Александр Грушко: «Режим контроля над вооружениями в Европе мертв»
Постпред России при НАТО Александр Грушко считает, что политика сдерживания России обрастает конкретными решениями в сфере военного планирования
Постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко прокомментировал «Известиям» планы США перебросить в Европу дополнительную бронетанковую бригаду численностью примерно 4,2 тыс. человек. По словам дипломата, «режим контроля над вооружениями в Европе мертв», это серьезно ухудшает ситуацию в сфере безопасности.
— Как Россия оценивает намерения США разместить в Восточной Европе еще одну бронетанковую бригаду?
— Надо посмотреть, как эти намерения будут осуществляться. Но мы оцениваем эти планы не только с точки зрения того, что США могут дополнительно разместить на «восточном фланге», но и в совокупности уже принятых мер.
Если говорить о новой картине размещения сил на восточной периферии НАТО, то речь идет о качественном изменении самой конфигурации этого присутствия и существенном ухудшении ситуации в военной сфере.
На сегодняшний день осуществляется постоянная ротация американских сил в шести восточноевропейских странах, непрерывно проводятся учения не только с участием американских контингентов, но и европейских. Усилена военно-морская группировка на Балтике. Создаются склады для хранения техники, которая используется ротационными подразделениями в ходе совместных учений с национальными контингентами. Продолжается совершенствование инфраструктуры по приему войск усиления. Возросла военно-воздушная активность вдоль наших рубежей. В разы увеличилось количество разведывательных полетов. Постоянно ведутся разговоры о том, чтобы усилить военное присутствие в Черноморском регионе.
Всё это свидетельствует о том, что политика сдерживания, которая сначала была объявлена на словах, теперь обрастает конкретными решениями в сфере военного планирования. И это закладывает долгосрочную негативную тенденцию не только для региональной безопасности, но и для безопасности Европы в целом.
Проблема еще в том, что никто не знает, будет ли этот процесс остановлен. Решение о размещении дополнительной бронетанковой бригады объявляется в тот момент, когда ничего критического для интересов НАТО на «восточном фланге» не происходит.
Становится всё более очевидно, что эти военные приготовления носят искусственный характер. Не существует никакой прямой угрозы ни Польше, ни странам Балтии, однако информационная кампания продолжает раскручиваться. Продолжают тиражироваться абсурдные страшилки, что Россия напала бы на страны Балтии, если бы НАТО не приняла меры и не разместила свои войска в этом регионе. Есть все основания говорить о серьезном изменении военной ситуации в худшую сторону.
— Можно ли говорить, что действия НАТО нарушают договоренности с Россией, в частности Основополагающий акт от 1997 года?
— Дополнительная бронетанковая бригада в целях усиления «восточного фланга» противоречит духу Основополагающего акта. При этом в НАТО пытаются утверждать, что все эти военные усилия полностью соответствуют положениям Основополагающего акта Россия–НАТО, в соответствии с которым НАТО обязалась не размещать дополнительно существенные боевые силы на постоянной основе.
Мы уже не раз говорили, что непрерывная ротация ничем не отличается от постоянного размещения. Но замечу, что ведется строительство двух баз европейского сегмента глобальной системы в рамках системы ПРО. База в Румынии уже в оперативной готовности, и в мае планируется ее передача под командование НАТО. Продолжается строительство объекта в Польше. Эти базы уж точно отвечают критериям существенности и носят постоянный характер.
— Как усиление американского контингента повлияет на сотрудничество России и НАТО?
— Никак. Поскольку такого сотрудничества нет. В апреле 2014 года страны НАТО приняли решение прекратить всякое сотрудничество с Россией, были остановлены все проекты. На сегодня у нас нет позитивной повестки дня с НАТО.
Мы часто слышим от натовских представителей, что они готовы к диалогу. Диалог по линии постпредства продолжается, у нас неплохие контакты с руководством альянса, со всеми миссиями при НАТО, но эти контакты не могут заменить то сотрудничество между Россией и НАТО, которое годами выстраивалось для обеспечения безопасности всех членов СРН по целому ряду направлений. Мы совместно работали по Афганистану, мы проделали большую работу в плане борьбы с терроризмом не только с точки зрения оценки угроз и обмена опытом, но и реализации проектов, которые были призваны исключить трагедии, подобные брюссельской.
— В каком состоянии сейчас работа по линии Совета Россия–НАТО?
— Работа Совета Россия–НАТО формально не прерывалась. По нашей инициативе Совет созывался во внеочередном порядке в июне 2014 года в связи с началом карательной операции киевских властей на юго-востоке Украины. После этого заседания не проводились. Идет работа по созыву очередного заседания, но решения пока нет.
— Можно ли в нынешней ситуации апеллировать к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)?
— Наращивание американских сил происходит в условиях эрозии режима контроля над вооружениями в Европе. Режим ДОВСЕ был краеугольным камнем европейской безопасности. Он устанавливал количественные ограничения основных категорий вооружений, обеспечивал плотный обмен информацией и интрузивный инспекционный режим. В начале 1990-х стало ясно, что договор не соответствует новым политическим реалиям, начались переговоры по его адаптации. Эти усилия завершились подписанием в 1999 году Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Режим в большей степени стал отвечать новым реалиям. В нем, в частности, предусматривались конкретные механизмы задействования политических инструментов в случае развертывания сил сверх определенных пределов. Россия в 2004 году ратифицировала этот договор, но страны НАТО под совершенно надуманными предлогами тянули с его ратификацией. В результате он не вступил в силу. Поскольку ДОВСЕ утратил связь с реальностью, можно констатировать, что на сегодняшний день режим контроля над вооружениями в Европе мертв. Это еще больше осложняет ситуацию в области безопасности. Но такой выбор сделали сами страны НАТО.