Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

ЯДЕРНЫЙ ТРАМП

25.11.2024 – 21:37 Комментарии

Владимир Овчинский

Завтра

«Хрен редьки не слаще»


Байден в последний год правления значительно увеличил ядерный бюджет США. А своей «поддержкой» Украины поставил мир на грань ядерной войны.

Но не следует думать, что «миротворец» Трамп, после инаугурации изменит ситуацию с американской ядерной политикой.

Джо Сиринсионе в статье в Bulletin of the Atomic Scientists «У Трампа есть стратегический план для страны: подготовка к ядерной войне» (02.07.2024) пишет:

«У президента Джо Байдена ужасная ядерная политика. У переизбранного президента Дональда Трампа она была бы намного хуже.

«Байден одобрил самые большие бюджеты на ядерное оружие со времен Холодной войны, отложил, а затем упустил свой шанс сдержать ядерную программу Ирана и, по-видимому, не имеет политики по сдерживанию ракет и оружия Северной Кореи. Но переизбранный Трамп уничтожил бы то, что осталось от глобального режима контроля над вооружениями, и, вероятно, спровоцировал бы новые ядерные оружейные программы в большем количестве других стран, чем мы когда-либо видели с начала 1960-х годов».

Ядерная политика Трампа полностью изложена в новом консервативном манифесте «Проект 2025», коалиции из более чем 100 крайне правых групп во главе с Heritage Foundation, которая широко рассматривается как шаблон для администрации Трампа 2.0.

В ядерной сфере реализация «Проекта 2025» означает самое драматическое наращивание ядерного оружия с начала правления администрации Рейгана, около четырех десятилетий назад. «Проект 2025» направлен на значительное увеличение бюджетов и развертываний ядерного оружия и связанных с ним программ и уничтожение оставшихся соглашений о контроле над вооружениями, в результате резко увеличит риски ядерной конфронтации.

В сжатой форме «Проект 2025» предлагает, чтобы вторая администрация Трампа:

Отдала приоритет программам создания ядерного оружия по сравнению с другими программами безопасности;

Ускорила разработку и производство всех программ ядерного оружия;

Отвергла любые попытки Конгресса найти более экономически эффективные альтернативы текущим планам;

Увеличила финансирование разработки и производства новых и модернизированных ядерных боеголовок, включая B61-12, W80-4, W87-1 Mod и W88 Alt 370;

Разработала новую крылатую ракету морского базирования с ядерной боеголовкой (хотя ни администрация, ни ВМС не запрашивали такое оружие, и ВМС не принимали на вооружение этот тип оружия с тех пор, как президент Джордж Буш-старший снял его с вооружения в 1991 году);

Увеличила количество ядерного оружия сверх действующих договорных ограничений и программных целей, включая закупку большего количества межконтинентальных баллистических ракет (МБР), чем планируется в настоящее время;

Расширила возможности комплекса по производству оружия Национального управления по ядерной безопасности, в том числе значительно увеличила бюджеты, отказалась от программ по созданию неядерного оружия в национальных лабораториях (например, тех, которые посвящены климатическому кризису);

Ускорила производство плутониевых сердечников, которые являются основой ядерного оружия;

Готовилась к испытаниям нового ядерного оружия, несмотря на то, что Соединенные Штаты подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, запрещающий такие испытания, и не проводили полномасштабных испытаний ядерного устройства с 1992 года;

Отвергнула действующие договоры о контроле над вооружениями, которые авторы «Проекта 2025» считают «противоречащими цели укрепления ядерного сдерживания», и «готовиться к конкуренции в целях обеспечения интересов США, если усилия по контролю над вооружениями продолжат терпеть неудачу»;

Радикально расширила текущие национальные программы противоракетной обороны, включая развертывание направленного энергетического и космического оружия (или, как говорится в докладе: «Отказалась от существующей политики не защищать свою страну от российских и китайских баллистических ракет»);

Инвестировала в масштабную, непроверенную «крылатую ракетную оборону страны»;

Ускорила все программы противоракетной обороны, как национальные, так и региональные.

Эти предложения добавят новое оружие к уже обширному ядерному арсеналу. В случае реализации эти новые и расширенные программы ускорят гонку ядерных вооружений, в которую уже вовлечены Соединенные Штаты, и поощрят расширение — или инициирование — новых программ по созданию ядерного оружия в других странах по всему миру.

При этом авторы «Проекта 2025» знают, что бюджетный запрос президента Джо Байдена на 2025 финансовый год в размере 70 миллиардов долларов уже является самым большим, что страна потратит на ядерное оружие со времен Холодной войны.

При Трампе (в первый президентский срок), а теперь и при Байдене, Соединенные Штаты занялись масштабной заменой почти всех существующих систем ядерного оружия, включая новое поколение стратегических бомбардировщиков (B-21), стратегические ракетные подводные лодки (класс Columbia), межконтинентальные баллистические ракеты (Sentinel), несколько новых программ по боеголовкам и разработку нового ядерного оружия, включая меньшие, «более пригодные к использованию» ядерные боеголовки и крылатые ракеты воздушного базирования.

Бюджетное управление Конгресса оценивает, что планируемые в настоящее время программы ядерного оружия обойдутся в 750 миллиардов долларов в течение следующего десятилетия. И расходы будут расти с каждым годом: запрошенные Байденом 70 миллиардов долларов на следующий бюджет на 22 процента больше, чем в прошлом году. Общая стоимость программ приблизится к 2 триллионам долларов. И это еще не все. Администрация Байдена также запросила 30 миллиардов долларов на 2025 финансовый год на программы противоракетной обороны, большая часть которых будет направлена ​​на оружие, предназначенное для перехвата ракет большой дальности с ядерным вооружением.

Политические рекомендации, сделанные в «Проекте 2025», существенно увеличат эти расходы. В отличие от других обобщенных призывов к большему количеству оружия, авторы документа разработали подробный план того, как реализовать свое апокалиптическое видение и минимизировать любое сопротивление. Это гораздо более конкретный план, чем любой другой до него, и более проработанный, чем что-либо, что группы, пытающиеся спасти то, что осталось от глобального режима контроля над вооружениями, когда-либо пытались сделать .

В марте 2024 года Heritage Foundation подробно описал шаги, необходимые для реализации этих предложений, обратившись к президенту с просьбой «оживить стратегический арсенал США».

Авторы предлагают, чтобы следующий президент США — имея в виду Дональда Трампа, сразу после инаугурации должен:

Выступить с важной речью, чтобы «донести до американского народа, что ядерное оружие является главным гарантом его свободы и процветания»;

Поручить Национальному управлению по ядерной безопасности (NNSA), которое отвечает за производство всех расщепляющихся материалов для ядерного оружия и изготовление всех боеголовок, проводить ежемесячные брифинги в Овальном кабинете и представлять свои бюджеты отдельно от Министерства энергетики, в состав которого входит данное агентство;

Поручить Управлению по управлению и бюджету представить Конгрессу дополнительный бюджетный запрос для ускорения ключевых проектов NNSA и систем доставки ядерного оружия Министерства обороны (ракеты, бомбардировщики и подводные лодки);

Увеличить количество развернутых ядерных боеголовок, дав указание разместить несколько боеголовок на каждой из развернутых в настоящее время межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III (Каждая ракета в текущем парке из 400 МБР несет одну боеголовку. Согласно этому плану, следующий президент прикажет каждой ракете развернуть несколько боеголовок к 2026 году. Новая заменяющая МБР Sentinel также будет иметь несколько боеголовок);

Руководить производством и развертыванием новых типов ядерного оружия, включая крылатые ракеты морского базирования (SLCM-N), а также установкой ядерных боеголовок на армейских ракетах наземного базирования (Обе возможности были ликвидированы президентом Джорджем Бушем-старшим в 1991 году);

Добавить ядерные возможности нескольким гиперзвуковым системам, которые в настоящее время разрабатываются как неядерные ракеты;

Дать указание ВВС изучить возможность создания дорожно-мобильной версии МБР Sentinel (Президент Рейган исследовал такую ​​программу в начале 1980-х годов и нашел ее крайне спорной, дорогостоящей и непрактичной);

Руководить расширением и усилением ядерного потенциала США по всему миру, в том числе путем предварительного размещения ядерных бомб и самолетов в Европе и Азии (В настоящее время Соединенные Штаты размещают 100 ядерных бомб за рубежом на пяти базах в странах НАТО в Европе);

Дать указание NNSA «перейти на военные рельсы», включая расширение и строительство объектов по производству плутония и плутониевых сердечников для ядерного оружия.

Если эти рекомендации будут реализованы, они приведут к резкому снижению безопасности американцев и резкому увеличению риска региональных и глобальных конфликтов. Как минимум, предлагаемые программы взорвут государственный долг. При оборонном бюджете в размере 850 миллиардов долларов на 2025 финансовый год и бюджете на ядерное оружие и связанные с ним программы в размере более 100 миллиардов долларов эти новые проекты могут добавить сотни миллиардов долларов к расходам на разработку, производство и развертывание оружия. Фонд Heritage Foundation оценивает, что эти дополнительные программы будут стоить «десятки миллиардов». Но это, по мнению автора публикации, грубая недооценка.

Существующий стратегический арсенал США уже превышает то, что требуется для любой мыслимой ядерной миссии. В настоящее время Соединенные Штаты поддерживают запас из примерно 3708 ядерных боеголовок для доставки ракетами и самолетами. Из них примерно 1770 боеголовок развернуты и готовы к использованию в течение нескольких минут после приказа о запуске. Остальная часть оперативного запаса (1938 боеголовок) хранится в резерве для потенциального использования. Кроме того, Соединенные Штаты имеют примерно 1336 выведенных из эксплуатации, неповрежденных боеголовок на хранении, ожидающих демонтажа. Взрывная мощность большинства из этих видов оружия в 10-30 раз больше, чем у бомб, уничтоживших Хиросиму и Нагасаки.

Чтобы оценить мощь этого арсенала, один город, уничтоженный всего одним ядерным оружием, был бы уровнем разрушений, невиданным со времен Второй мировой войны. Десять единиц оружия, сжигающих 10 городов, стали бы беспрецедентной катастрофой в истории человечества. Сотня таких единиц оружия уничтожила бы не только целую страну, но и, вероятно, вызвала бы ядерную зиму и последующий голод, который мог бы уничтожить практически все человеческие цивилизации — даже те, которые находятся далеко от конфликта.

Увеличение арсенала США в масштабах, рекомендованных «Проектом 2025», заставит конкурирующие страны, включая Россию, Китай, Иран и Северную Корею, увеличить свои оборонные бюджеты, планы ведения войны, а также разработки и развертывания ядерного оружия, чтобы соответствовать тому, что они будут считать растущей угрозой со стороны Соединенных Штатов. Союзные страны также будут вовлечены в конкуренцию, подпитывая уже существующую гонку ядерных вооружений: Япония, Южная Корея и даже Германия могут быть вытеснены за ядерную линию.

Это было бы непреднамеренным последствием развязанной ядерной модернизации. В то время как каждое ядерное государство рассматривает свои программы как оборонительные, их противники видят в них наступательные программы, стремящиеся к военному преимуществу. Каждый шаг порождает ответный шаг. Каждая страна считает, что она отвечает другой. Вот как дилемма безопасности развивалась со времен Второй мировой войны. Но рекомендации «Проекта 2025» идут на шаг дальше: они основаны на убеждении, что Соединенные Штаты выиграют любое соревнование по вооружениям за счет превосходящих технологий, ресурсов и политической воли.

В 2019 году бывший переговорщик президента Трампа по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли сказал: «Мы знаем, как выиграть эти гонки, и мы знаем, как довести противника до небытия. Если придется, мы это сделаем».

Однако такие программы еще больше ослабят ядерные барьеры, которые уже подорваны выходами из основных соглашений по контролю над вооружениями, включая, что наиболее важно, выход Трампа из Совместного всеобъемлющего плана действий, который сократил, сдержал и контролировал иранскую ядерную программу, а также его повторный выход из Соглашения Рейгана о ракетах средней и меньшей дальности, которое ликвидировало большую часть ядерного оружия, развернутого Соединенными Штатами и Россией в Европе.

Эрозия режима контроля над вооружениями и нераспространения не является недостатком предложений. Это одна из его центральных целей. Авторы «Проекта 2025» полагают, что контроль над вооружениями провалился, и что договоры, заключенные как с союзниками, так и с соперниками, ослабляют американцев, а не защищают их.

Важно отметить, что эти предлагаемые программы и мероприятия почти наверняка заставят Соединенные Штаты отказаться от своего обязательства не испытывать ядерное оружие в соответствии с Договором о всеобъемлющем запрещении испытаний 1996 года. Если Соединенные Штаты проведут новые ядерные испытания, другие страны почти немедленно последуют их примеру, подлив еще больше масла в ядерный огонь.

В совокупности политика и программы, пропагандируемые «Проектом 2025», подтолкнут Соединенные Штаты к пропасти дорогостоящей, опасной и дестабилизирующей ядерной конфронтации — нечто, невиданное со времен самых мрачных дней холодной войны.

Автор книг о ядерной гонке вооружений Том З. Коллина в статье в The National Interest «Что бы сделал Дональд Трамп в отношении ядерного оружия?» (01.08.2024) пишет, что Дональд Трамп в ходе выборной компании мало говорил о том, что он может сделать в отношении политики ядерного оружия, если вернётся в Белый дом.

В своей речи на съезде Республиканской партии Трамп высказал только одно чёткое предложение, связанное с ядерной политикой: «Мы пополним наши вооруженные силы и построим систему противоракетной обороны «Железный купол», чтобы гарантировать, что ни один враг не сможет нанести удар по нашей родине». Если не вдаваться в подробности, это выглядит как возврат к предложению бывшего президента Рональда Рейгана 1983 года — называемому Стратегической оборонной инициативой (СОИ) и высмеиваемому как «Звездные войны» — о создании системы космических и наземных перехватчиков, чтобы сделать ядерное оружие «бессильным и устаревшим». Это было сделано для отличных лозунгов, но, считает Коллина, спустя сорок лет и около 400 миллиардов долларов технология все еще не соответствует вызову. «Система «Железный купол» Израиля имела успех, потому что у нее ограниченная миссия: защищать небольшую страну (размером с Нью-Джерси) от ракет малой дальности. Но если вы попытаетесь масштабировать это и покрыть страну размером с Соединенные Штаты от сотен российских и китайских ракет большой дальности, это просто не сработает».

Роберт О’Брайен, последний советник Трампа по национальной безопасности (2019-2021), написал статью в Foreign Affairs (июль 2024 г.), призывающую Соединенные Штаты «сохранять техническое и численное превосходство над объединенными ядерными арсеналами Китая и России». Идея, популярная среди консерваторов в Heritage Foundation и авторов «Проекта 2025», включая Кристофера Миллера, последнего министра обороны Трампа, заключается в том, что Вашингтону нужно иметь больше ядерного оружия, чем у Москвы и Пекина вместе взятых.

«Угадайте, — пишет Коллина, — что сделают Москва и Пекин, если Вашингтон внезапно создаст больше бомб? Они сделают то же самое, и нам будет хуже, поскольку теперь мы окажемся в центре гонки за все более смертоносное ядерное оружие».

Наращивание вооружений США обречет на провал любые шансы на спасение процесса сокращения вооружений между США и Россией. Последний оставшийся договор, Новый СНВ, истекает в 2026 году, и если мы не заменим его, то впервые за пятьдесят лет не будет никаких правовых ограничений на боеголовки США и России.

В той же статье бывший советник по национальной безопасности О’Брайен также пишет, что «Вашингтон должен впервые с 1992 года провести испытания нового ядерного оружия на надежность и безопасность в реальном мире, а не просто с помощью компьютерных моделей». Соединенные Штаты прекратили ядерные испытания три десятилетия назад (при президенте Джордже Буше-старшем), а затем в 1996 году подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, запретив все ядерные испытания.

«Вашингтон провел больше ядерных испытаний ( 1030 ), чем все остальные страны вместе взятые. Пока Соединенные Штаты не разрабатывают новые типы ядерного оружия, им нет необходимости проводить испытания. Но если мы возобновим испытания, другие страны тоже это сделают, например, Россия и Китай, а Пекин провел всего 45 испытаний. Представьте, сколько всего может узнать Китай, если Трамп даст ему повод возобновить испытания? Единственное государство в мире сегодня, которое все еще проводит ядерные испытания в Северной Корее (6 испытаний). Мы должны оказывать давление на Пхеньян, чтобы он прекратил, а не открывать этот ящик Пандоры».

«При Трампе мы можем увидеть миллиарды, потраченные на неэффективную дальнюю противоракетную оборону, конец контроля над вооружениями, начало новой гонки ядерных вооружений и новые ядерные испытания. Все это сделает мир более опасным местом и увеличит риск ядерного конфликта», — заключает Том З. Коллина.

***

«Хрен редьки не слаще», — гласит русская пословица.

19 ноября Владимир Путин утвердил Основы государственной политики в области ядерного сдерживания. Среди прочего в документе сказано, что Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на использование против нее или ее союзников оружия массового поражения. Также отмечается, что агрессия против Москвы или ее союзников со стороны неядерного государства при поддержке ядерного рассматривается как совместное нападение.

Еще не ушедший Байден и приходящий Трамп должны внимательно изучить этот документ.

Метки: , , , , ,