Светлана Миронюк: Твит на вылет
| Сноб
Выгонят ли Илона Маска из собственной компании за несдержанность в соцсетях
Илон Маск обвинил дайвера, участвовавшего в операции по спасению детской команды в Таиланде, в педофилии, был раздавлен в соцсетях, а потом извинился. Может ли лидер публичной компании так себя вести?
В ситуации с выходами негативных твитов в адрес дайвера виноват сам Илон Маск. И это не первый раз, когда он не может контролировать свои эмоциональные реакции. Это вызывает огромное опасение акционеров и инвесторов Tesla. Когда Маск обвинил дайвера в педофилии, акции Tesla упали на 4%, и это негативно сказалось на капитализации компании, потому что успешная публичность проектов Маска в большой степени завязана на словесных интервенциях ее создателя.
Когда развивалась ситуация с тайскими подростками, британские, австралийские и японские дайверы объединились, чтобы вытащить мальчиков из ловушки. Потом Маск заявил, что тоже хочет помочь и думает над альтернативными путями спасения вплоть до создания воздушного коридора в виде специальной трубы, проложенной по дну пещеры. В тот момент у меня потекли слезы, я подумала: какой крутой человек Маск, ему небезразличны вещи, которые напрямую его не касаются.
Реакция моего сына, который живет и работает в Шотландии и находится в другой информационной среде, была ровно противоположная. Он считал, что это, как принято говорить в России, «пиар на чужой драме». Несколько дней, пока эта ситуация развивалась, мы находились в виртуальном споре — кто из нас больше прав. После твита про педофилию я сказала сыну, что, похоже, прав он. Все-таки Ансворт, спасший детей, взял на себя большую ответственность, и обвинять его в педофилии совершенно неуместно.
Обвинение в адрес дайвера удивило меня и заставило подумать о том, что у Маска большие проблемы с самим собой, с эмпатией по отношению к другим людям, которых он, скорее всего, воспринимает как объект для своей интеллектуальной реализации, не больше.
Попытки Маска показать себя и свои технологии на фоне чужой беды были плохой пиар-акцией. Но даже в этой ситуации у него была возможность обернуть все в свою пользу. Получив негативный отзыв про мини-субмарину, надо было не оскорблять дайвера, а встретиться с ним и обсудить другие технологические решения для подобных случаев. К сожалению, Маск этого не сделал.
Извинения, которые он принес спустя какое-то время, были связаны с перспективой судебного иска, который, я убеждена, будет подан, и публичной негативной реакцией акционеров.
Если действия управляющего компании становятся высокорисковыми и этот риск наносит непоправимый или трудно поправимый ущерб, акционеры могут найти нового лидера. Сегодня Маск семимильными шагами приближается к судьбе Трэвиса Каланика, соучредителя Uber.
Ну а вообще, в сегодняшнем абсурдном политическом театре с PR-экономикой, где американский президент с завидной регулярностью дважды в день меняет свое мнение на противоположное, а еврей Цукерберг, изучавший книги Эли Визеля о Холокосте в школе, не препятствует его отрицанию в своей социальной сети, вполне себе закономерен и гениальный, масштабно мыслящий предприниматель с полным отсутствием эмпатии и пренебрежением к этическим принципам.
Записала Анастасия Степанова