой взгляд, для США нынешние выборы — совсем не эпохальные. Те придут через цикл-другой-третий, когда будет баллотироваться «американский Путин», которому придется реально спасать свою страну. Пока же важны скорее не персоналии, а устойчивость всей системы.

Электоральный календарь

Напоследок — о календарных вешках для ориентации в ближайшем будущем. Итак, день выборов в США — вторник, 5 ноября. Согласно опросу Pew Research, с которого мы начинали, большинство американцев уверены, что победитель станет известен сразу по завершении подсчета голосов. Хотя и тут есть межпартийный зазор: среди сторонников Харрис на столь скорую ясность рассчитывают 85% респондентов, среди трампистов — 58%.

Главный, пожалуй, вопрос для устойчивости системы — признает ли сразу побежденная сторона свое поражение. Пару недель назад тот же Pew Research публиковал отдельное исследование и на эту тему. Тогда опрошенные в соотношении 72% к 27% утверждали, что Харрис не станет оспаривать возможный проигрыш. Про Трампа мнение было обратным, причем с почти таким же перевесом (74% к 24%). Впрочем, на сей счет есть и другие оценки.

Как бы то ни было, согласно справке Национального архива США, дальнейшее утверждение итогов выборов должно проходить по следующему расписанию: к 11 декабря — выпуск сертификатов о результатах голосования за членов коллегии выборщиков в каждом штате отдельно; к 17 декабря — сбор и голосование выборщиков за кандидатов в президенты и вице-президенты США (тоже по штатам); к 25 декабря — доставка отчетов о голосовании выборщиков в Национальный архив США; к 3 января 2025 года — передача отчетов в Сенат и Палату представителей Конгресса США.

Наконец, 6 января Конгресс на совместном заседании обеих палат должен официально подвести итоги голосования коллегии выборщиков и провозгласить имена избранных президента и вице-президента страны. Председательствовать на заседании по должности положено действующему вице-президенту США, то есть Камале Харрис.

Конечно, со стороны это выглядит довольно странно — чем бы ни закончились выборы для нее самой. Если победой, еще куда ни шло: вроде как дополнительный триумф. А если поражением? Позор душераздирающий? Хотя и такие прецеденты известны: в 1961 году так было с вице-президентом Ричардом Никсоном и избранным президентом Джоном Кеннеди, в 2001-м — с вице-президентом Альбертом Гором и избранным президентом Джорджем Бушем — младшим.

Как известно, 6 января 2021 года сторонники Трампа, недовольные его тогдашним поражением, вторгались в Капитолий. В свете этого мероприятия 6 января 2025 года уже объявлены «событием особого значения для национальной безопасности» США и будут проходить под усиленной охраной.

Как, разумеется, и торжественная церемония инаугурации 20 января. Когда избранные президент и вице-президент США будут в полдень приведены к присяге и станут действующими руководителями страны.

Метки: , , ,