Фотоматериалы

Фотографии с мероприятий, организуемых при участии СВОП.

Видеоматериалы

Выступления членов СВОП и мероприятия с их участием: видео.

Проекты

Масштабные тематические проекты, реализуемые СВОП.

Главная » Главная, Новости

Георгий Бовт: Руки прочь от котиков и собачек — на их месте можете оказаться вы

02.12.2019 – 14:26 Комментарии

Георгий Бовт

| Сноб

Мода принимать законы о повышении «социального статуса» животных дошла до Италии. Там подготовлен законопроект, присваивающий им статус «существ, обладающих чувствами». Некоторые считают, что новый порядок фактически приравняет права кошек и собак к правам детей. На самом деле люди поступают благоразумно: они сами могут в будущем оказаться в положении «милых котиков»

По итальянскому закону, если его примут, хозяев обяжут обеспечивать своим питомцам достойную жизнь в соответствии с их потребностями. В случае развода супруги должны будут определить, с кем останется животное. Собаки смогут вместе с хозяином посещать церковь и общественные учреждения. В случае смерти хозяина уход за животным ляжет на плечи наследников. 

Закон о защите животных от насилия в Италии, как и во многих других странах (включая Россию), уже имеется. Есть там у животных и кое-какие права — например, право отдыхать у моря на специальных собачьих пляжах. Такая политика на государственном уровне — обычно часть общей гуманизации человеческого общества. Там, где не дают в обиду собаку или пускают ее в кафе, меньше шансов, что пенсионерка умрет в доме от холода, потому что у нее отключили за долги газ.

Первой страной, признавшей животных существами, обладающими чувствами, в 2015 году стала Новая Зеландия: там признали за ними способность страдать, чувствовать боль, испытывать положительные и отрицательные эмоции. Соответственно, и наложили на людей определенные обязательства. 

Тут, конечно, можно привести ставшее уже банальным высказывание Сент-Экзюпери по поводу ответственности за тех, кого мы приручили. Однако дело, возможно, сложнее. Человеческая эволюция в определенной степени отразилась на отношениях людей и животных, породив много интересных взаимосвязей.

В Древнем Египте, как известно, кошка считалась животным священным. Объяснений тому множество: и защита от нечистой силы, и плодовитость (что соотносится с богиней плодородия), и, наконец, самое утилитарное — кошки уничтожают грызунов и спасают урожай. Собственно, утилитарное отношение к животным утвердилось на века. Собаки охраняют дом (и не только, на них много «навешали»), лошади возят грузы, кошки ловят мышей, соколы помогают на охоте. Такое утилитарное отношение дало, в частности, возможность средневековым эскулапам производить препарирование живых тварей с целью посмотреть, что же у них там внутри и как это все устроено. Людей препарировали тогда с аналогичными целями все же уже в мертвом состоянии.

Долгое время (но это уже после Древнего Египта) принципиальными считались два отличия людей от животных. Якобы люди обладают бессмертной душой, а еще разумом. Соответственно, те, кто с «бессмертной душой», получили на века полное моральное и чисто юридическое право владеть животными, употреблять их в пищу, заставлять работать, а также убивать, когда им заблагорассудится, даже не имея на это никаких резонов, а просто ради забавы.  

С душой, правда, сейчас вскрылись чисто научные проблемы — более актуальные, конечно, для атеистов. Дело в том, что душу, собственно, не нашли, о чем по безрассудному и варварскому поведению людей по отношению к себе подобным можно было бы догадаться много раньше. Условные «9 граммов», на которые облегчается тело после смерти человека, ни одним ни спектральным, ни еще каким анализом не уловлены. Нейтрино ловить научились, а вот души, отлетающие в мир иной, нет. 

Что касается разума, то в части человеческих ощущений и эмоций их, как теперь выяснилось, можно вполне разложить на биохимические алгоритмы. Ровно такие же в своей основе, каковые работают в организме млекопитающих. К тому же разве в общении с другими людьми мы не руководствуемся именно чувствами — ненавистью, любовью, завистью, симпатией или антипатией? А уже потом каким-то там разумом. Где тут — с точным указанием границы — кончаются наши инстинкты и начинаются разумные переживания? Ах, да, людям еще свойственно абстрактное мышление. Последний еще не павший рубеж на пути «уравнивания» с животными. Но и его, как выясняется, можно свести к совокупности электрохимических процессов и импульсов в мозгу. Посредством каковых импульсов, возможно, мы уже в недалеком будущем научимся «разговаривать» с животными, начиная с дельфинов или собак.

В процессе эволюции мы стали, конечно, к ним добрее. В современном жестком мире нам важны именно их эмоции, остальное (осмысленность действий) мы готовы приписать им уже сами. Собаки и кошки, ровно как соцсети, стали комфортным «убежищем» от одиночества человека в современном мире. Их любовь и преданность — на фоне разлитой по бездушному мегаполису (где тут «парковочное место» трепетной душе?) отчужденности, перерастающей порой во взаимную ненависть, готовность людей, даже близких, кинуть и предать — как спасательный круг для многих. И да, мы можем себе позволить быть добрыми к тем, кто заведомо слабее нас и зависит от нас. Материальное положение позволяет в том числе. Может, собаки и кошки и даже попугайчики расположились на относительно более высокой ступеньке «пирамиды Маслоу», на которую мы, наконец, тоже вскарабкались?

Не случайно, видимо, число домашних животных в России быстро растет: за последние три года оно увеличилось на 6,3 млн (14%). Число кошек увеличилось на 4,7 млн, собак — на 1,6 млн. Эти домашние питомцы есть в 55 млн российских домохозяйств (больше половины от их общего числа в стране), у 15% кошки (из более чем 33 млн) вполне уживаются с собаками (почти 19 млн). 

При этом почти всякое утилитарное значение домашних животных (типа ловли мышей или охраны дома) ушло — они нам нужны для эмоционального общения. Именно поэтому столь громкий резонанс получила недавно история с толстым котом, которого не пустили на рейс «Аэрофлота». Как не получить, если в стране три десятка миллионов «кошатников». Обиженные коты и брошенные («преданные» — такой именно термин, не меньше) собаки нам порой ближе эмоционально, чем голодающие старухи в заброшенных деревнях или мерзнущие на улице бездомные. Возможно, потому что своих собак и кошек мы «понимаем» и имеем с ними эмоциональную связь, а с бездомными и старухами все не так однозначно. Как и с соседями по подъезду иной раз. От государства ведь тоже нашего особо добра и ласки не дождешься, а в обществе вообще повышенное содержание если не взаимной ненависти, то неприязни. Дефицит добрых чувств в мире людей так или иначе налицо. Спасает мир животных.

Явление это во многом универсальное. Многие признают, что так называемые миллениалы — едва ли не самое одинокое поколение в истории человечества. Они либо поздно, либо никогда не вступают в брак, а домашние животные заменяют им детей. Можно, конечно, отказ «плодиться и размножаться» считать еще одним признаком кризиса и даже предвестником «конца цивилизации». Но если это так, полагают некоторые, то лучше встретить его в компании с преданным домашним другом, нежели не дождаться любви, заботы и того самого «стакана воды». Именно поэтому бизнес, связанный с домашними животными, растет по всему миру. И по прогнозам, уже в обозримом будущем люди начнут уделять здоровью домашних питомцев столько же времени, сколько и своему. 

Надо сказать, что люди с домашними животными и с защитой их прав вовремя спохватились. Поскольку есть вероятность, что в не таком уж далеком будущем сами они утратят гордое звание «венца мироздания». На этот пьедестал взойдет искусственный интеллект. Он может не только кардинально поменять наши представления об эмоциях и чувствах, а также о том, что такое на самом деле «настоящий разум», но и создать собственные представления на сей счет, которые могут нам, людям, отступившим от роли «венца эволюции», сильно не понравиться. ИИ, возможно, будет соотноситься с нашим так называемым «разумом» примерно так, как сейчас человеческий разум соотносится с тем, что происходит, скажем, в голове у дельфина. 

Пока еще люди придумывают законы и правила о регулировании ИИ. Однако никто не знает, как быстро настанет тот момент, когда ИИ начнет более-менее самостоятельно регулировать свои отношения с людьми. Во всяком случае, к этому времени нам надо как-то осознать свое поведение, исправить его в наиболее порочных составляющих и предстать перед новым «венцом цивилизации» в роли достаточно милых «зверушек», чтобы их (наших потомков) не выкинули на улицу и чтобы не препарировали, отказывая в праве на чувства и страдания, как это проделывали в XVII веке француз Рене Декарт или англичанин Уильям Гарвей. А ведь тогда уже на дворе Ренессанс был, между прочим. И чем все кончилось? Ядерной бомбой и тоталитарным контролем посредством новейших коммуникационных технологий. Ни одна собака до такого не додумалась бы. Прав был старик Черчилль: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки».

Метки:

Leave a comment!

You can use these tags:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>