О коронавирусе, как не впасть в депрессию, о будущем российской экономики и изменении Конституции
Тезисно из Instagram Ирины Хакамада о коронавирусе, будущем экономики России и сложном времени для бизнеса
О свободном времени
“Поскольку все остальное грохнулось, я начала готовить лекции на английском языке, изучать английский очень интенсивно и крутейшим способом. Начала писать книгу и изучать сложнейшие философские труды, для того, чтобы ее написать. Продолжаю заниматься спортом — клубы все закрыты, но есть всякие разные варианты. На даче кайфую, книг недочитанных полно, подписалась полностью на все в медиатеке.
Когда спрашивали, что изменит все, этот опрос делал Esquire лет 10-12 назад, один из художников, представитель творческой профессии ответил, что все изменит все, когда для людей одним из важных критериев успеха будет свободное время. Когда люди не будут боятся своего свободного времени и им будет дико интересно с собой. Вот этот кайф изменит все. Мы не сделали это добровольно, так сложилось, но у нас есть шанс изменить мир к лучшему. Просто наступил тот момент, когда автоматически все меняется, потому что если мы не будем любить свое свободное время сегодня, то мы помрем от депрессии.”
О депрессии
“Люди смотрят сериалы до одурения, напиваются пивом ящиками, но потом все равно начнут унывать, потому что после длительного просмотра чего-то пассивного, наступает депрессия, после выпивания пива все равно наступает депрессия, и чтобы ее не было, пусть даже короткой, нужно творить. Чтение сложной литературы, просмотры сложного кино.
Попытка сделать то, чего не делал раньше для саморазвития. Войти, обучиться чему-то более сложному, прежде всего в работе с самим собой, считайте это ретрит, длинный-длинный ретрит, вот это уже называется творчески и конструктивно не унывать.
А вот просто не унывать лишь бы не унывать, тогда все запасы вина выпейте с пивом, а потом или деньги закончатся, или оно все подорожает.”
Реальная угроза или заговор правительства
“Истина где-то посередине, нет такой угрозы как она раскручивается, не в силу только заговора, а в силу самой раскрутки всеми средствами информации, потому что это дает рейтинги.
Угроза реальная — это заболеть, но угроза катастрофической смертности не такая, потому что статистика показывает, что и в прошлом и в позапрошлом годах от всяких вирусов умерло такое же количество людей. Заражаемость очень быстрая, это всех перепугало. Но люди переносят спокойно, молодежь ещё спокойнее, дети не восприимчивы, беременные не восприимчивы.
Вакцину ждать, я так поняла бесполезно, потому что вирус быстро мутирует и даже если эту вакцину сделать иммунная система не срабатывает.
Поэтому я больше придерживаюсь принципа, что нужно быть осторожным. Просят у вас сидеть дома, ну посидите.
Я считаю, что хаос это цепь случайностей в которых каждая случайность выглядит как заговор. На самом деле просто на любое случайное событие подсаживается куча игроков которым это событие выгодно. Именно поэтому оно выглядит как заговор.”
О бизнесе и рынке труда после коронавируса
“Для бизнеса сейчас очень сложное время. Если так будет все продолжаться в нашей неэффективной стране, малый и средний бизнес, особенно те, кто напрямую работает с рынком потребителя, клиентский бизнес, мы его грохнем.
Поэтому пора бы быстренько приводить все в порядок.
Многие, кто эффективно ушли в онлайн и там стали успешными в нем останутся, может быть не вернутся в оффлайн, а те, кто вернется, будут одновременно работать и онлайн, понимая, что этот сектор нельзя терять, если там что-то получилось успешное.
Такие бизнесы как рестораны, стоматологические клиники и так далее не поменяются. Им нужно возвращаться и они будут быстро выходить в рост, собирая тех клиентов, которые отсиживались все это время.
Но, в целом, мир конечно поменяется. Поменяется не в плане, что в нем победит только цифровая онлайн-экономика, потому что цифровая онлайн-экономика требует оффлайн заработков. Все, кто чему-то обучают или что-то делают онлайн и даже криптовалютный рынок требует того, чтобы кто-то заработал реальные деньги. Поэтому реальный рынок будет быстро-быстро восстанавливается, как только вся эта эпидемия информационная и реальная вирусная поутихнут.”
Об экономике России
“Я не могу ничего прогнозировать, но точно это будет нулевой или отрицательный рост. Все зависит от того, сядут ли обратно за стол переговоров Саудовская Аравия, Америка и Россия. Это три главных игрока в мире по производству нефти, меняющиеся местами, но все равно самые главные на рынке.
Если все эти три игрока найдут компромиссное решение по сокращению объема нефти и повышению цен, то тогда России будет получше, потому что мы зависим от нефти, ну прям совсем зависим.
Если цена нефти будет 20-25 и ниже — нам конец. Если при этом, все это происходит в панике и уничтожении малого и среднего бизнесов, уничтожения потребительского спроса и люди в страхе ничего не покупают, мы обратно точно не вернемся. Будет какая-нибудь экономическая контрреволюция.”
Об изменении Конституции
“Это все спектакль, потому что все уже принято. Элла Памфилова сама призналась, что это просто добрая воля Президента нас послушать, а поскольку добрая воля Президента всегда заканчивается только тем, что исполняется только его добрая воля, то все наши голоса тонут в небесах.
Мне это неинтересно. Мне интересно другое. Не надо так все примитивно рассматривать. Обновление в Конституции касается только Путина, оно не касается других сроков. Это значит, что очень жестко, как всегда в России или вот так или никак.
Окружение Президента и сам Президент решили заставить элиту стоять-бояться. Элита вылизывающая все места, как только видит, что все, срок идет концу начинает сдавать и предавать — это очень опасная ситуация для Президента, очень опасная в нашей структуре власти. Никаких институтов защищающих его от собственной элиты и окружения нету, потому что там не по институтам, там по понятиям.
Поэтому, каким-то образом нужно было заставить их верить в то, что он силен как никогда, а то что реально произойдет, будет ли он пользоваться обнулением или не будет, время покажет.
Именно все это, что там написано в этой конституции, меня вообще не волнует. Она никогда не исполнялась. К примеру, там есть обеспечение прожиточного минимума и постоянной индексации. Обеспечивают? Индексируют? Есть в ней про доступ к прекрасному здравоохранению. Все уже почувствовали на своих плечах прекрасное здравоохранение?”
Об ипотеке
“В условиях турбулентности не надо ничего делать. Если у вас есть лишние деньги, тогда при падении цен покупайте недвижимость в собственность. Ипотека это кредит, этот долг. Если вы не знаете, что будет дальше, как вы можете брать в долг. Если у вас есть деньги, то во время такого кризиса все богачи этим пользуются, скупают активы за три копейки, вот тогда идите и покупайте. Все остальное не работает, вы не знаете, что произойдет через месяц.”