Сергей Цыпляев: Способность к самоорганизации и другие качества «нового» человека
Сергей Цыпляев, президент фонда «Республика»
Из образовательных учреждений выходят люди, которые являются узкими специалистами для работы опять же в индустриальном укладе, но они не могут самоорганизоваться и создать что-то достойное.
Способность к самоорганизации
В России вообще есть все – земля, ископаемые, вода, образованное, достаточно работящее население. Результат никого не устраивает. Как так получается? Выясняется, что проблема совершенно в другом лежит – в низкой способности нации к самоорганизации. Если этого ключевого качества у людей не возникает, способность самоорганизоваться, то, грубо говоря, ничего не сделать. Это способность самостоятельно ставить цели, находить ресурсы, организовать коллективные действия, достичь результата. Наш весь разговор это то, как мы подготовим специалиста, который придет на какое-то действующее предприятие. А кто его создаст? Кто его организует? Выясняется, что организовать некому.
Наши лучшие люди уезжают на Запад, встраиваются и показывают прекрасные результаты. Да, они используют структуру, созданную другими народами. А собственный человеческий муравейник сложить не удается. Поэтому, если даже самое прекрасное образование будет готовить прекрасных специалистов, они будут просто уезжать туда, где они смогут использовать свои возможности.
«если даже самое прекрасное образование будет готовить прекрасных специалистов, они будут просто уезжать туда, где они смогут использовать свои возможности»
По существу образования
Сейчас опять говорится про знания. Оно очень сильно ориентирована на знания, набивание человека ворохом информации для игры в «Что? Где? Когда?». Хуже обстоят дела с компетенциями и навыками. Люди выходят, не умея делать какие-то простые вещи. Совсем плохо обстоят дела с социализацией. Школа практически не готовят людей к жизни в обществе. Нет дебатов, где люди занимают разные точки зрения. Нет совместных проектов, нет командной игры, нет освоения социальных ролей. В результате из образовательных учреждений выходят люди, которые являются узкими специалистами для работы опять же в индустриальном укладе, но они не могут самоорганизоваться и создать что-то достойное. По существу мы видим, что используется только одна социальная технология – вождь и племя. Другую мы никак не можем освоить.
Нам не создать ни одной демократической партии, ни одной самоорганизующейся структуры среди интеллигенции. У нас что ни творческий союз, то та же самая система – вечно несменяемый вождь и племя, которое должно выполнять все эти вещи. Поэтому система образования в этом смысле совершенно не работает на создание самоорганизующегося человеческого потенциала. Поэтому социализация – это один из ключевых ориентиров для работы в школе и в вузе. Нужна поддержка общественной активности. Оттуда и идут навыки коллективного действия, всевозможные студенческие, школьные группы, объединения. У нас государство кошмарит общественные организации, обзывает их иностранными агентами и считает, что должно быть абсолютно чисто зачищенное поле.
«По существу мы видим, что используется только одна социальная технология – вождь и племя. Другую мы никак не можем освоить»
Развитие самоуправления и умение быть предпринимателем
Найти ресурсы, применить навыки. Это умение закладывается школой самоорганизации. Самоуправление лежит в основе школы самоорганизации.
Такая компетенция, как умение быть предпринимателем тоже важна в современном мире. Это ключевая вещь, без этого ничего не создать. Страна рассматривает предпринимателя как преступника, временно гуляющего на свободе. Последняя инновация партии «Справедливая Россия»: «если предприниматель сидит в тюрьме и не расплатился, то деньги можно будет взять с родственников». То есть, предприниматель рассматривается в данном случае как террорист. Вот это, собственно говоря, красноречиво показывает отношение государства к предпринимателю. Пока предпринимательское искусство, талант не будет рассматриваться на уровне приблизительно близком к воинской доблести, предпринимательской доблести (но не ниже воинской) в обществе, я думаю, тяжело будет что-то создавать.
Третий тезис короткий. Звучит так. Для того чтобы выращивать, надо будет где-то брать лидеров созидания, а не лидеров разрушения. Для этого нужно запускать всю конкурентную систему политических выборов начиная с местного самоуправления и до самого верха. Это мажоритарные выборы, это выборы всевозможных персональных глав исполнительной власти. Потому что в противном случае у нас не будет никаких лидеров-управленцев ни в экономическом, ни в политическом смысле.
«Мы два дня обсуждаем человеческие потенциалы. Но мы умудрились это проговорить, ни разу не употребив слово «свобода». Но в постиндустриальное общество без свободы вообще войти невозможно»
И еще один момент. Мы два дня обсуждаем человеческие потенциалы. Но мы умудрились это проговорить, ни разу не употребив слово «свобода». Но в постиндустриальное общество без свободы вообще войти невозможно. Это тот ингредиент, который позволяет двигаться дальше. Иначе вы будете оставаться на непонятно какой фазе.
Мне как в прошлой жизни ученому секретарю самого большого оборонного НИИ страны (Государственного оптического института) было интересно слушать, как обсуждают оборонные вопросы представители гуманитарной сферы. Нам рассказывали про невероятные прорывные технологии в оборонке несколько лет представители гуманитарных наук. Дело в том, что оборонная сфера была жутко затратная, постоянно работавшая с теми достижениями, которые приходили с той стороны (с Запада). Мы вынуждены были вести больше в пять раз пусков космических ракет, потому что наши спутники в космосе не выживали, потому что мы не могли сделать микросхему, которая жила бы в космосе столько времени, сколько делали проклятые японцы. И весь остальной оборонный комплекс вынужден был зашарашивать безумные деньги в этом направлении.
Индустриализация, проведенная по военному руслу вместо гражданского, была стратегической ошибкой. Мировая революция не наступила. Армагеддона и войны нет. Развалился оборонный комплекс, выяснилось, что у нас вообще нет индустрии – ни утюг не сделать, ни холодильник, ни машину… Мы провалились в сырьевой уклад, и сейчас нам предлагается пройти еще раз этой дорогой. Результат будет еще более разрушительным.
Товарищи гуманитарии, посоветуйтесь с теми, кто вышел из оборонного комплекса. До добра вы нас не доведете.
Материалы по теме
One Comment »
Оставить комментарий!
Здравствуйте.Всегда с интересом вас слушаю.Скажите почему Европа после разоблачений Сноудена,воспринимает нас как малышей плохишей,почему нас не слышат,почему Америка имеет такое влияние