Георгий Бовт: Что Путин объяснил Обаме на пальцах?
На только что завершившемся в Пекине саммите АТЭС Путин с Обамой провели, как подсчитали дотошные политологи, в общей сложности около 20 минут в процессе общения «на полях» или «на ногах». Это когда в ожидании общего ланча или фотосессии два руководителя как бы невзначай о чем-то переговариваются. При этом они могут лучезарно улыбаться, но произносить вещи пренеприятные. Мол, «ну как тебе, Владимир, наши санкции, ты еще не передумал пойти на попятную?» — «Не дождешься, Барак! А ничего, что твоих демократов республиканцы прокатили на промежуточных выборах в конгресс?» Вряд ли такое было сказано, конечно, дословно. И хорошо, что два лидера хотя бы 20 минут нашли (то , что они общались через переводчика, хотя Путин знает английский, подсказывает, что обмен был-таки содержательным), чтобы перекинуться – даже если полунамеками – фразами об Украине, Сирии, Ираке и Иране. Это лучше, чем не разговаривать вовсе. Однако, судя по «языку телодвижений и жестов» — кто кому показал палец, кто кого похлопал по плечу — между Путиным и Обамой как не было того, что называют «химией отношений», так и нет. Мне лично показалось, что наш президент с трудом скрывал раздражение американским. У него, знаете, бывает такая «дружеская улыбка», от которой у наших знающих обитателей «политической поляны» идут мурашки по коже.
Много было внимания, конечно, приковано к теме российско-китайских отношений. И хотя западные СМИ в первую очередь смаковали «тему пледа» — как Путин заботливо накинул его на плечи супруги китайского лидера (которая, между прочим, генеральша по званию и в недавнем прошлом солистка китайского «наше все» — хора Народной Освободительной Армии), куда важнее было продолжение движения по линии энергосотрудничества. Зафиксирован уже второй контракт на поставку газа (хотя он меньше первого, 400-миллиардного), и к концу десятилетия Россия, что бы там ни говорили скептики, должна поставлять четверть объема потребляемого КНР газа.
По расчетам в рублях и юанях вместо доллара продвижение менее энергичное, оно требует, в том числе, качественно нового уровня экспертизы и квалификации от нашей банковской системы, — рынок этот во многом новый, с китайцами работать гораздо труднее, чем с ЕС и Америкой. Для нас это направление во многом вынужденное и грозит поставить в зависимость от китайских товарных поставок, однако в условиях западных финансовых санкций – это лучше, чем ничего. Тому же Китаю, до четверти из 4-триллионных золотовалютных запасов которого хранятся в долговых облигациях США, хотелось бы уйти от рисков вложения в доллар двигаться по пути превращения юаня в мировую резервную валюту.
Переоценивать дружеское расположение к нам Китая, разумеется, не стоит. Примечательно, что в рамках и за рамками саммита АТЭС Си Цзяньпину удалось о многом договориться с Обамой. Достигнут прогресс в переговорах по борьбе с глобальным потеплением: КНР пошла на уступки американцам, согласившись ускорить темпы снижения углеводородных выбросов. США и КНР договорились о снижении тарифов в торговле высокотехнологической продукцией, о сотрудничестве и обмене информацией в военной сфере в Тихоокеанском регионе. США, сделал Обама подарок Пекину, теперь будут давать китайцам 10-летние визы вместо нынешних годовых, для студентов и участников культурного обмена — 5-летние визы (в прошлом году США посетили 1,8 миллиона китайских туристов). Обо всем этом два лидера рассказали на совместной пресс-конференции, где даже разногласия по вопросам демократизации Гонконга не вызвали открытого спора. Пекин еще раз продемонстрировал, что, прежде всего, блюдет свои интересы. Тут у него есть чему нам поучиться. Надо полагать, уже обжегшись на «очаровании Западом» в 90-е, мы не повторим этих же ошибок в отношениях со своим искушенным восточным партнером.