Алексей Арбатов: «Необходимо срочно приступить к переговорам о новом СНВ»
Эксперт по международной безопасности рассказал о путях выхода из кризиса в области контроля над вооружениями
В Женеве завершилось заседание наблюдательного совета Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. По его итогам сформулированы рекомендации международным организациям, в том числе Совету Безопасности ООН, и главам ведущих государств по повышению режима ядерного нераспространения. Заместитель председателя организационного комитета форума, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей АРБАТОВ ответил на вопросы корреспондента «НГ» Юрия ПАНИЕВА.
– Алексей Георгиевич, почему в Европе отвергли предложение России о моратории на размещение ракет средней и меньшей дальности? Ведь Европа оказалась самой уязвимой в условиях краха Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД)…
– Дело в том, что на Западе уверены, что Россия развертывает такие ракеты де-факто. Поэтому мораторий не затронет то, что Россия уже делает, но помешает тому, что США хотели бы сделать в ответ. Думаю, что заявление Москвы о моратории – правильный шаг. Но не хватило немного – сказать, что любые вопросы по несоблюдению договора, которые стороны приписывают друг другу, мы готовы быстро решить, согласовав новые меры верификации.
– Насколько велики шансы продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3)?
– Когда мы говорим о шансах, то подразумеваем какие-то предсказуемые тренды. Однако президент США Дональд Трамп не относится к предсказуемым трендам. У США нет никаких резонов отказываться от продления СНВ-3. От нынешнего договора они имеют не просто ограничения на наращивание российских стратегических вооружений, но и, что не менее важно, беспрецедентную транспарентность и предсказуемость в отношении того, что происходит в стратегических силах России. Трампа волнуют не судьба СНВ-3 и не российско-американские отношения, а прежде всего импичмент, конфронтация с демократами, разногласия в НАТО. С точки зрения здравого смыла должна быть 99-процентная уверенность, что СНВ-3 будет продлен. Но с точки зрения того, кто сейчас в Белом доме делает политику, перспективы совершенно не ясны.
– Даже несмотря на то что такой «ястреб», как Джон Болтон, покинул администрацию?
– Болтона Трамп подобрал потому, что он чем-то ему подходил, а потом разонравился. У них возникли разногласия вовсе не по контролю над вооружениями, а по Корее, Ирану, другим вопросам. Проблему ограничения ядерных вооружений Трамп считает выдумкой демократов: Обама на этом поприще активно действовал и даже Нобелевскую премию получил. На смену такой одиозной фигуре, как Болтон, придут несколько других бледных, никому не известных бюрократов, которые будут проводить все ту же политику, если почувствуют, что этого хочет президент.
– Считаете ли вы, что ядерная угроза со стороны Китая действительно опасна?
– Ядерная угроза – понятие лукавое. Есть возможность другой стороны вас уничтожить с использованием ядерного оружия. Это вовсе не значит, что она пойдет на это, особенно при имеющейся системе взаимного ядерного сдерживания. Но есть ядерная угроза как намерение оказывать давление, которое ведет к кризисам, способным развязать ядерную войну. Вот это действительно ядерная угроза. Относительно Китая можно говорить о первом типе угрозы. Он отстает от России и США в части ядерного оружия. Вместе с тем Китай начал проводить более активную и амбициозную внешнюю политику по сравнению с предыдущими тремя десятилетиями, отстаивать свои геополитические права. Он вступает в прямую конфронтацию с окружающими его странами, многие из которых являются американскими союзниками, быстро наращивает военное присутствие в западной части Тихого океана и Индийском океане, Африке. Но никакой политики военных угроз или шантажа с его стороны не наблюдается. С другой стороны, помимо России и США Китай – единственная держава, обладающая техническими и экономическими возможностями в течение 10 лет в разы увеличить свой ядерный потенциал, И с этим не могут не считаться в США и негласно в России. Никто не даст гарантий, что через 10 лет у нас не возникнет противоречий с Китаем. В 1950-е годы Советский Союз и Китай считались «братьями на века», а в конце 1960-х между ними начались вооруженные столкновения на границе. Китай как потенциальная третья ядерная сверхдержава может действовать гораздо активнее в регионах, где у него есть интересы – то есть там, где есть сырье и большие территории. В этом плане потенциальная угроза, конечно, существует. Но чтобы Пекин не обижать, ее можно назвать вероятностью серьезного изменения стратегической и военно-политической ситуации.
– Реально ли заключить трехсторонний договор о контроле над вооружениями с участием России, США и Китая, о чем в последнее время много говорят в Вашингтоне?
– С политической точки зрения это нереально, потому что Китай к этому не готов и не хочет быть вовлеченным по ряду соображений. С другой стороны, Китаю никто и никогда не предлагал какого-то соглашения в этой сфере, которые могли бы его заинтересовать. Просто так апеллировать к благим пожеланиям совершенно недостаточно. Приступая к серьезным переговорам по ядерному оружию, стороны должны знать, что в результате получат стратегическое и военное преимущество по сравнению с тем, что они имели до них. То есть Китай должен сознавать, что его не просто погладят по головке и скажут «Молодец!», а он получит определенные преимущества в военном отношении. И в конечном итоге соглашение не легализует его отставание по тем системам оружия, которые станут предметом договоренности.
– Какими вы видите пути выхода из нынешнего кризиса?
– Пути выхода очевидны. Во-первых, это мораторий на ракеты средней дальности с взаимоприемлемыми мерами проверки. У нас тоже есть подозрения, что в пусковых установках противоракет в Польше и Румынии могут быть размещены наступательные ракеты «Томагавк».
Поскольку вторая причина выхода США из ДРСМД – сдерживание Китая, у которого имеются сотни, если не тысячи таких ракет, то этот вопрос требует переговоров в двустороннем формате (между Китаем и США) или трехстороннем формате (с подключением России). В крайнем случае можно было бы договориться с американцами не развертывать ракеты в Европе. Хотя такая региональная договоренность, конечно, вызовет большое неудовольствие у Китая, Индии, американских союзников в западной части Тихого океана.
Необходимо продление Договора СНВ-3. Тем более что Россия уже сделала жест доброй воли, заявив, что новые гиперзвуковые системы «Авангард» подпадают под этот договор. Хотя с юридической точки зрения здесь можно было бы и поспорить. Россия даже пригласила наблюдателей, чтобы они убедились в том, что эти ракеты обладают заявленными характеристиками. А продлив на какое-то время СНВ-3, нужно незамедлительно приступить к переговорам о следующем соглашении. Если бы мы лет пять назад начали соответствующие переговоры с американцами, то не оказались бы в таком цейтноте. Эти уроки надо учитывать.
Очень важно также предотвратить провал очередной обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В апреле 2020 года состоится юбилейная конференция, посвященная 50-летию договора. И если она будет взорвана второй раз подряд после 2015 года, то этот договор затрещит по швам.