Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

Сергей Рябков заявил о риске начала ядерной войны в современном мире

18.09.2019 – 11:43 Комментарии

Сергей Рябков

| ТАСС

Заместитель министра иностранных дел подчеркнул, что «особенно заметно негативная динамика проявляется в последний год»

Риск возникновения ядерной войны в современной международной ситуации существует. Об этом заявил в четверг заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, выступая на презентации доклада «Новое понимание и пути укрепления многосторонней стратегической стабильности» в пресс-центре ТАСС.

«Есть риск возникновения ядерной войны. Особенно заметно негативная динамика проявляется в последний год», — сказал дипломат.

По его словам, действия западных коллег становятся более эмоциональными и временами весьма агрессивными. «Они избегают обсуждения назревших вопросов по существу, блокируют работу диалоговых каналов, продолжают расшатывать архитектуру контроля над вооружениями, целенаправленно проводят откровенно деструктивную линию на слом наработанных десятилетиями эффективных договорных механизмов в сфере безопасности и стабильности», — пояснил Рябков.

«Это крайне опасное и безответственное поведение. Оно чревато весьма негативными последствиями для стратегической стабильности», — заключил замминистра.

Он добавил, что ядерные державы должны подтвердить недопустимость ядерной войны. «Нужно, чтобы ответственные ядерные державы переподтвердили недопустимость ядерной войны. Есть классические формулы. Они были отчеканены в том числе с участием с американской стороны президента Рональда Рейгана, который является кумиром многих нынешних деятелей, задающих тон в Вашингтоне», — сказал Рябков.

Контроль над вооружениями

Он также сообщил что подход РФ к стратегической стабильности предполагает сохранение и укрепление режимов контроля над вооружениями.

«Что касается военной сферы, то мы ведем речь о сохранении и укреплении режимов контроля над вооружениями, включая ограничение стратегических потенциалов, — сказал он. — Мы говорим о более высоком уровне доверия и предсказуемости, о воздержании от таких военно-политических шагов, которые могли бы восприниматься другими членами международного сообщества как угроза и вынуждали бы принимать ответные меры».

«Стратегическая стабильность должна, безусловно, учитывать все множество факторов, влияющих на международную безопасность и подразумевать такое состояние, при котором ядерные державы будут стремиться не допускать действий, способных привести к созданию опасных дисбалансов в области ядерного сдерживания, либо будут повышать риски развязывания войны», — продолжил Рябков.

Замглавы российского внешнеполитического ведомства пояснил, что в сфере политики понятие сдерживания предполагает более широкую, нежели исключительно военную, трактовку этого феномена. «В политической области это предполагает строгое соблюдение международно-правовых норм, уважение законных интересов всех стран и народов, включая недопустимость вмешательства в политическую жизнь других государств», — указал Рябков.

«Ситуация в сфере стратстабильности продолжает ухудшаться — и это факт, и факт неоспоримый. Риски тоже растут», — резюмировал он.

При этом Россия не считает, что система договоренностей по контролю над вооружениями утратила актуальность, подчеркнул дипломат. «По большому счету нельзя все это наследие даже умозрительно представить утратившим актуальность только в силу того, что поменялись какие-то приоритеты или возникают новые обстоятельства», — сказал он.

Рябков подчеркнул, что «демонтаж системы контроля над вооружениями в том темпе и в том объеме, как это в настоящее время целенаправленно осуществляют США, резко повышает риски в сфере международной безопасности».

Кроме того, отвечая на вопрос журналиста о гипотетической возможности того, что МИД РФ может встать на революционную стезю и отказаться от соглашений, представленных устаревшими и неэффективными, Рябков категорически опроверг это. «Я по-иному прочитал выводы доклада и в том виде, как вы их описали, МИД не готов ассоциировать себя с ними», — указал он.

«Мы не говорим о том, что все это должно быть застывшей конструкцией. Наоборот, мы задолго до появления в Вашингтоне у власти нынешней администрации подчеркивали на всех уровнях, что дальнейшие шаги по пути сокращения ядерных вооружений будут гипотетически возможны только в случае полного учета всей совокупности факторов, влияющих на стратегическую стабильность, — продолжил высокопоставленный дипломат. — В переводе на более понятный не военным и не дипломатам язык, это означает, что продолжать сокращаться [в сфере вооружений] без, например, соответствующих ограничений в сфере противоракетной обороны, невозможно».

Замглавы МИД РФ также подчеркнул, что Россия настаивала на необходимости продолжения работы над режимом контроля над вооружениями и его модернизацией задолго до начала каденции президента США Дональда Трампа. «Мы говорили задолго до Трампа и его прихода в Белый дом, что мы вплотную подошли к рубежу в сфере контроля над вооружениями, после которого императивом становится полный учет ядерных потенциалов других государств, обладающих таким оружием, — сказал он. — Ничего драматического с точки зрения появления каких-то новых подходов к тем или иным договоренностям не существует».

Позиция США

Рябков также добавил, что Вашингтон всеми способами показывает, что пока не готов предметно обсуждать продление Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название — СНВ-3). 

«В Вашингтоне продолжают заматывать решение вопроса о продлении [ДСНВ], искусственно создают неопределенность, несмотря на наши предложения продлить договор на пять или менее лет при условии приемлемого урегулирования проблемы переоборудования части стратегический носителей США под неядерные миссии, — сказал дипломат. — Нам дают понять, что не готовы к предметному разговору по этим сюжетам. По крайней мере, пока. Видимо, возникает соблазн поиграть на этой неопределенности».

При этом министр уверен, что продление договора СНВ-3 стало бы оптимальным шагом в сложившейся обстановке. «Продление договора, на наш взгляд, было бы оптимальным шагом. По крайней мере, оно давало бы определенный запас по времени для того, чтобы точнее определиться со всей конфигурацией в сфере контроля над ракетно-ядерными вооружениями в меняющейся обстановке и с учетом многожественности факторов, влияющих в современных условиях на стратегическую стабильность», — сказал Рябков.

Рябков подчеркнул, что американская сторона не понимает, что политические проблемы в сфере стратегической безопасности нельзя решить только технологическим путем.

«Возникает целый ряд сюжетов, относящихся к факторам, влияющим на стратегическую стабильность с учетом развития новых технологий. Это и космос, и киберсреда, это и вся проблематика, связанная с совершенствованием системы ПРО, которая, видимо, не у всех, но у многих их тех, кто задает тон в Вашингтоне, может восприниматься как такой золотой ключик, открывающий дверку если не в рай, то, по крайней мере, в царство абсолютной собственной безопасности», — сказал Рябков.

«Коллеги в США, к сожалению, не понимают, что у политических проблем не может быть технических и технологических решений. Странным образом они продолжают верить, что в какой-то момент можно создать щит, против которого меча не найдется, или, наоборот, обрести такой меч-кладенец, против которого ни один Иван-дурак никакого противоядия не найдет. Это все из разряда политической наивности в сочетании с политической фривольностью», — добавил он.

Россия в свою очередь рассчитывает на готовность США к возобновлению полноценных переговоров по стратегической стабильности и продолжит усилия по началу диалога с США о мерах проверки переоборудования американских носителей под неядерные миссии, отметил дипломат. 

«Выступаем за возобновление полноценных переговоров об обеспечении стратегической стабильности и международной безопасности, — подчеркнул высокопоставленный дипломат. — Рассчитываем на ответную готовность наших заокеанских коллег [США] к серьезному и заинтересованному диалогу».

По его словам, американские коллеги «однозначно уходят от обсуждения того, что постановка вопроса о многостороннем подходе к контролю над вооружениями и к стратегической стабильности, несомненно, должна предполагать учет соответствующих ядерных потенциалов, имеющихся у союзников США по НАТО [Великобритания и Франция]».

При этом дипломат подчеркнул, что Россия не исключает, что США взяли курс на снижение порога применения ядерного оружия. «Совсем непонятно, по какой причине переподтверждение формулы о том, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана, вызывает такие проблемы в Вашингтоне. Это добавляет нам оснований предполагать, что отнюдь не Россия, а США в практическом плане ведут дело к понижению порога применения ядерного оружия», — сказал он. 

По его словам, американские власти не понимает, что политические проблемы в сфере стратегической безопасности нельзя решить только технологическим путем: «Странным образом они продолжают верить, что в какой-то момент можно создать щит, против которого меча не найдется, или, наоборот, обрести такой меч-кладенец, против которого ни один Иван-дурак никакого противоядия не найдет. Это все из разряда политической наивности в сочетании с политической фривольностью».

«Это и космос, и киберсреда, <…> это и вся проблематика, связанная с совершенствованием системы ПРО, которая, видимо, не у всех, но у многих их тех, кто задает тон в Вашингтоне, может восприниматься как такой золотой ключик, открывающий дверку если не в рай, то, по крайней мере, в царство абсолютной собственной безопасности», — заключил Рябков.

Он добавил, что новая встреча с США по стратегической стабильности прорабатывается и запланирована на осень. 

«Она находится в проработке с точки зрения графика и времени ее возможного проведения. То, что она осенью состоится, можно сказать с определенностью», — подчеркнул высокопоставленный дипломат.

Рябков отметил, что исходит из того, что его визави на этих консультациях станет заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон.

Отношения с Западом

Рябков отметил, что Россия выступает за развитие оперативных каналов по предотвращению возможных инцидентов с западными странами.

«Это направление должно приоритетным образом отрабатываться не только по военным и дипломатическим линиям, но и по общественным: укрепление инструментария, который снижал бы вероятность инцидентов, — сказал он. — Имеющиеся соглашения с рядом государств в области предотвращения инцидентов требуют актуализации, осовременивания, чем мы и занимаемся».


Метки: , , ,

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>