Александр Гольц: Итоги недели. Страна-изгой
Совершенно очевидно, что решение спортивного арбитражного суда в Лозанне, отказавшего в иске российским легкоатлетам и лишившего их последних надежд на участие в Олимпиаде, — решение политическое. Совершенно очевидно, что оно вводит коллективное наказание для всех наших легкоатлетов. Без сомнения, оно обернется подлинной трагедией для тех спортсменов, для которых нынешние Олимпийские игры должны были стать главным событием жизни.
В отличие от суда уголовного арбитраж не стал трактовать сомнения в пользу обвиняемых. Однако в роли обвиняемых были совсем не наши атлеты — в роли обвиняемого была наша страна, Российская Федерация.
То, что произошло в Лозанне, является прямым и непосредственным результатом аннексии Крыма и необъявленной войны на Донбассе. В какой-то момент цивилизованный мир растерялся в ситуации, когда ядерная держава нагло, в открытую, нарушает все общепризнанные международные законы и при этом ухмыляется: «Попробуйте, докажите…». И вот сейчас мы наблюдаем ответную реакцию. Она выражается не только в конкретных военных приготовлениях, о которых только что было объявлено на саммите НАТО в Варшаве. Но и в том, что мировые лидеры общаются с главным российским начальником только по телефону и только когда надо избежать дальнейшего кровопролития, будь то ситуация на Донбассе или в Сирии.
Теперь подозрения априори вызывает все, к чему причастно российское государство, и даже то, к чему оно теоретически может быть причастно. Какие могут быть сомнения, когда в другом докладе международное антидопинговое агентство описывает какой-то шпионский фарс, который не под силу было выдумать ни Грэму Грину, ни Джону Ле Карре. Дежурные группы офицеров ФСБ каждую ночь подменяют бутылочки с мочой, причем бутылочки эти научились вскрывать, что решительно исключала фирма-производитель…
Нормальная реакция любого человека на все на это: я не буду пытаться уличить их, я не буду состязаться с этими шулерами в ловкости. Я просто перестану с ними общаться. Пусть дурят свое население. Пусть рассказывают друг другу про скрепы и самобытность. Пусть считают дипломатией эскапады Марии Захаровой. И пусть смотрят, как их спортсмены сами с собой соревнуются. Но пусть делают это в гордом одиночестве. Без международных контактов, без иностранных технологий, без иностранных инвестиций. Один видный российский политолог объяснял тут недавно неразумным европейцам: у нас, мол, геном такой сформировался, не можем не быть великими, кому бы чего бы это ни стоило. Хорошо, отвечает окружающий мир, про геном поняли. Только уж тогда с ним, с геномом своим, живите отдельно от нас. А то вдруг это заразно…
То, что сейчас происходит, и есть новая реальность России, которая по-другому называется полная задница. Мир начинает считать, что все, абсолютно все, исходящее от нашей страны, является либо угрозой, либо провокацией, либо просто попыткой надуть. Наша великая страна превратилась в изгоя. Кто-то скажет, что несправедливо распространять на всех российских спортсменов презумпцию нечестности, а всех граждан страны считать причастными к делам Кремля. Ну, это как посмотреть. Ведь самые чистые-пречистые спортсмены жили все эти годы не в вакууме. Они что, не видели, как их товарищи по команде, клявшиеся в верности олимпийским принципам, пригоршнями глотали таблетки и запивали их замечательными коктейлями с анаболиками? Ведь речь идет о системе, складывавшейся годами.
Что до всех россиян, то разве не подавляющее большинство сограждан радостно приветствует присоединение Крыма и войну с «бандеровцами» на Донбассе, жаждет цензуры, приветствует запрет на усыновление сирот иностранцами? В ходе опросов общественного мнения «дорогие россияне» признаются: да, знаем, что Кремль попирает международное право, но все рано одобряем. Горькая правда заключается в том, что Путин с Киселевым не только манипуляторы, они еще и выразители самых дремучих, самых мракобесных представлений сограждан.
К сожалению, нарастающая изоляция России является лишь гигиенической мерой для Запада, но никак не лекарством для нашей страны. Я не настолько наивен, чтобы допустить, что в результате кто-то задумается, как мы дошли до жизни такой. Скорее наоборот — еще охотнее будет верить путинским сказкам об изначальной злокозненности Запада. А там недалеко и до повторения турецкой вакханалии, которая всю неделю разворачивалась на наших глазах. Когда интеллигенцию обвиняют в поддержке военного переворота и заодно громят книжные магазины.
И здесь, конечно, нельзя исключать ситуацию, что в перспективе Россия может возглавить союз таких же стран-изгоев, включая Турцию. Нужно же, в конце концов, устраивать с кем-то Олимпиаду, пусть очень-очень маленькую, зато по нашим правилам…