Ярослав Лисоволик: Вся власть талантам
Ключевым вызовом для российского экономического развития является дефицит доверия — как со стороны широких слоев российского населения, так и со стороны отечественных и зарубежных инвесторов. Во многом дефицит доверия — отражение ошибок экономической политики 90-х годов, которые усиливались потерями населения от пирамидных схем, банковских кризисов, девальвации рубля и дефолта 1998 года, едва ли найдется много в мире стран, где население столь часто испытывало поистине шоковые потери своих сбережений и благосостояния.
В экономической теории фактор доверия и ожиданий со стороны экономических субъектов играет ключевую роль в таких сферах, как инвестиционная активность, развитие банковского сектора, динамика финансовых рынков, потребительская и предпринимательская уверенность. В этом отношении для России успешность модернизации во многом будет зависеть от способности российских властей преодолеть дефицит доверия, от возможности приобщить широкие слои населения к видению долгосрочных приоритетов российской политики.
Сопричастность и доверие со стороны широких слоев населения могут основываться только на модернизации, в основе которой главным приоритетом является совершенствование жизни человека, развитие человеческого капитала. В это понятие входит не только набор навыков и знаний трудовых ресурсов, но и производительность, энергия, креативность населения, его потенциал в области инноваций и предпринимательства. Ключевым фактором совершенствования человеческого капитала является улучшение образования, но также и здравоохранения и системы социального обеспечения. Совершенствование человеческого капитала как лейтмотив модернизации понятно и близко широким слоям населения и может служить основой для консолидации общества для проведения модернизации.
Первоочередное совершенствование человеческого капитала может в дальнейшем облегчить создание институтов, необходимых для инвестиционного рывка. Развитие человеческого капитала на ранних стадиях модернизации может снизить потери от коррупции и неэффективности государственного сектора, что расширит возможности государства по увеличению инвестиций в инфраструктуру.
Модернизация, которая делает ставку на развитие человеческого капитала, в значительно большей степени достойна эпитета «модернизация с человеческим лицом», нежели затратная модернизация инфраструктуры, которая осуществляется в институциональном вакууме с высокими потерями для общества и экономической эффективности.
На сегодняшний день по уровню развития человеческого капитала Россия заметно отстает от развитых стран, однако является лидером среди многих развивающихся рынков, в том числе среди стран БРИКС. В одном из исследований, проведенных Лейфом Эдвинссоном и Еюн Лин, было произведено ранжирование 40 развитых и развивающихся стран по уровню интеллектуального капитала, который в свою очередь состоит из таких компонентов, как индекс человеческого капитала, индекс развития рынков, индекс финансового развития, индекс инновационности и институтов, поддерживающих знания и инновации.
Для определения человеческого капитала используются 15 различных индикаторов, в том числе уровень образования населения, расходы на образование, уровень распространения интернета и информационных технологий и т.д. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что по уровню человеческого капитала Россия занимает 30-е место из 40, отставая от стран Центральной и Восточной Европы (Чехия занимает 29-е место, Польша на 26-м месте).
Наиболее впечатляющие меры в области совершенствования человеческого капитала принимает сегодня Китай. В процессе переключения скоростей и поиска новой модели экономического роста КНР, судя по всему, начинает ориентироваться именно на качественные составляющие роста, при этом ставка делается прежде всего на развитие человеческого капитала. В 2008 году пекинским правительством была принята программа «Тысяча талантов», направленная на привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа в инновационные проекты на территории Китая.
В рамках этой программы высококвалифицированным специалистам предоставляется льготный режим в сфере налогообложения, визового оформления, медицинского обслуживания и страхования. Промежуточным результатом плана «Тысяча талантов» стало привлечение более 3,3 тыс. специалистов, при этом десятки тысяч квалифицированных кадров стали сотрудничать с Китаем в рамках других проектов (программ). За последние десять лет количество студентов в возрасте от 18 до 22 лет в китайских вузах возросло почти в три раза. В 2011 году их доля в данной возрастной группе составила 27%. В КНР также был создан своего рода авангард специалистов, задействованных в НИОКР, численностью более 1,6 млн.
Всего за период с 2010 по 2020 год Китай планирует расширить пул талантливых специалистов с 114 млн до 180 млн человек.
На уровне компаний планируется создать около 1 тыс. центров повышения квалификации до 2020 года.
Конкуренция за человеческий капитал в мировой экономике обостряется, и для России это является важнейшим вызовом. Несмотря на преимущества приоритетного развития человеческого капитала, данный путь проведения модернизации может создать для России не только возможности, но и определенные риски. Прежде всего, при отсутствии социальной инфраструктуры вложения в высокоспециализированных специалистов могут в дальнейшем привести к их потере и оттоку человеческого капитала из России. В этом отношении крайне важно не просто создавать и привлекать высококлассных специалистов, а обладать инфраструктурой для их развития и удержания в России.
Необходимо также создать систему мониторинга, развития и вовлечения человеческого капитала, что предполагает работу с ним не только внутри страны, но и за рубежом. Человеческий и финансовый ресурс российской диаспоры, которая, по данным МИДа, составляет до 30 млн человек и является одной из самых «высокотехнологичных» в мире, должен быть в максимальной степени задействован в процессе модернизации российской экономики.
Важность создания инфраструктуры человеческого капитала демонстрируют сегодня как самые успешные азиатские страны с точки зрения темпов экономического роста, так и европейские государства, продолжающие борьбу с рецессией и экономическим кризисом.