Игорь Иванов: Украинский кризис и международная дипломатия
Президент Российского совета по международным делам и экс-глава МИД РФ Игорь Иванов напомнил “Ъ” о юбилее Трехстороннего заявления президентов России, Украины и США, подписанного в 1994 году.
Бурные события последнего времени на Украине и вокруг нее как-то заслонили один важный юбилей, связанный с этой страной.
20 лет назад, в самом начале 1994 года, президенты России, США и Украины выступили с совместным Заявлением, определившим будущий безъядерный статус украинского государства. Помимо вопросов, непосредственно касающихся ядерного разоружения, в заявлении были зафиксированы принципы, на которых должны строиться отношения между тремя странами: уважение к независимости, суверенитету и территориальной целостности каждого из партнеров. Россия и США взяли на себя обязательства не только «воздерживаться от угрозы силой или ее применения» в отношении Украины, но и «воздерживаться от экономического принуждения», направленного на получение каких бы то ни было односторонних преимуществ.
Это Заявление вызвало единодушное одобрение не только в наших трех странах, но и во всей Европе. И не только потому, что его подписание стало важным вкладом в укрепление режима нераспространения ядерного оружия, но и потому, что это заявление зародило надежды на отход от норм и правил холодной войны, на отказ рассматривать европейскую политику как «игру с нулевой суммой». Более того, многие политики и эксперты не без основания рассчитывали, что столь крупная совместная акция в ядерной области даст импульс формированию принципиально новой системы евроатлантической безопасности — неделимой и равной для всех.
К сожалению, за 20 прошедших лет новая система безопасности так и не была создана, а нормы и правила холодной войны оказались на редкость живучи. Мы видим это на примере Украины.
Да, нынешний кризис отличается от ситуации 1994 года: он имеет иной характер и вызван другими причинами. Но угрозы безопасности — и для Украины, и для окружающих ее стран — в случае дальнейшей эскалации кризиса, пожалуй, не менее серьезные, чем были два десятилетия назад. Логика и здравый смысл подсказывают, что Россия, Европейский союз и США должны действовать вместе — не только во имя гуманизма и сострадания, но и руководствуясь собственными национальными интересами. Еще не поздно вернуться на ту дорогу, по которой мы сделали первые шаги 20 лет назад. На кону не только судьба Украины и украинского народа, но и наша общая уверенность в завтрашнем дне.
Материалы по теме
One Comment »
Оставить комментарий!
Живучесть «холодной войны» во многом зависит не только от того, что на ней сформировались два или три поколения политиков. Изначально она целиком была направлена против СССР и восточноевропейских стран, но со временем ее методы, формы, подходы и задачи получили более универсальный характер. Не секрет, что в наши дни основными промоутерами этой линии выступают США и их лоббисты в ЕС и НАТО. Действительно, зачем отказываться от политической линии, приведшей к распаду СССР и закреплению США в качестве политического и экономического локомотива западного мира?
В наши дни, как и в конце 40-х годов прошлого века, острие этой политики формально вроде бы направлено против России и ее ближайших союзников. Но это только на первый взгляд. В действительности же она в большей степени «адресована» ЕС и, прежде всего, руководителям «старой» Европы. Сегодня, как и более полувека тому назад, приемы «холодной войны» помогают США сохранить за собой роль политического лидера в западном мире. Втягивая под разными предлогами европейцев в конфронтацию с Россией, американцы стремятся таким путем не допустить «излишней» нормализации отношений между нашей страной и Европейским Союзом, что политически ослабляет обе стороны и имеет также очевидные негативные экономические последствия.
Линия на конфронтацию между ЕС и Россией весьма неоднозначно воспринимается европейскими политиками, усиливает внутренние противоречия в Европейском Союзе, что также выгодно Соединенным Штатам, рассматривающими ЕС не только в качестве своего основного стратегического партнера, но и серьезного политического и экономического конкурента.
Сохранение духа «холодной войны» в международных отношениях жизненно необходимо НАТО для физического сохранения этой структуры. Американцы и здесь решают свои проблемы безопасности за счет Европы, размещая на ее территории новые ракетные комплексы, направленные против России, побуждая таким путем нашу страну к ответным мерам, втягивая ее в гонку вооружений и отвлекая значительную часть ракетно-ядерного потенциала с американского вектора на европейский.
Таким образом, в ближайшей перспективе представляется маловероятным отход от логики «холодной войны» в международных отношениях. Измениться ситуация может в случае прихода к власти в Западной Европе более независимых от США политических лидеров. Свое слово может сказать и появление у нас новых военных технологий, способных нанести США неприемлемый упреждающий удар, минуя противоракетные комплексы на территории европейских стран. Именно такая политика позволила в свое время побудить американцев к реальным переговорам по сокращению ракетно-ядерного потенциала. Но это опять же движение в логике «холодной войны». В политике умножение «минус» на «минус» может дать плюс. Хорошо бы при этом наша Старушка-Земля не развалилась на части.