Александр Гольц: Сможет ли Путин воевать еще и в Сирии
Всякий любитель военной истории знает: война на два фронта не заканчивается ничем хорошим для того, кто ее ведет. Не исключено, что в скором времени к «секретной» войне России на Юго-Востоке Украины может прибавиться еще и война в Сирии. Вот уже неделю в зарубежной прессе одна за другой следуют утечки, поступающие явно от разведок, о переброске российских военнослужащих в охваченную гражданской войной страну.
«Разведка США получила свидетельства о существенном наращивании вовлеченности российской армии в сирийскую гражданскую войну, включая спутниковые снимки строительства объекта — предположительно российской базы для сосредоточения войск и тяжелой техники — у портового города, который является опорным пунктом сирийского президента Башара Асада», — писала на днях американская The Los Angeles Times. Ранее турецкие и израильские СМИ сообщали о том, что на базу под Дамаском якобы прибывают российские самолеты, которые должны включиться в воздушные удары по силам террористической группировки «Исламское государство». Также наблюдатели якобы заметили «странный груз» под брезентом на борту российского большого десантного корабля «Николай Фильченков» после прохождения им зоны черноморских проливов в направлении Средиземного моря. По социальным сетям гуляет немалое количество фотографий российских морпехов под плакатами с портретами Путина и Асада. От этих сообщений можно было отмахнуться. Тем более что Москва самым решительным образом опровергает присутствие своих военнослужащих.
Однако фактом является то, что Соединенные Штаты воспринимают угрозу российского военного вмешательства в Сирии вполне всерьез. Только что Вашингтон направил официальный запрос в Афины с просьбой закрыть греческое воздушное пространство для российских самолетов с гуманитарной помощью для Сирии. Ранее госсекретарь США Джон Керри позвонил своему российскому коллеге Сергею Лаврову, чтобы выразить озабоченность поступающей информацией об усилении российского военного присутствия в Сирии. Керри заявил, что, «если такие сообщения являются точными, то подобного рода действия могут привести к дальнейшей эскалации конфликта» в Сирии, «гибели большего числа мирных жителей, увеличению потока беженцев и риску конфронтации с коалицией, действующей против ИГ». А пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест подчеркнул: «Любая военная поддержка режима Асада в любых целях — в виде отправки военнослужащих, поставки самолетов, оружия или финансирования — является дестабилизирующей и контрпродуктивной».
Если американская обеспокоенность имеет действительную причину и Москва готовит военную операцию в Сирии, то это выглядит как естественное продолжение российской политики. Вот уже несколько недель в Кремле носятся с идеей создания некоей максимально широкой международной коалиции по борьбе с терроризмом и с ИГ. Путин уже заявлял, что обсуждал эту тему с рядом мировых лидеров, среди которых президенты США, Турции и Египта, руководство Саудовской Аравии, а также король Иордании. Близкие к Кремлю аналитики считают, что именно эта инициатива станет главной в грядущем выступлении Путина на Генассамблее ООН. Цель российской активности совершенно очевидна: в процессе формирования коалиции выйти из международной изоляции, вызванной аннексией Крыма и войной на Юго-Ввостоке Украины, вновь превратиться в уважаемого члена мирового сообщества.
Но у этого замечательного дипломатического маневра есть слабая сторона. Возможные участники будущей коалиции совершенно по-разному относятся к режиму Асада. США и их союзники считают этот режим первопричиной гражданской войны и виновником хаоса, охватившем страну. Москва и Тегеран, наоборот, полагают Асада законным правителем и будущим участником коалиции. Разрешить это противоречие вряд ли удастся, посему путинские инициативы, скорее всего, так и останутся пустым пропагандистским выхлопом.
А вот попытка подкрепить их, поддерживая сирийские правительственные войска на поле боя, может привести к скверным последствиям. О чем, насколько можно понять, и предупреждают американцы. Керри сказал Лаврову, что такая поддержка «может даже привести к столкновению с возглавляемой Америкой коалицией», — писала The New York Times. Американские дипломаты прямо подчеркивают: российские авиаудары могут помешать военно-воздушным операциям, которые США и их партнеры проводят в Сирии. Российские самолеты или поддерживаемые Россией сирийские правительственные силы могут атаковать группировки оппозиции, которые поддерживает Вашингтон. Не хватало только прямого военного столкновения США и России на сирийской территории.
Но даже если бы таких противоречий не существовало, российское военное участие в Сирии все равно выглядит авантюрой. Весь опыт последних десятилетий показывает: одержать победу в такой войне невозможно. И здесь не нужно успокаивать себя рассуждениями о том, что участие России будет символическим. Пошлем, мол, несколько самолетов и все. Ведь даже в этом случае потребуются радиотехнические службы для обеспечения их действий. Потребуются морпехи, чтобы охранять базы. А в случае обострения ситуации воинские части, чтобы защищать аэродром…Стало быть, Кремль рискует вовлечь страну в еще один изматывающий конфликт. Попытка ловко, сохранив лицо, выйти из войны на Украине, обернется новой войной.