Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

ЧТО ТАКОЕ МНОГОСТОРОННОСТЬ «ПО-АМЕРИКАНСКИ»?

17.03.2021 – 00:05 2 комментария

Андрей Кортунов

Российский Совет по международным делам

Нынешний кризис наглядно продемонстрировал всю хрупкость и ненадежность существующего миропорядка


В прошлом году мне довелось изложить на сайте РСМД основные положения работы о многополярности известного немецкого теоретика международных отношений профессора Ганса Мауля. В этом эссе выделялись три модели и, соответственно, три уровня многосторонности — начиная от базового, формально-юридического, и завершая продвинутым, предполагающим совместную работу трех и более игроков по повышению эффективности глобального и регионального управления.

Взгляды Г. Мауля, как представляется, можно считать вполне адекватной иллюстрацией уже сложившейся европейской и, в частности, немецкой традиции анализа сложного и многогранного явления многосторонности. Естественно, хотелось найти сопоставимую работу и с другого берега Атлантики, чтобы получить возможность сравнить европейский и американский подходы к многосторонности. Ждать пришлось почти год, и вот, наконец, в феврале 2021 г. вашингтонский Институт Брукингса в лице директора Центра Соединенных Штатов и Европы и старшего научного сотрудника Института Томаса Райта (Thomas Wright) опубликовал доклад «Продвигая многосторонность в век популизма».

Хотя нет уверенности в том, что Томас Райт читал работу Ганса Мауля (во всяком случае, она не цитируется в докладе), сравнение двух взглядов на многосторонность представляет несомненный интерес. Тем более, что при администрации Джозефа Байдена понятие многосторонности вновь входит в моду в американском внешнеполитическом истеблишменте, а роль Институт Брукингса как источника идей и предложений для Белого дома и Государственного департамента вновь начинает усиливаться.

Отметим сразу, что американский автор существенно уступает своему европейскому коллеге по глубине проработки теоретических аспектов многосторонности. В докладе Брукингса нет попыток дать определение многосторонности, тем более — выявить различные уровни многосторонней практики в мировой политике. Автор начинает свою работу с перечисления современных вызовов многосторонней практике. Из этих вызовов Т. Райт делает акцент на двух. Во-первых, в последние годы наблюдается нарастание односторонности и национализма во внешней политике Китая, что становится серьезным препятствием для формирования мирового порядка, «основанного на правилах». Во-вторых, даже с учетом поражения Дональда Трампа на выборах в ноябре 2020 г., в Республиканской партии США сохраняется глубокое недоверие к многосторонним механизмам, процедурам и практикам.

Эти два вызова дополняются и другими переменами в мировой политике, препятствующими развитию многосторонности. Односторонние подходы становятся все более характерными для крупных стран глобального Юга — таких как Индия и Бразилия. Даже в Европейском союзе принцип многосторонности все чаще становятся предметом критики, примером чего может случить неоднозначное отношение в Европе к Глобальному договору о миграции (Global Compact for Migration). Скептическое отношение к многосторонности распространяется как на сферу безопасности, так и на сферу развития и, в случае сохранения нынешних тенденций, способно привести ко многим негативным последствиям для стабильности международной системы.

По мнению Т. Райта, исторически современная многосторонность была западным изобретением, сделанным на ранних стадиях «холодной войны» и лишь в отдельных случаях выборочно распространявшимся на отношения с Советским Союзом. После завершения «холодной войны» появились надежды на то, что бывшие противники смогут в том или ином формате подключиться к существующим западным многосторонним институтам и механизмам, поскольку все международные игроки отныне должны быть заинтересованы в достижении одних и тех же целей внешней политики: в глобальном экономическом росте, нераспространении ядерного оружия, защите окружающей среды, сдерживании режимов-изгоев и стабилизации хрупких государств.

Для того, чтобы обеспечить универсализацию западной многосторонности, нужно было осуществить две комплексных реформы мировой политики. Во-первых, реформировать существовавшие многосторонние организации (включая МБРР, МВФ, Группу семи и даже ООН), дав странам глобального Юга больше возможностей в этих организациях. Во-вторых, повысить гибкость многосторонних механизмов, чтобы предусмотреть максимально широкий набор форматов подключения отдельных стран к их работе.

К сожалению, на обоих направлениях были достигнуты лишь очень ограниченные успехи. Недовольство западным институциональным консерватизмом привело к повсеместному разочарованию и повысило популярность односторонних подходов в незападной части мира. Одновременно на Западе многосторонность все чаще преподносилась популистами как символ исторического отступления и даже капитуляции. Сторонники многосторонности все чаще терпели поражения в борьбе за своих избирателей.

Заглядывая в будущее, Т. Райт останавливается на трех вариантах многосторонности, адресуя свои прогнозы в первую очередь европейским странам.

Инкрементальный подход. Этот подход можно также обозначить как оборонительный. Он предполагает, что приверженцы многосторонности в Европе в обозримой перспективе будут сталкиваться к односторонними действиями Китая и с непоследовательностью Соединенных Штатов. В этих условиях продвижение многосторонности возможно преимущественно на уровне тактики, а не стратегии и по большей части для решения конкретных задач (сохранение иранского СВПД и Парижского соглашения по климату, осторожные реформы ВТО и ВОЗ, конкретные договоренности по координации международных усилий для выхода из глобального кризиса). Хотя речь идет о постепенном накапливании элементов либерального мирового порядка, европейцы будут декларировать «политическую нейтральность» многосторонних договоренностей, исходя из того, что эти договоренности должны служить интересам всего международного сообщества, а не только стран Запада.

По мнению автора доклада, инкрементальный подход в целом соответствует той практике многосторонности, которую Европейский союз использовал последние два десятилетия. Однако, учитывая возрастающую готовность к односторонним шагам со стороны Китая и сохраняющуюся двойственность американского отношения к многосторонности, эффективность инкрементального подхода будет с течением времени снижаться. Если Европа окажется предоставленной самой себе, то она останется слабой, уязвимой, незащищенной, располагающей весьма ограниченными возможностями воздействовать на развитие событий в мире.

Подход «одиночки в джунглях». Данный подход отталкивается от предположения о том, что рано или поздно Европейскому союзу придется смириться с тем, что в мире только ЕС остается последовательным приверженцем многосторонности. Европе потребуется предпринять решительные усилия для того, чтобы достичь «стратегической автономии» от Вашингтона, превратившись в полноценный глобальный центр силы и влияния. ЕС будет проводить политику «равноудаленности» от других центров силы, вступая с ними в тактические коалиции и союзы для решения конкретных проблем. За счет дистанцирования от Вашингтона гибкость внешней политики ЕС должна повыситься. Принципы многосторонности будут использоваться Брюсселем преимущественно внутри самого Евросоюза, в то время как в мировых делах европейские лидеры будут отталкиваться от принципов баланса сил. Попытки глобального распространения практики многосторонности если и будут предприниматься, то лишь в очень ограниченном объеме.

Автор считает, что движение в направлении многосторонности «одиночки в джунглях» в любом случае окажется трудным и медленным. Тем не менее первые индикаторы такого движения уже имеются — например, недавно согласованное инвестиционное соглашение между Евросоюзом и Китаем, подписанное лидерами ЕС без предварительных консультацией с новой американской администрацией.

Подход «возрождения свободного мира». Третий подход Т. Райта предполагает восстановление западной многосторонности времен «холодной войны» перед лицом авторитарного вызова со стороны Китая, России и других стран. Предполагается, что США и ЕС, а также другие либеральные демократии должны преодолеть свои разногласия (в том числе и внутренние) и сплотиться во имя защиты своих общих интересов и ценностей. Автор указывает на многочисленные сложности, сопряженные с практическим осуществлением такого подхода, но полагает, что масштабы авторитарного вызова требуют адекватного ответа со стороны Запада.

Этот подход к многосторонности означает принятие своего рода коллективной ответственности за исторические судьбы либеральной демократии, взаимную поддержку против внешних и внутренних противников демократических институтов и ценностей. Уровень многостороннего сотрудничества в борьбе с дезинформацией, транснациональной коррупцией, разведывательными операциями и промышленным шпионажем со стороны авторитарных противников должен быть резко повышен. Соединенные Штаты, в частности, должны предусмотреть какой-то политический аналог 5-ой статье Устава НАТО, если авторитарные оппоненты будут осуществлять стратегии давления на либеральные демократии. Вероятно, Западу придется пересмотреть его нынешние экономические, культурные, политические связи с авторитарными режимами (в первую очередь, с Китаем) в направлении их сокращения. Наконец, «коллективный Запад» должен перехватить инициативу у авторитарного Востока в деле реформ системы международного права, повышении эффективности международных организаций и формирования нового мирового порядка.

Подводя итоги своему анализу, Т. Райт отмечает, что инкрементальный подход в ближайшем будущем выглядит для Евросоюза самым легким и естественным, поскольку он фактически предполагает сохранение статус-кво. Но с развитием очень вероятного обострения противостояния между Китаем и США сохранение такого подхода станет все менее реальным. Подход «одиночки в джунглях» будет иметь катастрофические последствия для либерального миропорядка, поскольку он закрепит раскол между двумя основными драйверами этого миропорядка — Соединенными Штатами и Европейским союзом. Подход «возрождения свободного мира» — единственный, гарантирующий долгосрочную защиту стратегических интересов Запада. Кроме того, это единственный подход, способный убедить консервативных республиканцев в целесообразности возвращения США в многосторонние институты и режимы.

В любом случае, выбирать между тремя подходами к многосторонности придется в самое ближайшее время, поскольку нынешний кризис наглядно продемонстрировал всю хрупкость и ненадежность существующего миропорядка.

P.S. Сравнивая эссе Ганса Мауля и доклад Томаса Райта, нельзя не прийти к выводу о том, что немецкому профессору в больше степени удалось остаться на позициях академической беспристрастности и политической нейтральности, чем американскому эксперту. В работе Т. Райта то и дело проскальзывает очевидный американоцентризм; являясь убежденным адептом многосторонности, Т. Райт так или иначе трактует многосторонность в контексте текущих задач внешней политики США, а именно — рассматривает многосторонность как инструмент консолидации Запада вокруг Вашингтона и как средство противостояния этого консолидированного Запада Китаю и другим геополитическим противникам Соединенных Штатов, включая и Россию.

Вызывает недоумение категорическое утверждение автора об исторической принадлежности современной многосторонности Западу. Все-таки эта многосторонность началась не с НАТО и не с Европейского союза, а с Организации Объединённых Наций, которую трудно назвать чисто западным проектом. Да и в дальнейшем западные либеральные демократии не имели монополии на отработку многосторонних международных механизмов. Сошлемся хотя бы на длительный и в целом весьма успешный опыт развития многосторонней модели АСЕАН или на более свежие примеры многосторонности в рамках БРИКС и ШОС, не говоря уже о многосторонности ОБСЕ, Арктического совета или «Группы двадцати». Историческая практика не подтверждает гипотезы о том, что только либеральные демократии способны создавать многосторонние форматы и полноценно участвовать в таких форматах; по факту, многосторонность неплохо уживается с политическим плюрализмом, что и делает ее универсальным инструментом мировой политики.

Если уж говорить о Соединенных Штатах, то отношения Америки с многосторонностью, на наш взгляд, всегда были сложнее и противоречивее, чем это пытается представить в своем докладе Т. Райт. Насколько органичным выглядят попытки совмещения американского международного гегемонизма и многосторонности в одной системе координат? Логичнее было бы предположить, что на протяжении «холодной войны» Соединенные Штаты использовали формально многосторонние западные институты (НАТО, G7, МБРР, МФВ и пр.) для того, чтобы закамуфлировать свои односторонние гегемонистские устремления. Когда же Соединенным Штатам не удавалось добиться поддержки своих действий в западных многосторонних структурах, США были готовы действовать в обход этих структур. Классический пример — решение Вашингтона о военной операции в Ираке в 2003 г., принятое без участия не только Совета Безопасности ООН, но также и НАТО. В этом и других подобных случаях уместно говорить не о полноценной стратегической многосторонности, а всего лишь о ситуативной псевдо-многосторонности, едва ли пригодной для новых реальностей XXI века.

Представляется сомнительным утверждение о том, что грядущая многосторонность должна базироваться на общих ценностях участников многосторонних договоренностей. Скорее, она будет складываться вокруг общих проблем и общих интересов. Одной из перспективных моделей может оказаться подписанное в ноябре 2020 г. соглашение пятнадцати азиатских стран о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Примечательно, что участниками ВРЭП стали самые разные страны, включая и либеральные демократии, и авторитарные режимы. Хотя Т. Райт предусмотрительно оговаривается, что предпочтительный для него вариант «возрождения свободного мира» не предполагает возвращения к стратегии «холодной войны», по сути дела необходимость такого возвращения и вытекает из доклада. Как представляется, на этой явно архаичной платформе утвердить и закрепить принципы устойчивой многосторонности не удастся, даже если речь идет о многосторонности исключительно западного мира.

Метки: ,

2 комментария »

  • I happen to be commenting to make you be aware of of the cool encounter my cousin’s princess undergone studying the blog. She discovered many things, which included what it is like to have an incredible teaching mood to make the mediocre ones smoothly understand a number of problematic subject matter. You truly did more than readers’ expected results. Many thanks for providing these useful, trustworthy, explanatory and as well as unique guidance on the topic to Kate.

  • I truly wanted to write a small remark so as to say thanks to you for all the marvelous guides you are giving on this website. My long internet lookup has now been rewarded with incredibly good tips to talk about with my friends. I would declare that we site visitors actually are unquestionably endowed to live in a superb community with very many lovely professionals with beneficial points. I feel very much privileged to have discovered the web pages and look forward to so many more thrilling times reading here. Thanks again for all the details.

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>