Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

Александр Ломанов: Торговая война: сделано в Китае, сделано в США

22.11.2018 – 20:20 Комментарии

Александр Ломанов

| Международный дискуссионный клуб «Валдай»

На форуме АТЭС Си Цзиньпин и Майк Пенс не слушали выступления друг друга. Это недобрый символический знак, который указывает на снижение роли АТЭС как инструмента развития торговли и инвестиций в регионе.

Форум АТЭС, состоявшийся в ноябре 2018 года, стал ярким примером деструктивного влияния американо-китайского противостояния на перспективы регионального развития. Спор о содержании совместного коммюнике отразил глубину расхождения позиций Вашингтона и Пекина. США требовали от участников жёсткого осуждения Китая за «нечестную» торговлю. Китай добивался, чтобы форум высказался против протекционизма и односторонней политики – и это стало бы недвусмысленной критикой в адрес американских властей. Найти общий язык так и не удалось.

Выступления китайского лидера Си Цзиньпина и американского вице-президента Майка Пенса показали, что договориться двум сторонам становится всё сложнее. США выражают недовольство торговой политикой Китая, его стремлением получить от выходящих на китайский рынок американских компаний передовые технологии, негодуют по поводу «кражи интеллектуальной собственности». К этому приплюсованы заявления о защите от китайских посягательств «свободы мореплавания» в Южно-Китайском море и критика за несоблюдение прав человека. Американская сторона собрала экономические, военно-политические и гуманитарные аргументы в один ударный кулак, желая создать увесистый таран в общении с Китаем.

Рассуждения Пенса о том, что Китай много лет процветал за счёт США, смахивают на хвастовство. Но к его словам о том, что «эти дни уже в прошлом», следует отнестись всерьез. Американский вице-президент обещал, что США не сменят курс на китайском направлении до тех пор, пока Китай не поменяет свою политику. Это означает, что торговая война будет набирать обороты.

Рынки и экономические аналитики с энтузиазмом откликнулись на слова Дональда Трампа о том, что Китай дал ответ на требования США, поскольку «хочет заключить сделку». Если такая сделка будет заключена, то США не введут в январе повышенные пошлины в размере 25% на китайский импорт на сумму 267 млрд долларов. Трамп пояснил, что китайских обещаний недостаточно и Пекин должен пойти на дальнейшие уступки. Вопрос в том, где находятся границы этих уступок. Деловым кругам США нужна торговля с Китаем. И в этой сфере пространство для торга велико. Китайская сторона готова сократить дефицит в торговле, наращивая закупки американского углеводородного сырья, сельхозпродукции, потребительских товаров. Подобная сделка была согласована в мае 2018 года, но Трамп от неё отказался.

Китай не против расширения доли американского бизнеса на своём рынке. Защита интеллектуальной собственности в Китае постепенно укрепляется, поскольку по мере развития национальной инновационной системы увеличивается число китайских патентов. Си Цзиньпин неустанно убеждает иностранцев в том, что Китай будет открывать рынки, облегчать доступ для зарубежных компаний, снижать пошлины и расширять потребление иностранных товаров и услуг. Эти предложения адресованы деловым кругам всего мира, что не исключает обсуждения дополнительных преференций для компаний из США.

Препятствием стала быстро крепнущая убеждённость американской политической элиты в том, что Китай бросает вызов национальной безопасности и экономическим интересам США. Американские политики добиваются от Китая смены модели экономического развития, создающей «несправедливые» преимущества в международной конкуренции. Они хотят, чтобы Пекин отказался от государственной поддержки инновационного сектора экономики.

Трамп недоволен программой «Сделано в Китае – 2025», которая была обнародована в 2015 году. Её цель состоит в обретении к середине следующего десятилетия лидерства по десяти направлениями (информационные технологии, робототехника, авиация и космонавтика, транспорт, энергетическое оборудование, новые материалы и так далее). Китай не пожертвует ни одной из этих сфер. К тому же широкое использование американской администрацией политики санкций и торговых эмбарго стало дополнительным аргументом в пользу создания Китаем собственной передовой научно-технологической базы.

Однако Пекин вполне может подыграть партнёру и отказаться от дальнейших упоминаний о Программе-2025, продолжив работу над каждым направлением по отдельности без пропагандистской шумихи. Ничего нового в этом нет. Ещё в начале 1990-х Дэн Сяопин завещал политическим преемникам «не выставлять свои возможности напоказ».

Американская сторона полагает, что китайские власти дадут слабину и пойдут на уступки, чтобы сохранить экономические показатели (торговые барьеры грозят снижением годового прироста ВВП примерно на 1%). Но в Китае понимают, что легкомысленное принятие требований приватизации, либерализации и демократизации способно дестабилизировать ситуацию внутри страны. И тогда экономический рост может прекратиться или вовсе стать отрицательным. Чтобы сохранить темпы, Пекину гораздо проще прибегнуть к хорошо освоенным мерам финансового стимулирования экономики.

Со времени начала в декабре 1978 года китайских реформ прошло 40 лет. Не исключено, что благодаря плавной трансформации ещё через четыре десятилетия китайская экономика будет соответствовать самым строгим американским рыночным стандартам. Однако Трамп не сможет приписать эту заслугу себе. Ему нужен очевидный и убедительный успех, который можно будет предъявить избирателям в 2020 году.

Считается, что тактика безудержного наращивания давления на партнёра ради заключения выгодной сделки является фирменным стилем Дональда Трампа, обеспечившим ему успех в бизнесе. Проблема в том, что запугивание ядерных держав грозит фатальными просчётами и утратой всего, что было нажито человечеством непосильным трудом за многие тысячелетия.

На форуме АТЭС Си Цзиньпин и Майк Пенс не слушали выступления друг друга. Это недобрый символический знак, который указывает на снижение роли АТЭС как инструмента развития торговли и инвестиций в регионе. Самое лучшее, что смогут сделать Трамп и Си на «двадцатке» в Аргентине – прекратить публичную полемику и дать старт серьёзным переговорам. Это будет лишь перемирие, а не настоящее примирение.

Тарифы и ограничения, которые Вашингтон и Пекин уже ввели в отношении друг друга, вряд ли будут отменены в обозримом будущем. Хорошей новостью станет взаимный отказ от создания новых торговых барьеров. Плохой новостью будет превращение «двадцатки» вслед за АТЭС в ещё одну международную площадку для обмена упрёками между двумя экономическими гигантами.

Метки: , , , , , , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>