Георгий Бовт: Дилетантизм – наше все
Что стоит за призывами «дождаться результатов официального расследования»
Всякий раз после какой-нибудь катастрофы наши люди делятся на два лагеря. На «дилетантов» и, условно, «профессионалов». Эти расхождения не относятся к жертвам. По ним просто скорбят. Нынче это легко: «повесил» свечку в аккаунте – и вроде как скорбишь, хотя для кого-то это — показуха.
Так было и с недавней катастрофой «Суперджета» в «Шереметьево». Она «транслировалась» в прямом эфире, так что высказаться по теме мог каждый желающий. Вот видно, как пилот пытается посадить самолет с полными топливными баками и тот «козлит» на полосе, после чего возникает пожар. Вот видно, как спасшиеся люди разбегаются по летному полю, как зайцы, их никто не принимает в заботливые руки, как в фильме «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом и других фильмах, где показаны авиакатастрофы. Никакой пены на полосе, никакого эскорта из пожарных машин и «скорых». Ну в общем совсем не как в кино. А люди не привыкли, чтоб не как в кино. И у них по этому поводу много вопросов.
Последовали, как говорят, «скоропалительные выводы». Сначала про самолет с трудной судьбой и неоднозначной репутацией. Который, дескать, больше стоит в ремонте, чем летает. Дескать, и двигатель у него, созданный в кооперации с французами, мягко говоря, по ресурсу не очень. И запасных выходов мало. Да и проблему защиты от молнии в мире давно решили технически (последняя крупная катастрофа была в США в 1963 году с самолетом «Boeing-707», который от удара молнии взорвался в воздухе).
Потом добрались до пилота: ну кто ж так сажает, надо было топливо-то слить, а не паниковать и нос к земле не прижимать. Вот, смотрите, что пишут про нос и уход на второй круг для посадки в случае отскока в инструкциях по пользованию самолетами.
Публика даже бросилась петицию составлять: надо все «Суперджеты» посадить на землю вплоть до окончания расследования. А еще лучше прекратить выпендриваться и строить их себя великую авиационную державу, а летать на «Боингах» с «Эйрбасами», как весь мир. Можно еще на «Эмбрайер», но он бразильский и это будет уже совсем западло. Как будто кто-то там наверху эти петиции читает. Минтранс заявил сразу же: причин приостанавливать полеты нет. Еще бы они были: поставить 106 бортов (столько самолетов этого типа в российских авиакомпаниях) на прикол в летний сезон, — да вы же потом, граждане, сами начнете бухтеть про транспортный коллапс, невозможность никуда улететь и дороговизну билетов.
Тем более, что другая часть общественности – условно, «профессионалы» — тоже не молчат. Их голос слышен с первых минут после очередной катастрофы. И произносит он всегда примерно одну и ту же фразу – строго: «Надо дождаться результатов расследования прежде, чем делать какие-то выводы».
Мол, нечего всяким дилетантам лезть со своими «диванными» рассуждениями в серьезные проблемы. Вот расшифруют специалисты «черные ящики» — и все расскажут. Может быть. Если захотят. Короче, «ждите ответа, ваш звонок очень важен для нас».
Те, кто обычно призывает «дождаться выводов расследования» и не поднимать хайп, как правило, «государственники». И даже охранители. Им в каждом таком «хайпе» видится покушение на устои и происки либерастов, которые пляшут под дудку «вашингтонского обкома». Те, кто лезут с дилетантскими суждениями и призывают закрыть в ангар первый за несколько десятилетий отечественный самолет (хотя он больше, чем наполовину собран из иностранных компонентов), вновь хотят поставить нашу страну «на колени», поклоняются всему западному, в том числе «Боингам». Которые тоже падают и у которых, поставляемых в нашу стран, как известно всякому телезрителю, вмонтированы специальные чипы, которые в час «Х» примут команду из ЦРУ или Пентагона — и самолеты не взлетят. «Дилетанты» и «диванные эксперты, которые ни черта не понимают, подрывают веру людей в правильность действий руководства вообще и назначенных им комиссий по расследованию, в частности. А самолет этот нормальный, любой другой от таких ударов об полосу наверняка бы развалился, а наш выдержал, а более тридцати человек удалось спасти.
Охранители – они на то и охранители, что всюду пытаются – и не всегда безуспешно – найти «якоря», скрепы стабильности, остовы веры, предсказуемости и государственной надежности. Потому как убери их – и что тогда такое наша жизнь?
Сплошное воровство, некомпетентность, пренебрежение правилами и регламентами, криворукость и засилье блатных, в том числе в корпорациях, которые делают космические корабли и самолеты. Поверить в это как тотальное явление – значит поверить в то, что страна идет не туда, загнивает и отстает. А хочется верить, что она идет (вернее, ее ведут) куда надо и шагает в ногу со временем, это как минимум. А как максимум — «мы еще всем покажем Кузькину мать».
Подобный раскол на «диванных экспертов-дилетантов» и сторонников принципа «надо дождаться результатов официального расследования» присущ не многим странам, но нашей — точно. Вот, например, в «пресловутой» (а какая она еще?) западной прессе не доводилось читать призывов официальных лиц к дилетантствующей публике заткнуться и довольствоваться пресс-релизом, когда его соизволят ниспослать. Ждать, что через год скажет официальная комиссия по расследованию. Теракта ли, авиакатастрофы ли, громкого преступления.
«Дилетантствующей публике» в демократических странах не принято затыкать рот, даже если она несет пургу и сеет слухи.
Для рассеивания пурги и слухов есть специально обученные пресс-службы, которые немедленно выходят в эфир и начинают терпеливо объяснять действия служб спасения, а также отвечают на неудобные вопросы прессы, если она рискнет заинтересоваться расторопностью действий тех или иных служб. Отвечают на такие вопросы в том числе и руководители соответствующих ведомств.
В случае, аналогичном аварии с «Суперджетом», пресс-конференции фирмы-производителя и аэропорта шли бы непрерывно. Никто не посмел бы отмахиваться: идите прочь, ждите результатов расследования. Потому что неудобные, порой дурацкие вопросы задают никакие на самом деле не «дилетанты», а избиратели и налогоплательщики.
И если у них начинается паника по поводу того, что новый «Boeing-737-MAX» недоработан и у него «кривой софт», то все 350 бортов лучше посадить на землю от греха и до исправления брака. Хотя, скорее всего, «грех» корпорацию «Boeing» настигнет все равно в виде многомиллиардных штрафов. Кстати, на борту сгоревшего «Суперджета» погиб гражданин США, так что насчет исков и штрафов тут возможны всякие варианты.
Авиакатастрофа в «Шереметьево» попала на видео. А то ведь она могла бы подпасть под недавно принятый закон о наказании за распространение «фейков». Он был принят под впечатлением думского руководства от реакции общественности (то есть «дилетантов») на действия пожарных во время ликвидации пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Паникеры (а также провокаторы) распространяли слухи о немыслимом количестве жертв, которые, слава богу, не подтвердились.
Однако попутно «дилетанты», не дожидаясь результатов расследования, стали задавать крайне неудобные вопросы. О том, как принимался этот ТЦ в эксплуатацию, адекватны ли были действия пожарных, не пытались ли они в первую очередь уничтожить какие-то улики, которые могли бы компрометировать местное МЧС? И так далее. По прошествии короткого времени оказалось, что почти все «дилетантские вопросы», особенно насчет коррупции, были в точку. Сменилось и руководство федеральной МЧС. Правда, на этом уровне коррупцию расследовать не стали, а жаль. «Дилетанты» не дожали. А если бы «диванные эксперты» не задали неудобных вопросов, поставили бы свечку в аккаунтах – и все?
Были и другие случаи, когда мнение «дилетантов» оказалось верным. Так было после катастрофы «древнего» Ту-134 под Петрозаводском в 2011 году. После чего все эти самолеты были сняты с регулярных коммерческих рейсов решением президента Медведева. Так было после катастрофы «Boeing-737» в 2008 году в Перми, когда «дилетантствующая публика» с самого начала утверждала, что пилоты были пьяны и потому потеряли ориентацию в пространстве. Им тогда тоже предлагали ждать результатов расследования. Оно шло годы, факт опьянения был доказан, добились выплат компенсации.
Но далеко не всегда «дилетантам» удается настоять на полном расследовании. Так было после Беслана: комиссия «профессионалов» успешно закопала вопрос об адекватности действий силовиков. Так было после Дубровки, никто так и не узнал, что за газ был использован против террористов, захвативших «Норд-Ост» и почему медики не имели антидота. Сейчас, думаю, мы узнали бы еще меньше подробностей той трагедии.
Те, кого бюрократические вельможи называют «дилетантами» и «диванными экспертами», часто замещают роль, которую должен бы брать на себя парламент и независимый суд. Именно парламент давно должен бы заинтересоваться, каким образом были потрачены десятки миллиардов рублей на разработку «Суперджета», который многим кажется «сырым самолетом», но которого уже понаделали 139 штук. В чьих интересах и по чьему наущению был свернут проект как раз отечественного Ту-334, находившийся в высокой степени готовности? Однако почему-то «компетентные специалисты» не задают таких вопросов, а парламент не начинает расследований. Разве что Матвиенко как-то воскликнула во время выступления министра транспорта в сенате: мол, кому нужен этот «Суперджет», который никто не покупает за рубеж и который больше стоит, чем летает? Вскликнула – и замолчала, вместе со всем сенатом.
Зато активно принимаются законы, которые призваны заткнуть рот ненавистным «диванным экспертам», они же избиратели и налогоплательщики. С точки зрения властей, они должны летать и ездить на том, «что дают». Есть те продукты, которые завезли в магазины. Жить там, где живут и не задавать вопросов насчет экологии и даже близлежащей зловонной свалки. Они должны молчать, внимая официальным «экспертам». А если уж суждено им погибать, то родственники тоже должны вести себя тихо. Безропотно. Потому что — кто они такие все? Они все равно ничего не понимают. И жизнь их ничего не стоит.
Материалы по теме
One Comment »
Оставить комментарий!
I want to voice my passion for your generosity supporting men who require assistance with this important subject matter. Your real commitment to getting the solution all through appeared to be surprisingly invaluable and has really made individuals much like me to achieve their aims. This important hints and tips signifies much to me and especially to my office colleagues. Thanks a lot; from all of us.