Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

Александр Грушко: «Отсутствие диалога России и НАТО – это ненормально»

11.04.2016 – 11:12 Комментарии

Александр Грушко

| Взгляд

«НАТО чувствует себя комфортно только тогда, когда само создает себе привычную обстановку – поиск «большого противника», – заявил газете ВЗГЛЯД постпред РФ в НАТО Александр Грушко, добавив, что мифология, которую выстраивали натовские идеологи, дает явные сбои. Так постпред откликнулся на заявления главкома НАТО в Европе Филипа Бридлава о российской угрозе. В Минобороны России отметили, что покидающий свой пост Бридлав пытается нанести максимальный ущерб отношениям между Россией и альянсом.

Американский генерал Филип Бридлав, покидающий пост главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, пытается нанести максимальный ущерб отношениям между Россией и альянсом, заявил в субботу в эфире радиостанции «Русская служба новостей» начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны Сергей Кошелев.

Бридлав, которого весной 2016 года на посту главкома ОВС НАТО в Европе сменит генерал США Кертис Скапаротти, и до этого выступал с громкими антироссийскими заявлениями. Ему принадлежит высказывание, что США и их союзники готовы «сражаться и победить» Россию, если это будет необходимо.

По словам официального представителя российского военного ведомства, в России деятельность Бридлава давно рассматривается «в контексте «доктор–пациент».

На этом фоне союз НАТО все же решил отказаться от политики бойкота России и согласился возобновить переговоры с дипломатами из Москвы. В пятницу в его штаб-квартире было объявлено о первом за два года заседании совета Россия – НАТО (СРН).

Напомним, что альянс сам прервал диалог два года назад – с началом конфликта вокруг Украины. Впрочем, уже полгода назад западные дипломаты заговорили о необходимости прекращения бойкота – сперва в неофициальных беседах, а затем уже и публично.

Как рассказал в воскресенье газете ВЗГЛЯД источник в штаб-квартире альянса, провести заседание решено было еще в начале этого года, однако несколько месяцев ушло на споры о его повестке. По его словам, западные дипломаты собирались ограничиться лишь двумя вопросами – обстановкой на Юго-Востоке Украины и предотвращением инцидентов во время полетов российской боевой авиации вдоль границ стран НАТО. Однако Москва настаивала на внесении в повестку ситуации в Афганистане и Сирии.

Наконец, в минувшую пятницу генсек НАТО Йенс Столтенберг в Брюсселе анонсировал первое за два года заседание СРН. В субботу, выступая в Подмосковье в кулуарах ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике России, российский постоянный представитель при НАТО Александр Грушко уточнил, что заседание ожидается в ближайшие дни.

О том, чего он ждет от переговоров, Александр Грушко рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Александр Викторович, почему, на ваш взгляд, главком НАТО в Европе генерал Филип Бридлав в последнее время делает такие странные для военачальника подобного уровня заявления? Вроде того, что это Россия направила потоки беженцев в Евросоюз, бомбардируя Сирию.

Александр Грушко: Одним из последних изысков, действительно, стала «вепонизация» миграции. Хотя общеизвестно, что еще до начала операции наших ВКС число беженцев в Евросоюзе превысило миллион человек. Происходит не «вепонизация миграции» – термин, который он и придумал – а вепонизация мозгов. К сожалению, мы видим, что определенные силы всю деятельность альянса пытаются сфокусировать на угрозе «большого противника», что еще раз доказывает, что НАТО остается в глубоком кризисе. НАТО на сегодня не обладает инструментами для борьбы с новыми угрозами. НАТО чувствует себя комфортно только тогда, когда само создает себе привычную обстановку – поиск «большого противника».

Мифология, которую выстраивали натовские идеологи, дает явные сбои. Им уже трудно использовать «угрозу на Украине» как драйвер атлантической солидарности. Поэтому некоторые пытаются в любой проблеме искать «руку Москвы», объясняют все свои беды происками, занимаются конспирологией.

ВЗГЛЯД: Вы уже договорились о повестке заседания, которое анонсировал Йенс Столтенберг?

А.Г.: Представители альянса на высоком уровне признают, что отсутствие диалога России и НАТО – это ненормально. Напомню, об этом не раз заявлял, в частности, глава МИД Германии Штайнмайер. Мы же никогда не отказывались от проведения советов. Кстати, последнее заседание состоялось два года назад как раз по нашей инициативе.

Действительно, мы уже согласовали повестку заседания, она затрагивает, в частности, кризис на Украине с точки зрения полного выполнения минских договоренностей. Мы также обсудим военную активность, натовское планирование, выстроенное на постулате о «сдерживании России». Оно не только само по себе ухудшает ситуацию с безопасностью, но и противоречит обязательствам о военной сдержанности, зафиксированным в Основополагающем акте Россия – НАТО 1997 года.

Мы обсудим и ситуацию в Афганистане, которая деградирует, и в целом вопросы борьбы с терроризмом.

ВЗГЛЯД: Неужели вы не обсудите и войну в Сирии?

А.Г.: Это все «борьба с терроризмом» в более широком смысле.

ВЗГЛЯД: По итогам уже этого заседания может начаться разморозка хотя бы совместного проекта России и НАТО в Афганистане?

А.Г.: Я не жду от заседания каких-то прорывов. Но мы рассчитываем на серьезный разговор, в том числе о причинах кризиса не только в отношениях России и НАТО, но и о причинах и первопричинах, которые привели к ослаблению региональной и европейской безопасности.

Когда НАТО два года назад прервало сотрудничество по всем проектам, это ухудшило ситуацию с безопасностью, причем не только государств, но обществ. Проект по борьбе с афганским наркотрафиком был самым крупным из тех, что шли по линии СРН. За несколько лет, пока он действовал, было подготовлено почти 4 тысячи офицеров для антинаркотических служб Пакистана, Афганистана и стран Средней Азии. Были очень эффективные и перспективные проекты в рамках борьбы с терроризмом. Мы тесно работали в рамках СРН над тем, чтобы обеспечить боеспособность ВВС армии Афганистана. Сегодня все это остановлено. Такое решение НАТО не только бьет по интересам безопасности, не только ослабляет усилия международного сообщества в борьбе с реальными угрозами, но и бьет по интересам самих рядовых европейцев.

ВЗГЛЯД: Столтенберг предупредил, что дела с Москвой не будут вестись «как обычно», пока та не начнет уважать международное право…

А.Г.: Действительно, дел «как обычно» быть не может, пока сам альянс не пересмотрит политику «сдерживания», не перестанет раздувать миф об угрозе со стороны России. Эта политика противоречит не только задачам совета, но и коренным интересам безопасности самих европейцев. Страны-члены заставляют увеличивать ассигнования на военные нужды. Как известно, на саммите в Уэльсе было решено поднять военные бюджеты до двух процентов ВВП. Под предлогом того, что США непропорционально много платят, усиливается давление на европейские страны, чтобы те активнее выполняли упомянутые валлийские решения.

Хотя на самом деле мифы о недостатке расходов под собой не имеют оснований. Страны НАТО на сегодня выделяют на оборону 51 процент от мировых расходов, а суммарные расходы только европейских стран достигают 350 млрд евро, что в разы больше, чем военный бюджет не России, но и, скажем, России и Китая совокупно.

ВЗГЛЯД: Какова вероятность, что заседания вновь станут регулярными?

А.Г.: Заседание должно пройти в ближайшие дни. После этого мы проанализируем его итоги и тогда определимся, будут ли они снова регулярными. Мы, кстати, обратили внимание на то, что Йенс Столтенберг анонсировал предстоящее заседание лишь в качестве генсека, хотя он формально до сих пор остается и председательствующим в СРН. Видимо, это и предопределило жанр анонса.

Текст: Юрий Зайнашев

Метки: , , , , , , , , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>