Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

Георгий Бовт: Капитализм, версия «хардкор»

19.01.2016 – 09:37 Комментарии

Георгий Бовт

| Газета.Ру

Георгий Бовт в защиту автомобилистов

Раньше за неуплаченные долги сажали в долговую яму. Нынче не викторианские, а вегетарианские времена: у вас всего лишь отнимут водительские права. На днях сия новелла в способах изъятии денег заработала и у нас.

Участь лишиться прав ждет не только тех, кто не уплатил начисления за нарушения ПДД, но и должников по другим административным правонарушениям, алиментщиков, неплательщиков компенсаций за причинение вреда здоровью. Относительная гуманность состоит в том, что сумма задолженности должна превысить 10 тыс. руб. Говорят, мера может затронуть 300 тыс. водителей по стране. На самом деле это капля в море. Тут интересно другое.

В ХХ веке Советский Союз служил для всего мира образцом того, как государство может защищать социальные права своих граждан. Под конец своего существования СССР уже не мог похвастаться тем, что делает это наилучшим образом, многие его обошли. Но инициатором становления социальных государств в тех или иных формах для западного мира, от Америки до скандинавских стран, был именно он.

Сегодня наследница СССР старается выступать примерным учеником в школе капитализма в части не только демонтажа советских социальных достижений, но и в части внедрения все новых способов фискальной дойки тех слоев общества, которые еще доятся. Автомобилисты — одна из таких «дойных коров».

Еще с советских времен (тут как раз полная преемственность) на владельцев самодвижущихся экипажей смотрят как на богатеньких Буратино, которых государству просто грех не обобрать.

А то, что это в совокупности наиболее экономически активная часть населения, более платежеспособная (то есть влияющая на состояние экономики), — об этом «мы нет, не слышали». Им уготовлены и платные парковки по самым зверским в мире правилам и едва ли не с самыми высокими тарифами (где еще вы найдете ночную платную парковку на улицах по тарифам часа пик?), и двойное налогообложение (транспортный налог, плюс акциз в цене бензина, плюс все чаще встречающиеся безальтернативные платные дороги, причем по тарифам выше, чем в Монте-Карло), и ОСАГО по несопоставимым что с Европой, что с Америкой, если брать уровень доходов населения, ценам. И даже отрицательная корреляция цены на бензин с ценой на нефть. Первая выросла на 30% за то время, пока его величество баррель подешевел в три раза.

Наш законодатель за годы постсоветского, становящегося все более диким капитализма, наловчился перенимать с треклятого Запада только то, что ложится в его представления, как надо закручивать гайки. В данном случае — по части поборов. Идея отбирать права за долги по штрафам (то есть не только дорожным), разумеется, не наша. Формально она претворена в жизнь в таких странах, как Казахстан, а также в Австралии, Великобритании, Израиле, Франции и еще некоторых других.

Не менее чем в восьми штатах США должники по штрафам, связанным не только с нарушениями ПДД, но и за просроченные долги, неуплаченные судебные издержки или уголовные штрафы, оставшиеся после тюремного заключения, могут быть лишены водительских прав на длительные сроки. Как правило, они могут вернуть права раньше, если оплатят штраф или согласуют с властями программу реструктуризации (рассрочки) выплаты задолженности.

Иногда в случае и неуплаты штрафа, но по истечении срока лишения (он разный в разных штатах) права все равно возвращают. Наши законодатели эту часть законодательства решили не заимствовать. Ну, разумеется!

Они стараются брать с Запада только все самое жесткое, а гуманное опускать.

Заметим, что в очень многих странах водительских прав вообще не лишают за правонарушения или долги по штрафам в иных сферах. Но эти страны тут нам не пример. Пригодятся тогда, когда там будет отыскана какая-нибудь другая жесткая законодательная норма. Для ссылки на «международный опыт».

По крайней мере в четырех из 50 штатов США водительские права могут изъять за неявку по повестке в суд по долговому иску. В Техасе лица, обвиненные в преступлениях, связанных с наркотиками, могут быть лишены прав на 180 дней, во Флориде — на год. В общенациональном масштабе в США лишь 40% временно лишаются прав за просроченные дорожные штрафы, остальные в основном за наркопреступления и невыполнение обязанностей по содержанию детей. По разделу «алиментщики» мы таки догнали Америку: лишение прав за невыполнение судебных предписаний, касающихся ухода за детьми, есть во всех 50 штатах, причем, как правило, бессрочно — до исполнения обязательств. В 22 штатах можно лишиться прав за неуплату студенческих кредитов на обучение (в части кредитов у нас пока «недоработочка»).

Это лишь одна сторона медали. Есть вторая. Любопытное и по-своему символичное масштабное исследование было проведено министерством юстиции США по следам известных событий — массовых беспорядков на расовой почве — в Фергюсоне (штат Миссури). Решили узнать, что же стояло за прогремевшим на весь мир взрывом насилия? Где тлело недовольство, для вспышки которого, как для канистры с бензином, хватило лишь повода — убийства белыми полицейскими негритянского подростка?

Главный вывод: массовое лишение прав должников часто способствовало еще большему их сползанию в бедность, в ту самую долговую яму.

И соответственно, усугублению социальных проблем и так в неблагополучном городе. Поскольку возможности зарабатывать резко сужались: все же в Америке без машины никуда, если только не живешь в крупном мегаполисе.

Происходит нарастание долгов, как снежного кома, начисляются новые пени, судебные издержки и т.д. И если, скажем, лишение прав за пьяное и опасное вождение считается безусловно эффективной и полезной мерой, то расширение оснований для такого лишения на некоторые другие сферы рассматривается многими юристами и социологами в США мерой сомнительной. Поэтому в некоторых штатах законодатели уже идут на попятную.

Так, в Сент-Поле (Миннесота) уже несколько лет работает специальная программа, помогающая незлостным «лишенцам» быстрее вернуть права. Им, если они стараются уплачивать долги, сразу выдают временные. В штате Вашингтон вообще отменили пару лет назад лишение водительских прав за нарушения, не связанные с ПДД (кроме алиментов). И даже в Калифорнии, одном из наиболее жестких по этой части штатов ($10 млрд просроченных штрафов, более 4 млн лишенных временно прав из более 24 млн водителей, в том числе за неявку в суд), разработана программа амнистии лишенных прав за долги и штрафы по судебным предписаниям, в том числе уголовные (не связанные с ПДД), для тех, кто согласится проходить программу реабилитации.

Справедливости ради заметим, что наше законодательство во многом пока еще мягче американского (отдельных штатов).

В некоторых штатах можно лишиться прав, если сильно упорствовать с неуплатой, даже за штраф $25 (10 тыс. руб. пока по обменному курсу — более высокий порог). Американские суды, как правило, не делают снисхождений для тех, у кого вождение автомобиля связано с основным заработком. У нас и тут имеется гуманный «рудимент» советского социального подхода: водители-профессионалы, в отличие от частников — владельцев машин, считались «социально близкой» советскому государству категорией. Они и сейчас более «близки», чем интеллигенты-белоленточники: со вторыми можно пожестче, с первыми, наоборот, поаккуратнее.

В связи с чем можно, кстати, сделать прогноз, что когда систему взимания покилометровой платы за проезд по дорогам «Платон» распространят уже не только на большегрузы, а на все категории автотранспорта (а так и будет), то «частнику-Буратино» не стоит рассчитывать на те уступки, на которые государство пошло дальнобойщикам. Тем более что у нас протестных солидарных событий по типу тех, что произошли в американском Фергюсоне, ждать не приходится. И вовсе не по причине отсутствия у нас «социально неблагополучных негров».

Другая специфика нашего закона о лишении прав за долги, в отличие от Америки, состоит еще и в том, что он касается не самой бедной части населения (там автомобилизация давно всеобщая). А также в том, что на практике фактически узаконено неравенство разных категорий граждан перед законом. Традиционно упор сделан все же на «кнут», нежели на «пряник».

Впрочем, последним можно считать другое новшество: возможность оплачивать отдельные дорожные штрафы с 50-процентной скидкой в 20-дневный срок. Если такие штрафы будут вовремя приходить.

Главное же отличие заключается в том, что, заимствуя ограничительные и штрафные меры, наши законодатели забывают (вернее, не хотят видеть в упор), что за такими «жестокостями» на Западе, в той же Америке или упомянутой выше Франции, стоит совершенно другое по качеству выполнения своих функций государство. Те же «угнетенные негры» из Фергюсона с изъятыми правами могут получать на сотни долларов в месяц продуктовых талонов. Про социальную или медицинскую систему во Франции и говорить не приходится.

Оборотной стороной высоких американских штрафов являются иначе работающая дорожная полиция и качественно другие дороги, в том числе платные.

В Америке (как и в другой демократической стране) немыслима та система «парковочной травли и ловушек» для автомобилистов, которую устроил в Москве департамент транспорта. Чтобы в Штатах нельзя было остановиться у школы, больницы или магазина? Чтобы не припарковаться у кинотеатра? Если сравнить даже саму процедуру получения и обмена водительских прав у нас и в Америке, боюсь, сравнение будет сильно не в нашу пользу. Хотя система регистрации автомобилей в последнее время у нас улучшилась. Лучше также не сравнивать и судебные системы. Но ведь это все в одном пакете. Перенимая одно (штрафы, поборы, санкции), отчего бы не перенять многое другое? Начиная, скажем, с минимальной ставки почасовой оплаты труда в $7,25 (или более $1,25 тыс. в месяц)?

А так — добро пожаловать в мир капитализма. Версия «хардкор». Спасибо, что не «диккенсовская». Впрочем, предполагаю, что мы по-прежнему лишь в начале пути.

Метки: , , , , , , , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>