Александр Гольц: «Авторитарный триумф» и его последствия
Последние дни увенчались очевидными победами авторитарных лидеров. На встрече «двадцатки» в Осаке Владимир Путин взял реванш за унижение, пережитое пять лет назад в австралийском Брисбене.
Тогда от него шарахались как от прокаженного. Теперь же Путин встречался и с американским и французским президентами, и с немецкой канцлером, и с японским премьером, а еще турецким и египетским лидерами, саудовским принцем. Тут еще подвезло с возвращением российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европа. Тем более что руководитель США очевидно разделяет его идеи. Чего стоит «шутейный» диалог Трампа и Путина о СМИ (сообщения об этом милом обмене мнениями появились в США).
Американский президент посетовал на свои проблемы с журналистами, позавидовав российскому коллеге, у которого таких проблем нет. На что Путин сообщил, что даже у него есть проблемы с «неправильными новостями». А тем временем главный северокорейский начальник Ким Чен Ын с полуслова понял американского президента, которому, ну, просто позарез нужно было шоу. И он его получил: Дональд и Ким встретились в демилитаризованной зоне, на линии фактической границы между двумя Кореями. И Трамп первым из американских президентов вступил на северокорейскую территорию. Пиарщики президента США получили требуемую картинку.
Некоторые американские аналитики считают, что в Осаке на наших глазах формируется «авторитарная ось» США-Китай-Россия. Получается, главный начальник России имел все основания порассуждать о конце либеральной идеологии.
Видя все это, многие отечественные либералы поспешили посыпать голову пеплом и в очередной обвинить Запад в предательстве благородных идей российской демократии. Вот лидеры ведущих западных государств общаются с Путиным, позволяют ему чувствовать себя равным. Вот работники администрации российского президента, именуемые депутатами, занимают места в ПАСЕ, при том что Россия по-прежнему считает Крым своим, а боевые действия на Донбассе продолжается. При этом взгляды простого парня Трампа на окружающий мир, похоже не слишком отличаются от путинских. Это Real politik в самом примитивном прочтении. Великие державы в постоянной борьбе и соперничестве занимаются бесконечным переделом мира. Цель при этом — добиться лучших условий для себя за счет других. Какой там, к черту, либерализм, уважение прав всех. Добро пожаловать в Парк Юрского периода. О том, что неразрешимые противоречия в этом случае разрешаются мировой войной, апологеты «новой реальности» предпочитают не думать.
Однако будем откровенны. Пусть Путин несколько поторопился объявить, что либеральная идея себя изжила, но то, что она переживает очевидный серьезный кризис, — факт. Российский начальник совершенно справедливо говорит о кризисе в отношениях элит и так называемых простых людей, которые не видят для себя никаких преимуществ ни в глобализации, ни в мультикультуризме. Можно сколько угодно сетовать на пропутинскую «гибкость» Макрона и Меркель, на оппортунизм депутатов ПАСЕ, на вульгарность и примитивность Трампа. На самом деле, увы и ах, все это — отражение мнений европейских и американских избирателей.
В рамках либеральной демократии лидеры от этих мнений зависят. Даже тогда, когда, о ужас, эти мнения отрицают либеральную демократию.Brexit, избрание Трампа, успехи националистов на выборах в Германии, примитивные националисты во главе Венгрии и Польши — все это проявления одного и того же процесса. Это бунт «синих воротничков», вдруг вспомнивших о своем неотъемлемом праве — праве голоса. Путин и Ким — не инициаторы этого печального процесса, они на нем лишь паразитируют.
Российским либералам не под силу остановить или повернуть этот процесс вспять. И уж совсем глупо сетовать на «податливость» европейцев и американцев: их лидеры, уж точно, не подписывались защищать демократические ценности в России. Когда получается — что-то делают (вспомним хоть о законе Магнитского), когда нет — извините. Похоже, они намерены сконцентрироваться на тактике «малых дел»: на том, чтобы выцарапать из России украинских моряков, на том, чтобы сохранить для самих россиян возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. Понятно, что в этой ситуации что Путин, что Ким Чен Ын стараются превратить собственный народ в заложника. Ведь, кроме угрозы ядерной войны и угрозы сделать хуже своим же людям, других козырей у них нет.
Что же делать в этой крайне тяжелой ситуации нам, российским либералам? Увы, никаких чудодейственных рецептов здесь нет. Нужно приложить максимум усилий, чтобы сократить чудовищный разрыв между обыденными представлениями российского обывателя о мироустройстве (Владимир Путин прекрасно транслирует эти представления) и ценностями свободы и демократии. Для этого потребуются годы, если не десятилетия просвещения. Причем просвещать российский народ придется в крайне неблагоприятной среде, когда тотально господствуют госпропаганда, милитаристский психоз и клерикализм. Еще предстоит научиться разговаривать с российским народом, прежде всего с молодежью, на понятном ему языке. Все это не принесет ни денег, ни славы, ни высокого положения..
Но, если мы верим в свою миссию, этим следует заниматься. А еще неплохо бы научиться договариваться друг с другом, не поднимать личные амбиции до уровня принципиальных противоречий. Увы, пока готовность к вступлению в коалиции (неизбежные, когда сторонники демократии так слабы) выражается в том, что лидеры микроскопических организаций согласны объединяться, только если остальные участники признают их лидерство.
Европа и Соединенные Штаты как-нибудь справятся с авторитарными тенденциями у себя дома, либеральное государственное устройство останется в неприкосновенности. А вот в нашей стране эти ценности еще предстоит утверждать…