Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Home » Главная, Новости

ЗАКРЫТЫЙ КОСМОС

03.03.2022 – 22:35 Без комментариев

Андрей Ионин

Известия

О будущем МКС и развитии отрасли после введения санкций


Практически все санкции, о которых объявило сейчас Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), уже были наложены на Россию много лет, и ряд из них были довольно жесткие. Начались они еще во времена СССР, потом были продолжены с выходом российских ракет на коммерческие рынки в девяностых годах. С 2014 года запреты на поставки электроники категории Space, ограничения на коммерческие рынки при наличии в спутниках любых американских комплектующих перешли от формата де-юре к де-факто.

Сейчас президент США Джо Байден заявил, что совместно с союзниками Штаты намерены ограничить импорт высокотехнологической продукции России на 50%. Правда, не очень понятно, что это за цифра 50% — по цене, по штукам? Понятно, что ограничения будут максимально жесткими, но, повторюсь, в близком формате они существуют много лет. Также еще с прошлого раза стало понятно, что свободный рынок технологий и глобальное разделение труда не более, чем мифы. И покупая чужие технологии, вы не только платите за них деньги, но и попадаете в технологическую зависимость, которой не преминут воспользоваться в политических целях.

При этом Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США заявило, что при всех этих жестких ограничениях намерено продолжить сотрудничество с «Роскосмосом» по Международной космической станции, работу которой они хотят продлить минимум до 2030 года. Причины этого в целом понятны. Лунная программа Artemis, столь активно начатая при экс-президенте США Дональде Трампе и в которой первый пилотируемый полет должен был состояться в 2024 году, при нынешней администрации полностью выпала из внимания и переносится вправо по срокам под любыми, даже смешными, предлогами. Для околоземного космоса NASA поддерживает проекты частных станций, но даже по оптимистическим планам они появятся не ранее 2030 года.

Выведение за санкционные скобки работ МКС было и в 2014 году. Но, на мой взгляд, сегодня более не стоит соглашаться на предложение американцев о продлении совместного обслуживания станции до 2030 года.

Российские модули были первыми в составе МКС, то есть дольше остальных работают в условиях космоса, и технических проблем с их эксплуатацией заведомо больше. Поэтому для нас программа МКС, которая и так отнимает значительные средства от перспективных программ, с каждым годом будет становиться всё обременительнее, дороже. В СМИ попадали оценки РКК «Энергия» — разработчика модулей МКС, что критический срок тут 2024 год. Поэтому с учетом произошедшего, думаю, нет необходимости идти навстречу NASA, а следует принимать решение о безопасном скорейшем завершении программы МКС. Сегодня ситуация такова, что поддерживать станцию после 2024 года — в интересах США, но не России. Думаю, последним годом штатной эксплуатации должен стать предусмотренный ранее 2024-й, к которому необходимо подготовить всё для безопасного сведения станции с орбиты или иной ее утилизации.

Возникает закономерный вопрос: если завершать программу МКС, то что делать с российской пилотируемой программой, которую потерять нашей стране нельзя ни в коем случае.

И тут я вижу набор программ. Первый — создание компактной посещаемой российской орбитальной станции. Ее главная цель — решение задач, связанных с национальной безопасностью и отработкой технологий перспективного «ядерного буксира», посему там не будет международных экипажей и туристов (речь о проекте «Зевс» — космическом буксире с ядерной энергоустановкой, который планируют использовать для полетов к другим планетам Солнечной системы. — «Известия»).

Остальные напрямую связаны с международным сотрудничеством и кооперацией, но с другими партнерами. Так, следует начать переговоры с Китаем о полетах на их орбитальную станцию. Далее следует активно предлагать создание международной орбитальной станции БРИКС+ с участием стран, которые давно хотят развивать национальные пилотируемые программы, но которые пока не готовы к освоению Луны. Это Бразилия, Индия, ЮАР, Турция, Иран, Индонезия, Вьетнам. И, конечно, от меморандумов важно перейти к конкретным работам с Китаем по совместной лунной программе, которая должна быть открыта для всех стран, без необходимости признания лидерства одной из них, как это заложено в американской лунной программе.

Таким образом, завершение МКС — это лишь высвобождение рук и ресурсов для новых и масштабных программ, целиком отвечающих национальным интересам.

И последнее. Сегодня реальным лидером американской, да и мировой космонавтики является вовсе не NASA, а Space X и Blue Origin. К тому же NASA — не научная организация и не частная компания, а государственный орган. Агентство существует на бюджетные деньги, а его руководитель меняется при смене президентской команды. Поэтому далее разговоры о сотрудничестве «Роскосмосу» следует вести с бизнесменами Илоном Маском и Джефом Безосом, которые, на мой взгляд, в целом ориентированы на освоение космоса в интересах всего человечества.

Метки: , ,

Оставить комментарий!

Вы можете использовать эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>