Россия может вернуть «большую восьмерку»
Иван Сафранчук, Федор Лукьянов, Сергей Лавров, Александр Грушко, Анатолий Адамишин
Глава МИД Германии назвал условия возвращения России в G7
В рамках майского саммита G7 будет обсуждаться вопрос возможного возвращения России в этот политико-экономический клуб, сообщил глава МИД Германии. Кроме того, Североатлантический альянс готов возобновить контакты с Москвой по линии совета Россия — НАТО.
Глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер заявил в интервью каналу DPA в воскресенье, что возвращение России в G7, или «большую семерку» ведущих стран мира (которая, таким образом, вновь станет «восьмеркой»), должно произойти на определенных условиях. По его словам, Россия должна приложить усилия в достижении политического решения кризиса на Украине, а также сыграть конструктивную роль в установлении мира в Сирии.
«Очевидно, что ни один серьезный международный конфликт невозможно решить без участия России», — сказал он.
Глава МИД Германии заявил об этом параллельно встречи глав МИД стран G7 в японском городе Хиросима. Сам Штайнмайер в Японию так и не попал: из-за неисправности самолета дипломат с извинениями отменил визит.
Созданная в 1975 году G7 включает в себя семь промышленно развитых стран: США, Великобританию, Францию, Италию, Канаду, Германию и Японию. Эта организация всегда была в большей степени неформальным клубом, который определял общую повестку экономического развития для ведущих государств.
Членство в этом «элитном клубе» Россия получила во время президентства Бориса Ельцина. Тогда «семерка» стала «восьмеркой». В период кризисов в российско-американских отношениях США часто выступали за исключение России из этой организации. Украинский кризис и смена статуса Крыма привели к тому, что РФ действительно исключили.
Двадцатка лучше восьмерки
Неясно, является ли высказывание германского министра отражением позиции только Германии или всех членов G7. Однако можно предположить, что решение о возвращении России может быть поддержано как минимум Италией и Францией. Они выступают за улучшение диалога с Россией и активно взаимодействуют с Москвой.
«Консенсуса сейчас нет, но есть другие страны, которые могут поддержать позицию Штайнмайера», — считает доцент МГИМО Иван Сафранчук, специалист в области международных отношений.
Кроме Франции и Италии к улучшению отношений с Россией стремится и Япония, где пройдет нынешний саммит G7. В начале мая японский премьер Синдзо Абэ собирается приехать в Москву.
Впрочем, глава президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов считает, что вопрос членства России в G7 уже не имеет столь актуального значения. «Тогда это было клубом элитных западных государств, и членство в нем было вопросом престижа», — говорит Лукьянов, с которым «Газете.Ru» удалось пообщаться в рамках XXIV ассамблее СВОП «Внешняя политика в наступившую эпоху». В мероприятии принимал участие глава МИД РФ Сергей Лавров.
Теперь гораздо большее значение имеет формат G20, в котором Россия участвует, считает эксперт. Членом этой организации также является и Китай, который не входит в G7, но является крупнейшей страной мира по ряду экономических показателей.
В Кремле ранее давали понять, что в формате G20, где все страны находятся в равном положении и менее зависят от США, действовать и договариваться гораздо комфортнее. В период активной изоляции России президент Владимир Путин использовал встречи «двадцатки», чтобы проводить «встречи на ногах» с западными лидерами.
Штайнмайер считается одним из активных сторонников сближения с Россией, что очень ценят в Москве. Один из высокопоставленных российских дипломатов в разговоре с «Газетой.Ru» охарактеризовал министра как «приятного человека и хорошего политика». Во внешнеполитических кругах России отмечают, что многие прибывающие в Россию западные политики сетуют, что связаны обязательствами внутри ЕС. Это мешает проводить курс на сближение с Москвой.
При этом источник «Газеты.Ru» во внешнеполитических кругах отмечает, что ситуация внутри ЕС стремительно меняется, что может сильно изменить позицию союза в ближайшее время. «Проект единой Европы не выглядит как локомотив, который идет по расписанию», — утверждает он.
Открытие НАТО
Несмотря на критику, «рабочий диалог» между Россией и ЕС идет, и в середине мая должна пройти встреча российских и европейских дипломатов по инвентаризации отношений. Об этом сообщил на недавней встрече экспертов Совета по внешней и оборонной политике источник, который знаком с повесткой встречи.
Кроме заморозки членства в G7 Россия лишилась возможности вести политический диалог с НАТО. Между тем возобновление диалога с альянсом важнее формата «семерки», так как в этом формате решаются непосредственные вопросы международной безопасности.
Стороны на днях пришли к договоренности о необходимости возобновить прерванный диалог.
Первая встреча Совета Россия — НАТО на уровне послов пройдет в Брюсселе в ближайшие две недели. Об этом в субботу сообщил журналистам постпред России при НАТО Александр Грушко. Это будет первая встреча такого уровня с момента заморозки диалога в 2014 году.
Определение повестки, как отмечают во внешнеполитических кругах, идет трудно. В НАТО хотят говорить в основном о ситуации на Украине, а также обсуждать полеты российских самолетов вблизи границ стран — членов Североатлантического альянса. Руководство НАТО неоднократно упрекало Россию в том, что отечественные военные самолеты совершают полеты с выключенными транспондерами — приборами, которые позволяют видеть их на радарах. Это пока не приводило к военным инцидентам, однако за прошлый год вызвало целый ряд дипломатических скандалов.
Россия, в свою очередь, хочет обсуждать более широкую повестку, включая борьбу с терроризмом и ситуацию в Афганистане. Центральное правительство страны не контролирует большую часть территории, и это серьезно беспокоит Москву. Афганистан граничит с Таджикистаном — союзником России по военному альянсу ОДКБ. В кругах, близких к МИД РФ, ситуацию в Афганистане характеризуют как близкую к катастрофической.
Из Афганистана через Центральную Азию в Россию пролегает не только террористическая инфраструктура, но и пути опийного наркотрафика. Москве нужны гарантии, что НАТО, до сих пор сохраняющее военное присутствие на афганской территории, будет активно противостоять этим угрозам.
До заморозки отношений НАТО и Россия оценивали свое сотрудничество в Афганистане как весьма эффективное. Оно охватывало и военную сферу. Альянс на деньги Пентагона закупал российские военные вертолеты, отлично зарекомендовавшие себя в афганских условиях. Россия также совместно с НАТО готовила местных специалистов по борьбе с наркотрафиком в специально организованном для этого центре в Подмосковье.
По мнению члена СВОП, экс-заместителя главы отечественного МИДа Анатолия Адамишина, НАТО хочет вести сегодня с Россией лишь «селективный диалог» по узким вопросам. «Нам хотят дать понять, что мы еще недостаточно исправились, но это похоже на детскую игру: «Я с тобой не вожусь», — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». При этом эксперт отмечает, что говорить сторонам все равно придется. Диалог о безопасности между Россией и Западом не прерывался даже во времена «холодной войны».
Александр Братерский