РЕЙТИНГ ЭКСПЕРТОВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Центр политической конъюнктуры
Центр политической конъюнктуры
Топ-50 российских экспертов-международников
Вопросы международных отношений, сотрудничества с другими странами и позиции России на мировой арене занимают существенное место в информационно-политической повестке. Еще больше эти вопросы актуализировались на фоне глобальных изменений, вызванных пандемией коронавируса. По мнению Генри Киссинджера, пандемия и вовсе навсегда изменит мировой порядок.
Новые проблемы и вызовы мирового масштаба, встающие перед лицами, принимающими решения, повышают спрос на экспертов в сфере международных отношений, который и до 2020 года был довольно заметным.
Международные отношения — одна из немногих сфер, где структурно выстроены связи между властными институтами и экспертным сообществом, а также существует постоянный спрос на аналитику со стороны международников. Если по вопросам, например, социальной или экономической политики, запрос со стороны власти может быть эпизодическим, то консультации по внешнеполитическим темам проходят на постоянной основе.
Ведущие вузы (МГИМО, Дипломатическая академия), готовящие экспертов в сфере международных отношений, являются подведомственными образовательными учреждениями МИД РФ. Известно, что в МГИМО создана процедура, когда МИД запрашивает аналитические справки у профессорско-преподавательского состава.
Кроме того, активно развиваются бакалаврские и магистерские программы по международным отношениям в других вузах, например, в Высшей школе экономики и Российском государственном гуманитарном университете, Московском государственном университете и др., что ведет к расширению границ экспертного сообщества.
Также в сфере изучения международных отношений становится все больше государственных и окологосударственных аналитических центров (Think tank), занимающихся анализом и изучением самых разных вопросов международной повестки. Что, в целом, является мировой практикой.
Повышает спрос на экспертов в этой отрасли и активное внимание россиян за международной повесткой. Так, согласно данным ФОМ, за внешней политикой России следят 51% граждан. Согласно данным ВЦИОМ, в 2019 году «внешняя политика и отношение к России» входили в топ-5 вещей, вызывающих у россиян гордость.
По данным последнего исследования ВЦИОМ, опубликованного 15 сентября 2020 года, главной целью, к которой должна стремиться Россия в XXI веке, по мнению граждан, является нахождение в топ 10-15 экономически развитых и политически влиятельных стран мира (44%), а практически треть респондентов (31%) считают важным возвращение статуса супердержавы, какой был у СССР.
При этом тема внешней политики чрезвычайно сложна для простых граждан. Сложилось представление о том, что эта сфера является элитной и иерархизированной, так как внешняя политика является прерогативой государства, в этой сфере есть множество закрытых для стороннего наблюдателя отраслей, поэтому на экспертов по международным вопросам, которые погружены в тему, такой большой спрос в сфере публичной дискуссии (ТВ, интернет-издания, СМИ).
При этом в открытом доступе отсутствует какая-либо база данных экспертов-международников и тем более их рейтинг, который бы учитывал объективные показатели активности членов сообщества.
Рейтингование сообщества экспертов-международников позволяет выявить не только наиболее влиятельных членов сообщества, но и самые востребованные тематики международной повестки.
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг экспертов-международников.
Методика исследования
Эксперт — лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли.
Рейтинг — список экспертов, ранжированный посредством расчета Индекса востребованности эксперта (ИВЭ).
ИВЭ включает в себя 4 критерия: упоминаемость, признание, популярность, оценка.
Упоминаемость. Для оценки упоминаемости эксперта производится сбор информации о количестве материалов самого эксперта (статьи, колонки) или материалов с его участием (комментарии) в российских СМИ при помощи сервиса «Медиалогия».
Сбор информации производится за последние 3 месяца (на момент начала исследования — с 25 мая по 25 августа), что позволяет получить актуальные данные упоминаемости. В расчете учитывались доступные профильные тематики: безопасность, бизнес и общество, власть, военное дело, политика, право, управление.
При составлении рейтинга максимальное количество упоминаний в СМИ для экспертной группы выступает в роли эталонного результата. Эксперт, показавший наивысший результат в итоге получает максимальную оценку, далее результаты остальных экспертов высчитываются в качестве долей от максимального результата, однако доли затем не переводятся в оценки, а сразу преобразуются в результат по критерию.
Результат рассчитывается по формуле:
(Результат эксперта/Эталонный результат)*10 = оценка по критерию
Признание. Авторитетность эксперта внутри профессионального сообщества определяется посредством анкетирования самих экспертов. Им предлагалось назвать коллег, за которыми они следят в СМИ или соцсетях, чьи публикации чаще всего им встречаются, и мнение каких экспертов вызывает наибольший интерес.
Кроме того, в ходе анкетирования экспертам задается вопрос о том, какая, по их мнению, социальная сеть является наиболее востребованной внутри их профессионального сообщества. Это необходимо для определения предмета исследования по критерию «Популярность».
Оценка признания внутри экспертного сообщества производится аналогичным с критерием «Упоминаемость» образом: результат эксперта с наибольшим числом упоминаний внутри профессионального сообщества признается эталонным, и расчет результатов остальных экспертов производится в соответствии с формулой выше.
Популярность эксперта в социальных сетях определяется по количеству подписанных на него пользователей. В случае отсутствия подписчиков (Facebook/»ВКонтакте«) в расчете учитывается количество друзей пользователя, однако оно делится на 10, так как современные алгоритмы формирования новостных лент в соцсетях не гарантируют, что все друзья эксперта увидят опубликованные им сообщения .
В ходе анкетирования экспертов было выявлено, что наиболее популярной площадкой внутри профессионального сообщества является Facebook, поэтому для расчета критерия «Популярность» использовались результаты пользователей этой соцсети.
Распределение оценок происходит по такому же принципу, как и в случае расчета оценок по критерию «Упоминаемость».
В случае, если эксперт ограничивал информацию о количестве своих друзей или подписчиков, ему присваивался минимальный балл, так как статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории.
Оценка. Этот критерий базируется на анализе действий каждого эксперта: наличие у него академических работ в изучаемой области, его участие в тематических конференциях, круглы столах и иных публичных мероприятиях.
Итоговая оценка рассчитывается по формуле:
(Упоминаемость*0,3)+(Признание*0,3)+(Популярность*0,2)+(Оценка ЦПК*0,2) = ИВЭ
Каждый критерий рассчитывается индивидуально, сумма оценок по всем критериям и является ИВЭ. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить эксперт — 10 баллов.
В случае, если эксперты обладают одинаковым количеством баллов, приоритет отдается критерию «Упоминаемость», затем «Признание», после — «Оценка», заключительный критерий — «Популярность».
В рейтинг экспертов не попадают лица, принимающие государственные и/или политические решения (чиновники, депутаты, руководители госструктур) в исследуемой отрасли, несмотря на то, что они могут попадать под определение эксперта. Исключение составляют только те субъекты, которых неоднократно отмечало экспертное сообщество в ходе анкетирования.
Отличительной особенностью рейтинга международников является рецензирование итогового материала экспертами отрасли.
Основные результаты и выводы исследования
1. Высокая практикоориентированность при академической компактности. Большинство экспертов из топ-50 являются сотрудниками МГИМО, ВШЭ и РАН, именно эти академические структуры являются наиболее значимыми для экспертного сообщества. При этом эксперты занимаются не только преподавательской или академической деятельностью, но также параллельно руководят лабораториями и исследовательскими центрами, что говорит о высокой прикладной значимости результатов их работы.
2. Централизация ресурсов. В топ-50 нет представителей региональных вузов или исследовательских организаций. Подобная, но менее выраженная централизация характерна и для других экспертных сообществ, однако в случае международников она является более оправданной, так как именно в Москве и Санкт-Петербурге сконцентрированы институты, нуждающиеся в экспертизе международников.
3. Гендерный дисбаланс. В рейтинг попали только три женщины. При этом в топах других экспертных сообществ женщин гораздо больше. Например, в топ-50 экспертов в сфере цифровой экономики — 6 женщин, в здравоохранении — 11, в сфере малого бизнеса — 12.
4. Высокая активность в соцсетях. У 86% участников рейтинга есть личные страницы в социальной сети Facebook, которую внутри сообщества, согласно данным анкетирования, считают наиболее значимой. Суммарно на экспертов-международников подписано более 200 тыс. пользователей, что делает из членов сообщества влиятельных спикеров и за пределами СМИ.
5. Малое количество частных структур. Большинство экспертов имеют отношение к крупным государственным аналитическим или исследовательским структурам, представителей частных организаций гораздо меньше, что показывает ориентированность сообщества в первую очередь на государственные институты, что логично для международных отношений.