Анатолий Адамишин: О референдуме в Шотландии
Причин здесь, ясное дело, несколько. Во-первых, шотландцы считают, что они могли бы лучше распоряжаться своими природными ресурсами, поскольку шотландцы стали сейчас добывать нефть и могли бы сделать свою страну Шотландию более развитой, чем это происходит при британцах.
Далее. У шотландцев всегда были настроения на то, чтобы самим управлять своим домом. И англичане в этом смысле не пользуются у них популярностью. Особенно англичане-консерваторы. Вот я вам приведу такую цифру. В британском парламенте от Шотландии – 59 депутатов, и только один консерватор, остальные все лейбористы или других партий, но не такой партии, как консервативная.
У шотландцев – по крайней мере, тех, кто выступает за отделение – принцип такой: британцы построили страну для богатых. Это страна, в которой не очень соблюдаются социальные положения. Такие, как, скажем, бесплатное лечение или пособие по безработице. И они считают, что они смогли бы сделать свою страну более… ну, что ли демократической, с этой точки зрения. Они настроены по своим взглядам более, что называется, в левом смысле, чем Англия в целом.
Ну и наконец они считают, что при собственном хозяйстве они смогут получить больше преимущества от своей внешней торговли. Они считают, что будут членами – в качестве независимой страны – Европейского союза, и там они тоже смогут получить больше, чем они получают через англичан.
Одним словом, у шотландцев стремление: имея уже то, что они имеют сейчас, получить больше. Независимость после 307 лет нахождения в одном союзе с англичанами.