Алексей Подберёзкин: Евразийская воздушно-космическая оборона
Алексей Подберёзкин, Анатолий Торкунов
Международные отношения в XXI веке характеризуются ростом нестабильности в целом ряде стран и регионов мира, но особенно в Евразии, на которую в последние десятилетия приходится 90% всех военных конфликтов. К сожалению, и в будущем высока вероятность возникновения новых очагов напряженности. Ведущие страны мира ведут ожесточенную конкурентную борьбу по вопросам взаимной торговли и валютных курсов, военно-стратегическим проблемам.
В более широком международном контексте формируются конкурентные стратегии традиционных лидеров — стран «Группы семи» (G7), с одной стороны, и новых лидеров из числа стран с развивающимися рынками (БРИКС), — с другой.
В сложившихся условиях важную роль продолжают играть традиционные аспекты международной безопасности — поддержание геостратегического баланса ведущих стран мира — членов «Ядерного клуба», основанного на концепции взаимного гарантированного уничтожения. Российская Федерация, будучи одной из ведущих ядерных держав и членом «Группы восьми», является ответственным субъектом международного сообщества, последовательно выступающим за снижение напряженности в международных отношениях. Одно из доказательств тому — подписание в 2010 г. Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III).
Тем не менее, сегодня предпринимаются попытки изменить status quo в данной сфере, достичь асимметричных преимуществ в вопросах развития стратегических наступательных и оборонительных вооружений посредством формирования, например, Европейского ядерного щита, одобренного на саммите НАТО в 2010 г., либо развертывания стратегических неядерных вооружений. Помимо декларативных высказываний о необходимости защиты стран НАТО от иранской и северокорейской ядерной угрозы как основной цели создания такого щита, Российская Федерация так и не получила юридически обязывающих гарантий наших западных партнеров о ненаправленности создаваемой системы стратегической противоракетной обороны против РФ. Более того, похоже, что создаваемые США региональные системы ПРО складываются в единую глобальную систему.
Военно-политическое руководство любой страны мира при планировании исходит из реальных действий по укреплению потенциала вооруженных сил зарубежных государств, а не из деклараций о намерениях. В этой связи ответным шагом, предпринимаемым нашей страной и направленным на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, могло бы стать формирование единой системы воздушно-космической обороны евразийских стран, рассматриваемое в работе профессора МГИМО(У) МИД России А. И. Подберезкина.
Стоит отметить, что МГИМО(У), являясь ведущим научно-образовательным центром страны в сфере международных отношений, традиционно большое внимание уделяет вопросам международной безопасности. Поэтому логично, что в октябре 2012 г. в МГИМО(У) был создан Центр военно-политических исследований под руководством профессора А. И. Подберезкина. Данная работа — один из первых исследовательских продуктов нового Центра. С ноября 2012 года у Центра есть и свой сайт «Евразийская оборона». (http://eurasian-defense.ru), который стремительно развивается. Хотел бы пожелать творческих успехов экспертам Центра, а читателям — получения новых знаний и знакомства с новыми концептуальными военно-политическими подходами!
Текст книги А. Подберёзкина: http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/doc/vko_070413_min.pdf
А. В. Торкунов,
ректор МГИМО(У) МИД России
академик РАН